Психическое развитие по Эриксону

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, лекция

Описание работы

Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Виды развития
Физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека).

Физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.).

Психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования; потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).
Социальное развитие (потенциальное вхождение человека в общество — в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения).

Содержание

Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
Начало систематического изучения детского развития
Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
Эго-психология Э. Эриксона

Работа содержит 1 файл

эриксон.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
 

      Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов.

      Он  исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии).

      Фрейд наметил порядок развертывания  психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня.

     Детскую сексуальность З.Фрейд понимал  широко: все, что приносит телесное удовольствие (поглаживание, освобождение кишечника и др.).

     Стадии  развития связаны со смещением зон  — тех областей тела, стимуляции которых вызывает удовольствие

  1. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты.

 Ребенок рождается  с определенным запасом энергии  — «либидо», которая лежит в  основе сексуальных влечений человека. Весь процесс детского развития Фрейд укладывал в 4 стадии: оральная, анальная, фаллическая стадия, латентный период и генитальная стадия.

Однако некоторые  моменты в теории Фрейда не принимались  даже его учениками. В том числе чрезмерное увлечение Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается  в той или иной области тела, раздражение которой приводит к  удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации   влечений,   создает   предельное   напряжение,   вызывает   либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и, другие болезненные симптомы, либо явления регрессии — возврат к низшему уровню мотивации поведения.

     Чрезмерное  удовлетворение потребностей также  может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития.

     1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев.

      Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение  всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением - обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

      2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1-1,5 до 3 лет. На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

      Правильный  воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.

      При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно  строго  и  требовательно,   добиваются  опрятности   как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности:  анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

      3. Фаллическая стадия (3-6 лет) - стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает   и   исследует   свои   половые   органы,   проявляет   интерес   к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.

      Именно  в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт - комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда.

      Амбивалентные чувства ребенка  (любовь/ненависть  к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс,  преодолеваются между  пятью и семью годами. Мальчик  подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация  себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам,   заимствование  норм,   правил,   установок)   способствует возникновению  Супер-Эго,  или  совести,   последнего  компонента структуры личности.

      У девочек Фрейд подразумевает  аналогичный доминирующим комплекс - комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола - матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.

      4. Латентная стадия - сексуальное затишье, от 6 - 7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия - учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

  1. Генитальная стадия (12 - 18 лет) - стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи

      Общение с родителями в ранние годы, их влияние  на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. 
 

      СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. КОНЦЕПЦИЯ  Э. ЭРИКСОНА

    Американский  психолог Э. Эриксон  (1902-1994)  известен как представитель  направления  эго - психологии.  Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я   индивида.

      С одной стороны, Эриксон придерживался  психоаналитических представлений  о значении адаптации человека к  своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен.

      Теорию  развития личности Эриксона принято  называть

психосоциальной, так как в центре ее - рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением.

Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте.

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликтам возникающего в узловых точках процесса развития).

Так, основной задачей  первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоций. Если этого нет, ребенок на сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии — дать ребенку почувствовать  себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся  у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта  между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для третьей стадии характерна энергичная  и  настойчивая  познавательная деятельность.  Ребенок весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях, еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действ вия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но -для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него посгоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность  пятой стадии состоит в конфликте  между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия, -поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которой должен избежать подросток,— это размывание чувства «Я». При этом подросток может избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее или найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо, а может с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность—значит, научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные границы от 13 до 18 лет.

Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон  считал конфликт между близостью  и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону — это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека.

Задача седьмой  стадии — в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно  направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности.

     На  заключительном этапе своей жизни  люди обычно ретроспективно просматривают  свою жизнь, по-новому оценивают ее.

     В обобщенном виде этапы развития представлены в таблице. 
 
 

Информация о работе Психическое развитие по Эриксону