Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:28, реферат
Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Введение
Понятие психического здоровья
Критерии психического здоровья. Психическая норма
Пути сохранения и приумножения психического здоровья.
Заключение
Список литературы
Министерство
образования и науки Российской
Федерации ФГБОУ ВПО «Курский
государственный университет»
по дисциплине:
психология воспитания младших школьников
Выполнила:
Студентка группы16-М факультета ПиП
направление- Психолого-педагогическое образование
программа- Психология и педагогика начального образования
Прохорова Наиля
Проверила:
Доктор пед. наук, профессор
Лифинцева
Н.
Курск 2012
ПЛАН
Введение
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
"Международное
медицинское сообщество
На сегодняшний день актуальность проблемы психического здоровья обусловлена множеством факторов. Так, перейдя грань XXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере, промышленной, медицинской (фармакологической). Но одновременно с этим человечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация в России продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социального характера: социальное расслоение на фоне экономического кризиса последних лет, широкое распространение алкоголизма и наркомании, распространение девиантного поведения среди молодежи, экстремизма и многое др. Все более повышается уровень психически больных людей в обществе. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливают нервное напряжение, что зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Нормой становится синдром «эмоционального выгорания» на работе и мн. др.
Примерно два миллиона молодых людей в Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) страдают психическими расстройствами - от депрессии до шизофрении - и многие из них не получают какой-либо помощи или лечения. В то же время состояние психического здоровья детей и подростков имеет важное значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. Европейские страны традиционно играли ведущую роль в разработке программ, направленных на защиту психического здоровья детей и подростков, однако новые задачи требуют расширения усилий для удовлетворения потребностей, возникающих в двадцать первом веке. Иммиграция, миграция, изменение в структуре семьи, изменения возможностей трудоустройства в будущем, а также постоянный стресс, связанный с конфликтами, оказывают воздействие на состояние психического здоровья детей и подростков, и, в конечном счете, на здоровье населения отдельных стран и всего Региона.
В настоящее время признается, что многие психические расстройства, наблюдающиеся у взрослых людей, возникают в детском возрасте. В подростковом возрасте значительно возрастает распространенность многих психиатрических проблем, таких как депрессия и суицидальное поведение .
До двадцати процентов детей и подростков во всем мире страдают проблемами психического здоровья, приводящими их к инвалидности. Имеющиеся данные указывают на то, что за последние несколько десятков лет общая распространенность психиатрических проблем среди детей не увеличилась (4). В то же время частота случаев депрессий по данным самоотчетов возросла, так же как и частота случаев вновь поставленных диагнозов. Многие психические расстройства носят рекуррентный или хронический характер.
Четыре процента лиц в возрасте от 12 до 17 лет и 9% лиц в возрасте 18 лет страдают депрессией, которая является одним из наиболее распространенных видов расстройств с самыми разнообразными последствиями. Психические расстройства в настоящее время связаны с депрессивными симптомами. Депрессия связана с проблемой самоубийств среди молодежи, которая чрезвычайно актуальна во многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей. Имеются данные, указывающие на рост числа случаев сочетанных заболеваний, т.е. психиатрических расстройств в сочетании с употреблением алкоголя или наркотиков.
Психическое
здоровье ребенка – это совокупность
качеств и способностей, позволяющих
ему безболезненно
Психическое
здоровье — согласно определению
Всемирной организации
Таким
образом, психическое здоровье
— суть интегральная характеристика
полноценности психологического функционирования
индивида. Определение психического
здоровья в современной науке
тесно связано с общим
В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья , обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует; каждый человек выступает как носитель потенциальной болезни, переход которой в актуальную болезнь — препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.
Таким образом, психическое здоровье - это целостность, гармоничность, «функционирование на высоком уровне поведенческого и эмоционального регулирования и адаптивности».
Платон
говорил о здоровье, как о красоте,
которая определяется соразмерностью,
требует «согласия
Древневосточная медицина (прежде всего китайская и индийская) исходит в своем учении из следующего кардинального тезиса: духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое, в сочетании со здоровьем тела, надо ценить и охранять превыше всего.
Как
отмечала И.В. Дубровина, «термин «психическое
здоровье личности» имеет отношение
не к отдельным психическим
Основные принципы построения психологической модели здоровой личности:
Одним
из определяющих критериев психического
здоровья, довольно часто применяемых
в современных
Если задаться вопросом о том, можно ли попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то мы отдали бы предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-либо. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: «Мы можем вместо «гармонии» сказать «равновесие», а вместо «дисгармония» - «нарушение равновесия». Здоровый человек – это человек гармоничный. Соответственно, аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В.Н. Мясищев, - это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психических процессов. При этом уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешнее воздействие имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактически, нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. И напротив, только у психически здорового, т.е. уравновешенного человека, мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и его адекватности внешним условиям.
Но, пожалуй, наиболее полный перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:
А теперь попытаемся перечислить некоторые из наиболее часто называемых в литературе критериев здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (процессы, состояния, свойства).
Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке данных; критичность мышления; креативность, управление мысленным потоком.
В сфере психических состояний в их число обычно включают: эмоциональную устойчивость; зрелость чувств соответственно возрасту; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.