Психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 04:40, реферат

Описание работы

Изучались особенности влияния двух способов предъявления учебного материала - с применением кодоскопа и мультимедийной образовательной презентации - на динамику психических состояний обучающихся взрослых, слушателей факультета повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы (ФПК ВВАГС). Показано, что различные способы предъявления информации оказывают разное влияние на психическое состояние обучающихся взрослых.

Работа содержит 1 файл

влад.doc

— 105.26 Кб (Скачать)

Упорядочение характеристик психического состояния можно производить по признаку субъективности-объективности. Субъективными принято считать характеристики, складывающиеся у субъекта в процессе самонаблюдения. Можно сказать, что эти характеристики содержат смыслы, посредством которых человеку в его сознании представлены переживания, а также детерминируются все процессы, смена состояний. При ответах на вопросы ФПС оцениваются моносостояния, которые могут рассматриваться человеком как самостоятельная характеристика, часть общего состояния, например: "Я сонный", "Я не уверен в себе", "Мне скучно", "Мне интересно". При ответах на вопросы экспресс-оценки оцениваются полисостояния, так как дается оценка, например, самочувствию, настроению в целом.

Процедура проведения эксперимента. Бланки ФПС и экспресс-оценки заполнялись участниками до и после лекции с ММОП или со слайдами. Результаты ответов до лекции давали показатели фонового состояния слушателей ФПК, динамика показателей до и после лекции позволяла оценить степень влияния условий проведения лекции.

Обработка результатов. Первичные данные подвергались статистической обработке, в результате которой определялась достоверность полученных данных по критерию Стьюдента и угловому преобразованию Фишера: достоверными считались различия с вероятностью ошибки, не превышающей 5% (p < 0.05).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение динамики изучаемых показателей на лекциях с ММОП и со слайдами (табл. 1) выявило следующую тенденцию: на обоих видах лекций показатель уровня бодрствования одина-

стр. 89

 

Таблица 1. Динамика показателей психического состояния слушателей до и после лекций с применением ММОП и слайдов (М ± т)

Показатели

Лекция с ММОП

Лекция со слайдами

До лекции

После лекции

 

До лекции

После лекции

 

М ± m

М ± m

 

М ± m

М ± m

 

УБ

4.0 ± 0.04

4.0 ± 0.03

p > 0.05

4.0 ± 0.04

4.0 ± 0.05

p > 0.05

Н

5.3 ± 0.07

5.6 ± 0.07

p < 0.01

5.4 ± 0.07

5.3 ± 0.07

p > 0.05

М

5.6 ± 0.07

5.8 ± 0.07

p < 0.05

5.8 ± 0.06

5.7 ± 0.06

p > 0.05

ОУ

5.4 ± 0.07

5.7 ± 0.07

p < 0.01

5.7 ± 0.07

5.6 ± 0.07

p > 0.05

Самочувствие

7.1 ± 0.13

7.4 ± 0.13

p > 0.05

7.0 ± 0.12

7.0 ± 0.13

p > 0.05

Настроение

7.2 ± 0.13

7.6 ± 0.13

p < 0.05

7.3 ± 0.12

7.3 ± 0.12

p > 0.05

Желание учиться

7.9 ± 0.12

8.3 ± 0.12

p < 0.05

8.2 ± 0.13

8.1 ± 0.16

p > 0.05

Удовлетворение обучением

8.0 ± 0.12

8.5 ± 0.11

p < 0.01

8.0 ± 0.12

8.3 ± 0.11

p > 0.05


----- Примечание: М - среднее арифметическое, m - ошибка средней, p - вероятность ошибки.

ковый. Все остальные показатели на лекциях с применением ММОП имеют рост, в то время как показатели на лекциях со слайдами незначительно снижаются либо не изменяются; рост показателя происходит только по шкале "Удовлетворенность обучением" (экспресс-оценка).

На лекциях с ММОП зафиксировано достоверно значимое (по критерию Стьюдента) положительное изменение состояний по шести показателям из восьми: настроение, мотивация, оценка успешности (ФПС), настроение, желание учиться и удовлетворенность обучением (экспресс-оценка). На лекциях со слайдами значимого положительного изменения показателей психических состояний слушателей не зафиксировано.

Анализ динамики состояний (по методике ФПС), выявил некоторые тендерные различия (рис. 1, 2). Исходные (до лекции) параметры психического состояния мужчин и женщин незначительно отличаются друг от друга. Показатель мотивации М (ФПС) в среднем у женщин выше.

