Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, лекция
Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Виды развития
Физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека).
Физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.).
Психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования; потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).
Социальное развитие (потенциальное вхождение человека в общество — в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения).
Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
Начало систематического изучения детского развития
Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
Эго-психология Э. Эриксона
Возраст | Результат
развития |
Нормальная
линия
развития |
Аномальная линия развития |
0-1 год;
мать |
Доверие-недоверие к окружающим людям | Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. | Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. |
1-3 года;
родители |
Автономия-зависимость | Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. | Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих. |
3-6 лет;
родители, братья, сестры |
Инициатива, уверенность в себе – чувство вины. | Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. | Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависимости к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения. |
6-12 лет;
школа, соседи, знакомые |
Трудолюбие – чувство неполноценности. | Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. | Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. |
13-18 лет;
группа сверстников |
Идентичность – смешение ролей. | Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. | Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе, ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения. |
Ранняя взрослость | Близость – изоляция. | Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь. | Остракизм: одиночество. |
Взрослость | Генеративность – стагнация. | Генеративность: целеустремленность, продуктивность. | Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия. |
Зрелость | Цельность – отчаяние. | Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей, полноты и целостности. | Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. |
Э. Эриксон установил, что:
Психосоциальная теория развития личности
(эпигенетическая
теория жизненного пути
Ценное |
|
Направления критики | Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «надежда» и т.д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции |