Психика – предмет психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Психология рассматривает внутреннее содержание субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение; она изучает объективные закономерности и проявления психики.

Психику традиционно определяют как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями.

Содержание

План…………………………………………………………………………3
Психика как «субъективный образ объективного мира»……………….4
Структура психики человека……………………………………………10
Физиологические механизмы психической деятельности……………13
Взаимосвязь биологических и социальных факторов в развитии психики……………………………………………………………………16
Совершенствование психики……………………………………………20
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 
                               УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 
СОЛИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему:

Психика – предмет психологии 
 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ  Психология,  ВАРИАНТ     2, 

СТУДЕНТКИ  3 КУРСА,  ГР.   32,  

 СПЕЦ.   Дошкольное образование  

ФИО      Ключенко Янины Григорьевны

                    
 
 
 
 
 

                                                                                                                       Адрес: ул. Терешковой 

                                                                                                                                     д. 19/в  кв. 1

                                                                                                                                     г. Столин                     
 

 Рецензент ________________ 
 
 
 
 
 
 

Солигорск  2010г.     

Содержание: 

  1. План…………………………………………………………………………3
  2. Психика как «субъективный образ объективного мира»……………….4
  3. Структура психики человека……………………………………………10
  4. Физиологические механизмы психической деятельности……………13
  5. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в развитии психики……………………………………………………………………16
  6. Совершенствование психики……………………………………………20
  7. Список использованных источников……………………………………24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План: 

  1. Психика как  «субъективный образ объективного мира».
  2. Структура психики человека.
  3. Физиологические механизмы психической деятельности.
  4. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в развитии психики.
  5. Совершенствование психики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 1: Психика как «субъективный образ объе6ктивного мира». 

      Психология  рассматривает внутреннее содержание субъективных (душевных) явлений, процессов  и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение; она изучает объективные закономерности и проявления психики.

      Психику традиционно определяют как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями.

      Психика — такая сущность, где многообразие природы собирается в единство. Это  — виртуальное сжатие природы, отражение  объективного мира в его связях и  отношениях. 

Рис. 1.1. Взаимоотношение  объективного природного мира и психических явлений 

      Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (подобно зеркалу или фотоаппарату). Оно сопряжено с поиском, выбором; в нем поступающая информация подвергается специфической обработке. Таким образом, это активное отражение мира, вызванное определенной необходимостью, потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира. Оно всегда принадлежит субъекту, вне его не существует, зависит от субъективных особенностей. [4, с.220]

      Психика — это «субъективный образ объективного мира», совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

      Объективная реальность существует независимо от человека, она может быть отражена благодаря психике и стать субъективной, психической.  Это отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления. (Одну и ту же информацию из объективной реальности разные люди воспринимают по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное.) Таким образом, субъективная реальность может отличаться либо незначительно, либо весьма существенно от объективной.

      Но  считать психику всего лишь отражением внешнего мира неправомерно: она способна запечатлевать не только имеющееся, но и возможное (прогнозирование), а также то, что, кажется, могло бы быть, хотя это и не так.

      Психика, с одной стороны — отражение  реальности, а вот с другой стороны  — «придумывание» того, чего нет в действительности, — порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реальности, представление желаемого как действительного. Поэтому можно сказать, что психика — это не только отображение внешнего мира, но и своего внутреннего, психологического.

      Внешний мир воспринимается человеком двояко: репродуктивно — подобно тому, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия  ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности мыслительных и эмоциональных процессов.

      Человек, утративший способность «созидательно  отражать» действительность, — назовем  его реалистом, видит только поверхность вещей. Он может фотографически воспроизвести в своем уме окружающий мир, действовать благодаря манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой его картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Оба этих типа неадекватно, искаженно воспринимают мир.

      Нормальный  человек обладает обеими способностями  — репродуктивной и созидательной, и это позволяет эффективно познавать  объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного.  При таком плодотворном мышлении человек не безразличен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтересован в нем и взаимодействует с ним. Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением к своему объекту, способностью видеть его таким, каков он есть в действительности, а не каким хотелось бы думающему. Критерием же истинности, правильности психического отражения внешнего мира, как известно, является практическая деятельность человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских — о критериях истины.

      Однако  этимологически в слове «психика»  содержится и другой смысл. Вдумаемся в такие высказывания: «душа вышла из тела», «душа от страха в пятки ушла», «волнение души». Здесь мы узнаем движение. Движется же всегда что-то — должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и др.  В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. [4, с.222]

      Ее, возможно, обозначить так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или она имеет и свой специфический субстрат? Пока скажем лишь то, что психику нельзя свести только к нервной системе. Действительно, последний — орган (по крайней мере один из таковых) психики. При нарушении ее деятельности страдает, нарушается психика человека.

      Но  как машину нельзя понять, рассматривая ее части, так и психику невозможно уяснить, исследуя исключительно нервную  систему. Возможно, психика имеет  свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, им являются микролептоны — мельчайшие ядерные частицы.  Существуют и другие гипотезы. Не подлежит, однако, сомнению, что она тесно связана с деятельностью мозга — повреждения или физиологическая неполноценность того прямо ведут к нарушениям психики. При всем том содержание последней производится не самим мозгом — источником служит внешний мир.

      Психические свойства, будучи результатом нейрофизиологической работы мозга, включают в себя характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых возникает психическое. Преобразование сигналов, совершающееся в мозгу, воспринимается человеком как события, разворачивающиеся вне его — во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».

      Отсюда  следует, что характеристики психических  процессов, реализуемых мозгом, не проистекают  исключительно из закономерностей его функционирования. Этим объясняются представления о независимости психического и физиологического процессов, что утверждается в теории психофизиологического параллелизма. Согласно ей, они представляют два ряда явлений, звенья которых соответствуют друг другу, однако это две параллельные линии, никогда не пересекающиеся, не влияющие друг на друга.

        Таким образом, предполагается наличие «души», связанной с телом, но живущей по своим законам.

      Теория  механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути своей — физиологические; мозг «выделяет» психику, мысль, подобно тому, как печень — желчь. Недостаток этой теории в том, что здесь отождествляются два феномена, не принимаются во внимание качественные их отличия.

      Другая  теория — теория единства — утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Последователи френологии полагали, что существует прямая, жесткая связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо из этих участков развит чрезмерно, «выступая в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита и психическая функция, реализуемая именно им. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа», определяя соответствующие психические функции. Однако устанавливаемая взаимосвязь оказалась значительно сложнее, чем предполагали сторонники этой теории.

      Психические явления соотносятся не с отдельными участками мозга, не с отдельным  нейрофизиологическим процессом, а  с организованными их совокупностями. Психика — это системное качество мозга; она реализуется благодаря его многоуровневым функциональным системам, которые формируются у человека в процессе жизни, когда тот овладевает исторически сложившимися формами деятельности и опытом человечества, претворяя их в своей активной деятельности.

      Тут мы должны обратить внимание на еще  одну важную особенность психики  человека: она не дана в готовом  виде с момента его рождения и  не развивается сама по себе, если ребенок  пребывает в изоляции от людей. Только в процессе общения и взаимодействия у него формируется психика, в противном случае этого не происходит (феномен Маугли). [4, с. 227]

      Таким образом, специфические качества (сознание, речь, труд и пр.), психика формируются  у человека только в жизни, когда им усваивается культура, созданная предшествующими поколениями. Следовательно, можно выделить, по меньшей мере, три составляющих психики человека: внешний мир, природа, ее отражение. Полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психика – предмет психологии