К окончанию лекции с ММОП (рис. 1) у женщин на значимом уровне (по критерию Фишера) повысились семь из восьми исследуемых показателей (p < 0.01). У мужчин - более спокойная картина: тенденция к повышению имеется, но не в такой степени, как у женщин. Только показатель самочувствия (экспресс-оценка) у мужчин повышается существенно (p < 0.01). По- видимому, мужчины - государственные и муниципальные служащие - более эмоционально сдержанны, чем женщины, в силу требований и привычек профессионального поведения. Кроме того, в данной выборке преобладают женщины с высоким уровнем нейротизма и низким уровнем экстраверсии, что однозначно определяет их реакцию на условия проведения занятия.

Анализ динамики состояния слушателей на лекциях со слайдами (рис. 2) показывает, что значительных изменений не происходит: прослеживается тенденция к снижению показателей настрое-

 

 

ния и мотивации (ФПС) как у мужчин, так и у женщин. У женщин это снижение достоверно (p < 0.05). В группе мужчин ни на одном из видов лекций не проявилось изменение психического состояния на значимом уровне.

По данным экспресс-оценки женщины показывают большее желание учиться и большую удовлетворенность обучением, чем мужчины. Но возможна и другая причина: показатели по шкалам ФПС формируются из оценок конкретных моносостояний, изменение которых человек мог не осознать в силу того, что данная ситуация не является для обучающихся "осложненной или экстремальной". По мнению А. Б. Леоновой [15], осложненные или экстремальные условия ситуации жизнедеятельности характеризуются активизацией тех регуляторных процессов состояния человека, которые обеспечивают не только приспособление организма к новым условиям жизнедеятельности, но и реорганизацию целостных поведенческих программ и способов их осуществления на уровне целесообразно действующего субъекта. Показатели по шкалам экспресс-оценки даются комплексно, оцениваются полисостояния, изменение которых может быть более осознаваемо человеком.

Сравнение степени реагирования мужчин и женщин на лекции с ММОП позволяет сделать вывод о том, что признак пола является фактором, влияющим на динамику функционального состояния слушателей в условиях применения ММОП в большей степени, чем в условиях применения кодоскопа.

Распределение слушателей по сочетанию показателей вертированности и нейротизма приводится в табл. 2. Средние значения (М) и ошибка средней (m) диагностических показателей в экспериментальной группе равны соответственно 10.9 (0.27) и 13.1 (0.32). Поэтому было принято решение об установлении центра выборки: Э = 11, Н = 13.

В исследуемой группе численность эмоционально неуравновешенных индивидов (Н > 14) незначительно преобладала над эмоционально уравновешенными (Н < 12) - соответственно 42.9 и 35.7%.

Анализ результатов слушателей, имеющих разный уровень нейротизма и вертированности, выявил восемь достоверно значимых (по критерию Стьюдента) различий показателей изменения состояния в условиях применения ММОП у пяти групп из девяти как по шкалам ФПС, так и по шкалам экспресс- оценки.

Значимое снижение показателя УБ (ФПС) у первой группы (p < 0.05) подтверждает: экстраверты труднее переносят формализованные виды работ, больше любят ситуации, предоставляющие возможности творчества, вариативности выполнения задания, что в условиях применения ММОП значительно ограничено. Отсутствие достоверных различий снижения показателей в четвертой группе (интровертов) по ФПС согласуется с тем фактом, что интроверты достаточно устойчивы к структурированным видам деятельности и демонстрируют ее сохранность в условиях монотонии. Отсутствуют значимые различия и в группах, имеющих средний показатель экстраверсии (Э = 10 - 12), а также у эмоционально стабильных интровертов (Э < 10, Н < 12).

Использование углового преобразования Фишера с попарным сопоставлением групп, имеющих различное сочетание показателей экстраверсии и нейротизма, показало, что на лекциях с ММОП значимое отличие в динамике функционального состояния слушателей (p < 0.05) зафиксировано при сопоставлении 15 пар из 81 существующей. Для сравнения на лекциях со слайдами такая динамика отмечается у 36 пар из 81 возможной. Тем самым подтверждается гипотеза нашего исследования об изменении индивидуальных реакций слушателей с различными типологическими особенностями в условиях применения ММОП в направлении их нивелирования.

