Психическое здоровье школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.

Содержание

Введение
Понятие психического здоровья
Критерии психического здоровья. Психическая норма
Пути сохранения и приумножения психического здоровья.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

психическое здоровье.docx

— 67.88 Кб (Скачать)

       Свойства  личности – это оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязания, чувство долга, уверенность в себе, умение освобождаться  от затаенных обид (необидчивость), не склонность к лени, независимость, естественность, чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, адекватная самооценка, самоконтроль, воля, энергичность, активность, целеустремленность.

       Среди критериев психического здоровья личности особое значение придается степени  ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость, духовность и пр.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности ([11], с. 63 – 65). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Критерии психического  здоровья. Психическая  норма

 

       Проблема  определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории  вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории  пока что не имели успеха. В мировой  научной литературе насчитывается  около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло  конкретной реализации в практике.

       - Каковы же критерии  психического   здоровья  личности?

    • Понимание себя.
    • Позитивное самовосприятие.
    • Способность к самоуправлению.
    • Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
    • Способность к сопереживанию и принятию других.
    • Сформированность жизненных ценностей и планов.
    • Стремление к гуманистическим ценностям.
    • Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).
    • Отсутствие заболеваний.
    • Отсутствие вредных привычек.

       Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

       – У человека должно быть осознание  и чувство непрерывности, постоянства  и идентичности своего физического  и психического «Я».

       – Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

       – Критичность к себе и своей  собственной психической деятельности и к её результатам.

       – Соответствие психических реакций  силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

       – Способность к самоуправлению в  соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

       – Способность планировать и реализовывать  собственную жизнь.

       – Способность изменять способ поведения  в зависимости от смены жизненных  ситуаций и обстоятельств.

       У этих критериев нет иерархии и  нет их точного количества. Их границы  вычерчиваются интуитивно.

       Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

       Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация  индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается  вероятность психических расстройств.

       Среднестатистический  уровень – состояние показателей  психики соответствует популяционным  с учетом пола, возраста, социального  положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

       Конституциональный  уровень – связан с типологиями  устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

       Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого  человек делается уязвимым.

       Предболезнь – наличие отдельных симптомов  психического расстройства.

       С вероятностью в 92% такие симптомы, как  головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная  лабильность, тревожность, могут перейти  в болезнь.

       Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

       – высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

       – личностно-смысловой;

       – психофизиологический уровень (особенности  нервных процессов).

       Включённость  человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости  и иерархии его составляющих»  и движение человека к самоосуществлению  в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

       Но, пожалуй, наиболее полный перечень критериев  психического здоровья представлен  в работе Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:

  • причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответственную возврату человека зрелость чувства;
  • постоянство места обитания;
  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности;
  • гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ним;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических), силе и частоте внешних раздражений;
  • критический подход к обстоятельствам жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов;
  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

       Среди критериев психического здоровья личности особое значение придается степени  ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость, духовность и пр.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности. 
 
 
 

       3. Пути сохранения  и приумножения  психического здоровья.

       Обобщенный  «портрет»  психически  здорового  человека: – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает  самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет  ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает  уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный  путь  может  быть не совсем легким, а иногда, довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

         Таким образом, можно сказать,  что «ключевым» словом для  описания  психического   здоровья  является слово гармония или  баланс. И, прежде всего, это  гармония между различными аспектами  самого человека: эмоциональными  и интеллектуальными, телесными  и  психическими , а также это гармония между человеком и окружающими людьми и природой.

       Основная  функция  психического   здоровья  - это поддержание активного динамического  баланса между человеком и  окружающей средой в ситуациях, требующих  мобилизации ресурсов личности.

         Для  здоровья  ребенка важно  не только то, что в школе  удовлетворяются его познавательные  потребности, но и социальные  потребности в общении, психологические  потребности в уважении к своему  человеческому достоинству, к  его чувствам и переживаниям, интересам и способностям.  Психическое   здоровье  ребенка является предпосылкой  не только его эмоционального  благополучия и физического   здоровья , но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного  пути .

       По  медицинским данным Самым распространённым расстройством  психического   здоровья  среди  школьников  является- невроз. Частота отклонений в поведении учащихся существенно увеличивается к концу года. Следует отметить, что в это время переутомление находиться на грани патологии. Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у девочек - в 3,3 раза).

         Школьники  как правило, предъявляют следующие виды жалоб:  1. Усталость. 2. Сонливость в дневные часы. 3. Пассивность на уроках, во время игр. 4. Отказ от умственного напряжения. 5. Нестойкость интересов.

       Родители  и педагоги иногда принимают это  состояние за лень, пытаются повысить требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит (неврастения). Неврастения - повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость. Провоцирующим фактором является истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой.

       Наиболее  частые нарушения  психического   здоровья   школьников (по Д. Журавлеву): синдром дефицита внимания, аддиктивные формы поведения, компьютерная зависимость, временная некомпетентность.

       Синдром дефицита внимания - наиболее частая форма  хронических нарушений поведения  в детском возрасте. Это состояние, при котором способность к  концентрации внимания у ребенка  отстает от его  психического  развития, не соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью  и гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперактивности, невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей с синдромом дефицита внимания, как правило, значительно обостряются. Во время уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого ребенка — требовать от него сосре­доточенного внимания, усидчивости и сдержанности.

       Аддитивные формы поведения — сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности, стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.

       Компьютерная  зависимость - учащиеся, склонные к  ней, активно стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое  состояние, которое они считают  чаще всего «скучным», «серым». Они  не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие  яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок  на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать  вас, стоит задуматься, так ли безобидно  это увлечение.

Информация о работе Психическое здоровье школьника