Психическое здоровье школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.

Содержание

Введение
Понятие психического здоровья
Критерии психического здоровья. Психическая норма
Пути сохранения и приумножения психического здоровья.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

психическое здоровье.docx

— 67.88 Кб (Скачать)

       Временная некомпетентность - один из серьезных  стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время так, чтобы его хватило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение рассчитать силы во время полготовки к экзаменам и т.д. Для таких учащихся характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо чаще - в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим. Расстройство временной Перспективы - причина многих психологических проблем. Подростки с такой проблемой отличаются слабой устойчивостью к стрессовым ситуациям и низкой адаптивностью. Это напрямую связано с психологическим  здоровьем.

       Несколько советов, как сберечь  психическое   здоровье  ребёнка, сформировать адекватную самооценку и способность противостоять трудностям:

       • В случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в  том, что все должно получиться;

       • Детей нельзя обманывать, т.к. дети очень  чувствительны к фальши; похвала  не должна быть фальшивой, иначе у  ребенка возникает чувство собственного бессилия;

       • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и  недостаточного продвижения вперед (регресса); не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с  ребенком даже маленьким успехам.

       • Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);

       • Всегда находите время поговорить с  ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

       • Доверие к ребенку. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его  право самостоятельно принимать  решения, уважайте его право на собственное  мнение.

       • Научитесь относиться к ребенку  как равноправному партнеру, который  пока просто обладает меньшим жизненным  опытом.

       • Не унижайте ребенка криком.

       • Осознайте, что взрослеющий подросток  не всегда адекватен в своих поступках  в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

       • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним  же самим, но менее успешным.

       • Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро  сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.

         

       Пояснения к схеме:

       1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

       2. Перегрузка — интенсификация  учебной деятельности — один  из факторов роста нервно-психологических  нарушений. Большая учебная нагрузка  тормозит реализацию возростных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.

       3. Ситуация в семьях. Семья претерпела  серьезные изменения. А ведь  модель поведения ребенком чаще  всего избирается по образцу  родителей. Сегодня заметно утрачивается  подвижническое отношение родителей  к своим детям. За последние  пять лет около 2000 женщин совершили  убийство своих новорожденных  детей. Каждое шестое преступление  в стране совершают женщины,  из которых 80% — матери.

       Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль  взаимоотношений с собственным  ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье с близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.

       4. Некомпетентность родителей и  педагогов в вопросах физиологического  развития ребенка.. непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

       5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие  подростки. Чаще всего — это  уход от реальности, которая чем-то  не устраивает ребенка, форма  неосознанного протеста. Рамки нашей  встречи не позволяют углубиться  в эту проблему, это тема для  отдельного серьезного разговора,  напрямую связанного с проблемой   психического   здоровья   школьников ..

       Таким образом, большое значение в сохранении психического здоровья имеет правильная организация воспитания ребенка. Разностороннее развитие, постоянный контроль за состоянием здоровья, своевременная коррекция возникших изменений обеспечивают нормальный психический статус ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Психическое здоровье ребенка - это больше, чем  просто отсутствие нервно-психических  расстройств. Общеизвестно, что психическое  здоровье ребенка зависит от окружающей среды, как на уровне семьи, так и  на уровне общества. Поддержание психического и физического здоровья детей, в  свою очередь, является детерминантой здоровья на протяжении всей жизни. Важно, чтобы цели и традиции укрепления физического здоровья детей, могли бы так же эффективно применяться в области охраны психического здоровья детей.

       Наличие в обществе детей и подростков, подвергающихся риску развития психических  расстройств или проявляющих  их признаки, ведет к дестабилизации ситуации в обществе в целом. Диагноз  расстройства поведения и наличие  психических расстройств в сочетании  с потреблением и злоупотреблением алкоголем и запрещенными наркотическими средствами связан с актами насилия, преступной деятельностью, другими  формами антисоциального поведения, а также неспособностью этих лиц стать созидательными членами общества в своих странах и местных сообществах.

       Следовательно, важнейшим фактором поддержания  физического здоровья детей, а через  него и психического здоровья детей, является ведение здорового образа жизни. Необходимо придерживаться целого комплекса оздоровительных мероприятий, повышающих вероятность того, что  все большее число детей будут  иметь лучшее психическое здоровье.

         Укрепление психического здоровья  детей, в целом, и психического  здоровья ребенка, в частности,  должно вестись как на государственном  уровне, так и в каждой конкретной  семье. Применению подлежат разнообразные  стратегии, каждая из которых  должна оказывать положительное  воздействие на психическое здоровье  детей. Родители, со своей стороны,  с целью укрепления психического  здоровья ребенка, обязаны обеспечить атмосферу защищенности и свободы. А государство должно им в этом содействовать: создавать благоприятные жизненные условия и окружающую среду. Ведь здоровые дети – здоровое будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список литературы 

       
  1. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П – Я); пер. с англ. /Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. – 560 с.
  2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
  3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – 272с.
  5. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. 657 с.
  6. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я»: Роман: Пер. с нем. / З. Фрейд. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 192 с.
  7. Фромм Э. Душа человека. Перевод с нем. В. Закса / Э. Фромм. - Фромм. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 251 с.
  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – 608 с.
  9. Эриксон Э. Молодой Лютер: Психоаналитическое историческое исследование. – М., 1996. – 506 с.
  10. Юнг К.Г. Очерки по аналитической психологии / К.Г. Юнг. – Мн.: ООО «Харвест», 2003. – 528 с.

           http://mentally.ru/view_art.php?art=85&page=17

       http://s11036.edu35.ru/attachments/category/27/выступление.doc 

       Приложение

       Тест-анкета для самооценки  школьниками  факторов риска ухудшения  здоровья (методика Н.К. Смирнова).

       Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма для юношей. В  варианте для девушек исключен вопрос 6. на вопросы 1-10 предлагается ответить «да» или «нет»; вопросы 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

    1. Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.
    2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.
    3. У меня есть привычка сутулиться.
    4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
    5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
    6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
    7. Я пытаюсь нерегулярно, кое-как.
    8. Нередко читаю при плохом освещении лежа
    9. Я не забочусь о своем здоровье
    10. Бывает, я курю.
    11. Помогает ли тебе школа заботится о здоровье?

       А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.

       12. Помогали ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.

       13. Какие для тебя состояния наиболее типичны на уроках?

       А)безразличие; Б) заинтересованность ; В) усталость; Г) сосредоточенность; Д) волнение; беспокойство; Е) что-то другое.

       14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

       А) заботятся о моем здоровье; б) наносят  здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример: г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.

       15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

       А) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь  ответить.

       Обработка результатов

       По  вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросу 13 балл начисляется за ответы «б», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

       Интерпретация результатов

       Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов. 
 
 
 
 
 
 
 

       Шкала тревожности Сирса

       Оцените утверждение одним из следующих  баллов: 0- признак отсутствует,

       1- признак слабо выражен, 

       2- признак достаточно выражен, 

       3- признак резко выражен. 

       Утверждения

       1.Обычно  напряжен, скован. 2. Часто грызет  ногти. 3. легко пугается. 4. Плаксив. 5. Очень ко всему чувствителен. 6. Часто бывает агрессивным. 7. Обидчив. 8. Нетерпелив, не умеет ждать. 9. Легко краснеет и бледнеет. 10. Испытывает трудности с сосредоточением. 11. Суетлив. 12. Потеют руки. 13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.

Информация о работе Психическое здоровье школьника