Психика – предмет психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Психология рассматривает внутреннее содержание субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение; она изучает объективные закономерности и проявления психики.

Психику традиционно определяют как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями.

Содержание

План…………………………………………………………………………3
Психика как «субъективный образ объективного мира»……………….4
Структура психики человека……………………………………………10
Физиологические механизмы психической деятельности……………13
Взаимосвязь биологических и социальных факторов в развитии психики……………………………………………………………………16
Совершенствование психики……………………………………………20
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Вопрос  № 2: Структура психики человека. 

      Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

      1) психические процессы, 2) психические  состояния, 3) психические свойства.

      Психические процессы – динамическое отражение  действительности в различных формах психических явлений.

      Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

      Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

      Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся  ощущения и восприятия, представления  и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

      Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения  и деятельности человека.

      В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.  Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. [1, с.280]

      Под психическим состоянием следует  понимать определившийся в данное время  относительно устойчивый уровень психической  деятельности, который проявляется  в повышенной или пониженной активности личности.

      Каждый  человек ежедневно испытывает различные  психические состояния. При одном  психическом состоянии умственная или физическая работа протекает  легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

      Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

      Наиболее  изученными являются:

      1) общее психическое состояние,  например внимание, проявляющееся  на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

      2) эмоциональные состояния, или  настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное  и т.д.).

      Интересные  исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

      Высшими и устойчивыми регуляторами психической  деятельности являются свойства личности.

      Под психическими свойствами человека следует  понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

      Каждое  психическое свойство формируется  постепенно в процессе отражения  и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной  и практической деятельности.

      Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. [1, с.285]

        Для примера приведем некоторые  интеллектуальные свойства –  наблюдательность, гибкость ума;  волевые – решительность, настойчивость;  эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, эффективность и т. п.

      Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

      1) жизненную позицию личности (систему  потребностей, интересов, убеждений,  идеалов, определяющую избирательность  и уровень активности человека);

      2) темперамент (систему природных  свойств личности – подвижность,  уравновешенность поведения и  тонус активности, – характеризующую  динамическую сторону поведения);

      3) способности (систему интеллектуально-волевых  и эмоциональных свойств, определяющую  творческие возможности личности) и, наконец.

      4) характер как систему отношений  и способов поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 3: Физиологические механизмы психической деятельности. 

      Психофизиология - раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности.

      В зависимости от исследовательской  области выделяют

психофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных действий, дифференциальную психофизиологию.

      Психофизиология - междисциплинарная область естественнонаучных знаний об организации отношений вероятностных физических, психических и духовных сущностей и явлений человека, это морально оправданное научное познание вероятностных физических, психических и духовных сущностей и явлений человека и организации их отношений.

      Для эффективного познания психофизиология использует совокупность предпосылок, принципов, методов и средств познания, соответствующих сущности объектов познания - вероятностную методологию.

      Человек является объектом исследования в психофизиологии  и объектом приложения психофизиологических знаний. Здоровый человек является объектом познания и применения знаний общей психофизиологии.

      Объектом  исследования клинической психофизиологии и применения ее знаний является больной человек.

      Человек трехипостасен, обладает единством  трех иерархических вероятностных сущностей и явлений:

       -    духовное,

     -    душевное (психическое),

       -   телесное, (плотское, физическое).

      Отсюда, предметом психофизиологии являются вероятностные духовные, психические и физические сущности человека в их взаимосвязи и

взаимообусловленности. [3, c.216]

      В связи с успехами изучения активности отдельных нейронов мозга животных и в условиях клинического обследования у человека психофизиология стала наукой не только о физиологических, но и о нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения.  Современная психофизиология включает исследование нейрона и нейронных сетей, что определяется тенденцией в науке к интеграции

различных дисциплин, изучающих работу мозга (нейрофизиологии, нейрохимии, молекулярной биологии, психофизиологии, нейропсихологии и др.), в единую нейронауку.

      Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности.

      В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась сильная школа электрофизиологов во главе с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ.  Значительное влияние на развитие психофизиологии оказала теория нервных сетей, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Ее экспериментальное обоснование было представлено в их публикации совместно с Дж. Летвиным, X. Матураной под названием «Что говорит

глаз  мозгу лягушки» (1959).

      Исследователями впервые был описан особый тип  нейронов сетчатки, избирательно реагирующих на некоторые физические свойства

зрительных  стимулов. Для обозначения этих нейронов они ввели новый термин — детектор. В сетчатке лягушки они открыли несколько групп нейронов-детекторов: движущего угла, контраста, границы и др. Успех этой группы исследователей в значительной мере был обусловлен введением ими новой методики для изучения свойств нейронов. Вместо стандартных точечных раздражителей (пятен света) или включения и выключения диффузного освещения они применили стимулы, встречающиеся в естественной среде обитания лягушки: светлые или темные фигуры разной формы и размера (движущиеся линии, полоски, углы). [3, c.220]

      Открытие  нейронов с детекторными свойствами, избирательно реагирующих на определенные физические параметры стимулов, имело принципиальное значение для развития психофизиологии. Это стимулировало изучение функциональных характеристик нейронов и их роли в реализации различных этапов поведенческого акта.

      Были  открыты многие новые классы нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами. Среди них — особый тип сенсорных нейронов — гностические единицы, кодирующие целостные образы. Концепция гностических единиц принадлежит Ю. Канорскому, который предположил, что узнаванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, знакомого голоса по первому произнесенному слову, знакомого запаха, характерного жеста и т.п. соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов, отвечающих отдельным восприятиям. Прямое изучение нейронной активности коры высших животных подтвердило его концепцию гностических нейронов.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 4: Взаимосвязь биологических и социальных факторов в развитии психики. 

      Человек рождается с определенными наследственными  задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При  этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

      В биологической организации человека, его природе заложены возможности  его будущего психического развития.

      Генотип индивида определяет схему его индивидуального развития. Каждая стадия онтогенеза (индивидуального развития) человека наступает в результате актуализации различных локусов его генотипа. Разные стадии развития контролируются разными генами, но их активация осуществляется не спонтанно, а под влиянием внешних воздействий.

      В настоящее время устанавливаются  закономерности развертывания генетической программы во времени. Процесс психического развития детерминирован не только социально, но и генетически. И эти детерминанты связаны между собой. Чем сложнее формирующаяся функция, тем теснее взаимосвязь природного и социального.

      В каждом периоде развития имеет место повышенная избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям (сензитивность).

      Сензитивность - это фильтр, пропускающий одни средовые воздействия и блокирующий другие. Она может быть у одних индивидов узкой, у других - более широкой. Это и определяет спектр воздействия среды на развитие данного индивида, направленность его развития. [6, c.200]

      Каждая  стадия развития создает основу для  последующего развития.  Но только активность человека делает его субъектом развития.  Психические особенности человека определяют предпочитаемые им средовые воздействия. Модифицируя среду, человек создает наилучшие условия для реализации своей генотипической программы. На ранних этапах развития формируются преимущественно общевидовые формы поведения, а на более поздних - индивидуальные.

      Природные стороны человека не следует противопоставлять  его социальной сущности. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то низшей структуры. Даже природные биологические задатки человека являются человеческими задатками. Человек от рождения имеет высочайшую биологическую организацию, в которой генетически заложены возможности его универсального развития. Сама биология человека социально детерминирована - обусловлена его общественно-историческим развитием. 

Информация о работе Психика – предмет психологии