Психическое здоровье школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.

Содержание

Введение
Понятие психического здоровья
Критерии психического здоровья. Психическая норма
Пути сохранения и приумножения психического здоровья.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

психическое здоровье.docx

— 67.88 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО  «Курский государственный университет» 
 

 

    по  дисциплине:

      психология воспитания младших  школьников

 

Выполнила:

Студентка группы16-М факультета ПиП

направление- Психолого-педагогическое образование

программа- Психология и педагогика начального образования

Прохорова Наиля

Проверила:

Доктор  пед. наук, профессор

Лифинцева Н. 

Курск 2012

ПЛАН

       Введение

    1. Понятие психического здоровья
    2. Критерии психического здоровья. Психическая норма
    3. Пути сохранения и приумножения психического здоровья.

       Заключение

       Список литературы

       Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       "Международное  медицинское сообщество озабочено  состоянием психического здоровья  нашей молодежи... это бомба замедленного  действия, часовой механизм уже  заведен, и, если не предпринять  нужные действия, миллионы наших  детей почувствуют на себе  последствия". (Доктор Hans Troedsson, бывший директор отдела ВОЗ по охране здоровья детей и подростков)

       На  сегодняшний день актуальность проблемы психического   здоровья  обусловлена множеством факторов. Так, перейдя грань XXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере, промышленной, медицинской (фармакологической). Но одновременно с этим человечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация в России продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социального характера: социальное расслоение на фоне экономического кризиса последних лет, широкое распространение алкоголизма и наркомании, распространение девиантного поведения среди молодежи, экстремизма и многое др. Все более повышается уровень психически  больных людей в обществе. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливают нервное напряжение, что зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Нормой становится синдром «эмоционального выгорания» на работе и мн. др.

       Примерно  два миллиона молодых людей в  Европейском регионе Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) страдают психическими расстройствами - от депрессии до шизофрении - и многие из них не получают какой-либо помощи или лечения. В то же время состояние  психического здоровья детей и подростков имеет важное значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. Европейские страны традиционно играли ведущую роль в разработке программ, направленных на защиту психического здоровья детей и подростков, однако новые задачи требуют расширения усилий для удовлетворения потребностей, возникающих в двадцать первом веке. Иммиграция, миграция, изменение в структуре семьи, изменения возможностей трудоустройства в будущем, а также постоянный стресс, связанный с конфликтами, оказывают воздействие на состояние психического здоровья детей и подростков, и, в конечном счете, на здоровье населения отдельных стран и всего Региона.

       В настоящее время признается, что  многие психические расстройства, наблюдающиеся  у взрослых людей, возникают в  детском возрасте. В подростковом возрасте значительно возрастает распространенность многих психиатрических проблем, таких  как депрессия и суицидальное поведение .

       До  двадцати процентов детей и подростков во всем мире страдают проблемами психического здоровья, приводящими их к инвалидности. Имеющиеся данные указывают на то, что за последние несколько десятков лет общая распространенность психиатрических  проблем среди детей не увеличилась (4). В то же время частота случаев  депрессий по данным самоотчетов  возросла, так же как и частота  случаев вновь поставленных диагнозов. Многие психические расстройства носят  рекуррентный или хронический характер.

       Четыре  процента лиц в возрасте от 12 до 17 лет и 9% лиц в возрасте 18 лет  страдают депрессией, которая является одним из наиболее распространенных видов расстройств с самыми разнообразными последствиями. Психические расстройства в настоящее время связаны с депрессивными симптомами. Депрессия связана с проблемой самоубийств среди молодежи, которая чрезвычайно актуальна во многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей. Имеются данные, указывающие на рост числа случаев сочетанных заболеваний, т.е. психиатрических расстройств в сочетании с употреблением алкоголя или наркотиков.

       Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих  ему безболезненно адаптироваться в социальной среде. Психическое  здоровье детей представляется как  состояние благополучия, при котором  каждый ребенок может реализовать  свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно  учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.

