Психическое развитие по Эриксону

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, лекция

Описание работы

Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Виды развития
Физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека).

Физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.).

Психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования; потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).
Социальное развитие (потенциальное вхождение человека в общество — в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения).

Содержание

Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
Начало систематического изучения детского развития
Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
Эго-психология Э. Эриксона

Работа содержит 1 файл

эриксон.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
align="left">
Возраст Результат

развития

Нормальная  линия

развития

Аномальная  линия развития
0-1 год;

мать

Доверие-недоверие  к окружающим людям Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
1-3 года;

родители

Автономия-зависимость Самостоятельность, уверенность в  себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнение  в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.
3-6 лет;

родители,

братья,

сестры

Инициатива, уверенность  в себе – чувство вины. Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависимости к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
6-12 лет;

школа,

соседи,

знакомые

Трудолюбие  – чувство неполноценности. Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
13-18 лет;

группа сверстников

Идентичность  – смешение ролей. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. Путаница  ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе, ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.
Ранняя  взрослость Близость –  изоляция. Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь.   Остракизм: одиночество.
Взрослость Генеративность  – стагнация. Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия.
Зрелость Цельность –  отчаяние. Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей, полноты и целостности. Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.
 
 
 
 
 

     Э. Эриксон установил, что:

    • существуют восемь возрастных стадий развития, общих для всех людей;
    • на каждой стадии происходит психосоциальный конфликт, который должен быть разрешен;
    • развитие — это результат взаимодействия биологических потребностей индивидов и требований общества;
    • ядро, вокруг которого строится личность, — это приобретение эго-идентичности.

Психосоциальная теория развития личности

(эпигенетическая  теория жизненного пути личности) Э. Эриксона 

Ценное
  • Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового развития, адаптивные функции Эго
  • Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия
  • Одна из немногих теорий, охватывающая все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней
  • Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы развития
  • Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода
Направления критики Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность  отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «надежда» и т.д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции

Информация о работе Психическое развитие по Эриксону