Психика – предмет психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Психология рассматривает внутреннее содержание субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение; она изучает объективные закономерности и проявления психики.

Психику традиционно определяют как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями.

Содержание

План…………………………………………………………………………3
Психика как «субъективный образ объективного мира»……………….4
Структура психики человека……………………………………………10
Физиологические механизмы психической деятельности……………13
Взаимосвязь биологических и социальных факторов в развитии психики……………………………………………………………………16
Совершенствование психики……………………………………………20
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

      Следует различать созревание и формирование психики. Внутреннее спонтанное изменение  психики человека является ее созреванием. Развитие психики под влиянием внешних и прежде всего социальных воздействий является ее формированием.

      Совокупность  всех морфологических, физиологических  и психологических особенностей индивида, развитие которых обусловлено  действием общих генетических факторов, образует конституцию человека.

      Проблема  взаимодействия биологического и социального  породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них - теория биологического созревания - утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон). [6, c.202]

      Другая  теория - теория ведущей роли среды - утверждала, что среда - решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили его к накоплению знаний, умений и навыков.

      Современные научные данные свидетельствуют  о том, что определенные биологические  факторы могут выступать в  качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека. Как известно, ядро биологической клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением и Х - и Y-хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1: 500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом. Индивиды с лишней Х-хромосомой отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной агрессивностью. Лишняя У-хромосома обусловливает снижение уровня воли и интеллекта. Конечно, хромосомную аномальность нельзя трактовать как наличие у отдельных людей "генов преступности".  Благоприятная система воспитания, учитывающая биологические особенности данного индивида, нейтрализует отрицательные стороны хромосомной аномалии.

      Пограничная с генетикой область психологии - психогенетика - исследует взаимосвязь генотипа и условий среды, проявляющуюся в особенностях поведения индивида. При этом используется метод близнецов (предложенный Ф. Гальтоном еще в 1876 году), позволяющий уравнять наследственный фактор и выявить специфическую роль среды и наследственности. Генотип у монозиготных (однояйцовых) близнецов идентичен.

      Для каждого развивающегося индивида существуют свои наследственно-средовые ограничения. Среда может стимулировать экспрессию (проявление) генетического потенциала. [6, c.205]

      В основе типологии индивида как представителя биологического вида могут лежать три различных критерия: генетический, нейрогуморальный и врожденные особенности типа высшей нервной деятельности (нейротип).  По нейрогуморальным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) на воздействия среды выделяют три поведенческих типа:

      1) А-тип (адреналовый),

      2) НА-тип (норадреналовый),

      3) А + НА-тип (смешанный).

      Представители А-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечнососудистым заболеванием. (Среди мужчин доля А-типа составляет более 30%, среди женщин - 30%.)

      Представители НА-типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА-тип среди мужчин составляет 17%, среди женщин - 26%)

      Представители А + НА-типа (смешанного) отличаются крайней  повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью. Это люди астероидного типа - они артистичны, любят быть в центре внимания, высокочувствительны, остро сопереживают другим людям, склонны от неприятностей "уходить в болезнь".

      Особенно  остро нейрогуморальные особенности  людей проявляются в экстремальных  обстоятельствах. Вышеназванные типы отличаются между собой также  по биохимическим, иммунологическим и другим соматическим показателям.[6, c.208]

      Биологические особенности индивида модифицируются в  процессе его социализации. 
 

Вопрос  № 5: Совершенствование психики. 

      Самосовершенствование личности связано и с совершенствованием психики. Функционирование и развитие человеческой психики, как мы уже отмечали, определяется соотношением биологических и социальных факторов при решающем влиянии последних на ее формирование.

    Различают три основные вида формирования психики: стихийное, целенаправленное и самоформирование.

   Прежде чем говорить о методах и способах самопрограммирования психики, остановимся на некоторых общих положениях.

      Во-первых, не может быть такого самопрограммирования, которое бы не предусматривало определенной и конкретной цели или жизненной перспективы. Исходный пункт самопрограммирования – сформированная цель действия. Нередко формирование четкой и устойчивой цели оказывается достаточным условием эффективного программирования деятельности человека на всю жизнь, когда интересам достижения этой цели подчиняются все другие стороны его жизни. Иногда такое программирование осуществляется еще в раннем детстве, под влиянием какого-то впечатляющего события или образа, оставляющего неизгладимый след в памяти ребенка. Время, от времени активизируясь, этот след все больше завладевает его вниманием, поддерживая интерес к предмету воспоминаний, а со временем побуждает его активно действовать в соответствующем направлении.