         

 

       

  1. Понятие психического здоровья
 

       Психическое   здоровье  — согласно определению  Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при  котором человек может реализовать  свой собственный потенциал, справляться  с обычными жизненными стрессами, продуктивно  и плодотворно работать, а также  вносить вклад в жизнь своего сообщества. Из данного определения  следует одна важная мысль о том, что если физическое состояние  здоровье  это  здоровье  чего-либо вещественного, то  психическое   здоровье  это нормальное функционирование фактически  психических  процессов в человеке.

       Таким образом,  психическое   здоровье  — суть интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Определение  психического   здоровья  в современной науке  тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития.

       В  психологии  и медицине существуют разные подходы к проблеме  психического   здоровья , обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает психическое   здоровье  как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья  как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье  как таковом вообще отсутствует; каждый человек выступает как носитель потенциальной болезни, переход которой в актуальную болезнь — препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.

       Таким образом, психическое здоровье - это  целостность, гармоничность, «функционирование  на высоком уровне поведенческого и  эмоционального регулирования и  адаптивности».

       Платон  говорил о здоровье, как о красоте, которая определяется соразмерностью, требует «согласия противоположностей»  и выражается в соразмерном соотношении  душевного и телесного.

       Древневосточная медицина (прежде всего китайская  и индийская) исходит в своем  учении из следующего кардинального  тезиса: духовное здоровье есть главная  основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое, в сочетании со здоровьем  тела, надо ценить и охранять превыше  всего.

       Как отмечала И.В. Дубровина, «термин «психическое здоровье личности» имеет отношение  не к отдельным психическим процессам  и механизмам, но относится к личности в целом».

       Основные  принципы построения психологической  модели здоровой личности:

  • Холистичность. – Специфика предмета требует рассмотрения здоровья как системного качества, характеризующего личность в ее целостности.
  • Учет изначальной поливариантности интерпретаций. – В силу того, что здоровье представляет собой многоаспектный феномен, необходимо учитывать и интегрировать на едином концептуальном основании различные трактовки этого явления, соответствующие разным его аспектам.
  • Структурность и динамизм как взаимодополняющие аспекты проблемы. – Необходимо рассматривать структурные и динамические аспекты здоровья не раздельно, но в их соотношении, т.е. осмыслять проблему и аналитически, и процессуально.

       Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых  в современных психотерапевтических методиках различной содержательной направленности, является сопоставление  образа реального «Я» с образом  идеального «Я», т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Высокую степень совпадания реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов. «Смех – здоровье души», - учит армянская пословица. Человек здоровой психики – это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности являются одними из самых информативных показателей психического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.

       Если  задаться вопросом о том, можно ли попытаться выделить среди уже известных  критериев психического здоровья наиболее важный, то мы отдали бы предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-либо. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: «Мы можем вместо «гармонии» сказать «равновесие», а вместо «дисгармония» - «нарушение равновесия». Здоровый человек – это человек гармоничный. Соответственно, аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В.Н. Мясищев, - это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психических процессов. При этом уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешнее воздействие имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактически, нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. И напротив, только у психически здорового, т.е. уравновешенного человека, мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и его адекватности внешним условиям.

       Но, пожалуй, наиболее полный перечень критериев  психического здоровья представлен  в работе Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:

  • причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответственную возврату человека зрелость чувства;
  • постоянство места обитания;
  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности;
  • гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ним;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических), силе и частоте внешних раздражений;
  • критический подход к обстоятельствам жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

       А теперь попытаемся перечислить некоторые  из наиболее часто называемых в литературе критериев здоровья, распределив  их в соответствии с видами проявления психического (процессы, состояния, свойства).

       Из  психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность  концентрации внимания на предмете; удержание  информации в памяти; способность  к логической обработке данных; критичность  мышления; креативность, управление мысленным потоком.

       В сфере психических состояний  в их число обычно включают: эмоциональную  устойчивость; зрелость чувств соответственно возрасту; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Информация о работе Психическое здоровье школьника