    Если иметь в виду функционирование нервной системы, то такой вид программирования нередко осуществляется посредством «запечатления» - одного из наиболее простых нервных механизмов программирования поведения. Особенность действия этого механизма состоит в том, что определенный образный раздражитель, будучи воспринят один-единственный раз, сохранится в памяти на очень длительное время, иногда на всю жизнь, активно воздействуя на поведение индивида. [5, c.414]

    Таким образом, запечатление можно считать непроизвольной формой программирования. Следует заметить, что такое программирование по механизму запечатления может иметь место и у взрослого человека. К сожалению, подобного рода случаи чаще всего приобретают отрицательный характер и в последующем проявляются как навязчивые состояния.  Предпосылки для подобного запечатления возникают в так называемых фазовых состояниях коры головного мозга, когда общий тонус психики значительно снижен.

    Важно здесь то, что медикаментозное лечение в этих случаях не оказывает положительного влияния. Устранению такого рода заболеваний способствует «перепрограммирование» нервной системы с использованием для этой цели фазовых состояний мозга, когда создаются необходимые условия для высокой действенности словесного и образного внушения и самовнушения.

    Процесс самопрограммирования психики помогает решать множество разнообразных задач: приобретать необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень самосознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ускорить процесс изменения представлений о собственной личности, с тем чтобы он несколько опережал реальные изменения.

    Благодаря регулирующей роли сознания человек способен в значительной степени абстрагироваться от реальных воздействий и посредством представлений воссоздавать действие прежних раздражителей или же, конструируя новые представления на основе старых, целенаправленно формировать новое представление о себе, имея в виду его программирующее назначение.

    Одним из условий самопрограммирования психики, связанных с поведением человека, является формирование привычек. В зависимости от поставленных жизненных целей человеку, как правило, приходится искоренять какие-то ненужные или даже вредные привычки и вырабатывать новые, более необходимые с точки зрения поставленных целей. Особую трудность представляют привычки, связанные с бытовыми интоксикациями (курение, употребление алкоголя и пр.). В связи с этим полезно помнить слова Сенеки о том, что «управлять можно только добродетелью, а не душевными недугами – их легче искоренить, чем обуздать». [5, c.418]

    Укреплению вновь созданной программы способствуют такие приемы, как обрезная переработка угрожающих ситуаций, когда человек мысленно представляет разрушительные последствия пьянства и себя самого с новыми преимуществами непьющего, укрепляющего здоровье и свой социальный статус. Сохранить вновь избранную линию поведения позволяет постоянно действующий самоконтроль, собственная внутренняя бдительность.

    Важное значение имеет выработка новых целесообразных привычек.  При этом привычка может быть и способом стихийного самопрограммирования, и методом целенаправленного самосовершенствования, если она формируется сознательно, с учетом жизненных перспектив и целей.

    К существенным программирующим механизмам относится речь.  Среди множества форм словесной саморегуляции и самопрограммирования следует назвать самоодобрение и самопоощрение. Хотя эта форма саморегуляции более  свойственна детям, определенное значение она имеет и для взрослого человека, закрепляя и усиливая положительное отношение к определенной программе собственного поведения или деятельности.

    Противоположная форма саморегуляции – самоосуждение и самонаказание. Являясь весьма действенным средством самовоспитания, она представляет собой необходимый элемент внутренней работы по развитию высокой требовательности к собственным программам деятельности. Однако следует при этом помнить, что высокая требовательность к себе не должна сочетаться с постоянным недовольством собой. Привычка к такой внутренней позиции может привести со временем к психологическому дискомфорту, к неверию в собственные возможности, что нередко становится основой «комплекса неполноценности».

    Среди других форм речевой саморегуляции назовем еще самоприказ, самопринуждение, самоподбадривание. Программирующая роль таких активаторов, даже если они реализуются в виде внутренней речи, достаточно высока. [5, c.419] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников: 

  1. Венгер  Л.А. Мухина В.С. Психология – М., 1988. – 336 с.
  2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987. – 226 с.
  3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 2003. – 464 с.
  4. Столяренко Л.Д. Психология. – Рн/Д., 2000. – 448 с.
  5. Чеховских М.И. Основы психологии. – Мн., 2002. – 218 с.

Информация о работе Психика – предмет психологии