Различия в изменении параметров психического состояния слушателей затрагивают преимущественно настроение и мотивацию (ФПС), а также самочувствие и настроение (экспресс-оценка). Не выявлено в парах достоверно значимых различий по показателям шкал уровня бодрствования и оценки успешности (ФПС), желания учиться и удовлетворенности обучением (экспресс-оценка).

Представляет интерес анализ групп в целом для выделения наиболее и наименее подверженных влиянию лекций - ММОП, а также сравнительный анализ характера реагирования на двух видах лекций у одной и той же группы: самый высокий процентный сдвиг - 76.9% (Э > 12, Н = 12 - 14) - по показателю оценки успешности (ФПС), самый низкий процентный сдвиг - 18.2% (Э = 10 - 12,

Таблица 2. Распределение слушателей по сочетанию показателей экстраверсии и нейротизма

N группы

Сочетание показателей

Количество человек

1

Э > 12, Н > 14

25 (ж-20, м-5)

2

Э > 12, Н < 12

29 (ж-13, м-16)

3

Э < 10, Н < 12

17 (ж-12, м-5)

4

Э < 10, Н > 14

40 (ж-36, м-4)

5

Э = 10 - 12, Н > 14

19 (ж-12, м-7)

6

Э > 12, Н = 12 - 14

13 (ж-11, м-2)

7

Э = 10 - 12, Н < 12

24 (ж-13, м-11)

8

Э < 10, Н = 12 - 14

18 (ж-15, м-3)

9

Э = 10 - 12, Н = 12 - 14

11 (ж-5, м-6)


стр. 91

 

Н = 12 - 14) - по показателю самочувствия (экспресс-оценка).

Наибольшие изменения происходят по шкале оценки успешности (ФПС) - от 50 до 76.9%. Можно предположить, что условия проведения лекции с ММОП благоприятно влияют на людей с различными темпераментальными характеристиками и помогают формировать осознание своей успешности в обучении, а это особенно важно для тех, у кого учебная деятельность не является ведущей. Поговорку "аппетит приходит во время еды" к нашей ситуации можно применить так: если будет получаться, то захочется учиться и дальше. Мы предполагаем, что хороший результат неизбежно влияет на самооценку слушателей в ходе учебного процесса и, возможно, повлияет на изменение отношения к познанию как ценности.

Сравнение данных, полученных на двух видах лекций, позволяет выделить наиболее устойчивые группы, характер реагирования которых незначительно меняется при изменении условий проведения лекции: не выявлено достоверно значимых различий у групп 2 (Э > 12, Н < 12); 5 (Э = 10 - 12, Н > 14); 8 (Э < 10, Н = 12 - 14).

Таким образом, проведенный анализ показывает, что экстраверсия и нейротизм как базовые индивидуально-типологические свойства личности определяют характер влияния лекций - ММОП на функциональное состояние слушателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование, посвященное изучению особенностей влияния двух способов предъявления информации - подачи учебного материала с применением кодоскопа и мультимедийной образовательной презентации - на динамику психического состояния обучающихся взрослых, показало актуальность и необходимость изучения этой проблемы. Решение задач, связанных с необходимостью поиска оптимальной системы организации взаимодействия преподавателя и обучающихся взрослых в условиях применения современных информационных технологий и их влияния на психические состояния учащихся, является на сегодняшний день одним из резервов оптимизации подготовки и переподготовки кадров в системе высшего образования. Реализация концепции личностно-ориентированного образования должна сочетать формы и методы воздействия на слушателя в целях повышения познавательной активности обучения и создания благоприятных психологических условий, обеспечивающих системную детерминацию преднамеренных изменений совокупности профессионально значимых качеств и связанных с ними личностных свойств.

Знание индивидуально-типологических характеристик обучающихся, особенностей их реагирования на различные способы предъявления учебного материала и учет этих знаний при выборе форм проведения занятий позволяют снизить вероятность формирования негативных психоэмоциональных состояний, преодолеть трудности, возникающие у взрослых в процессе обучения.

Результаты исследования позволяют получить и систематизировать фактические данные, характеризующие особенности психических состояний обучающихся взрослых в зависимости от их индивидуально-типологических и тендерных особенностей.

ВЫВОДЫ

Применяемые в настоящее время модели обучения, способы предъявления информации оказывают различное влияние на динамику психических состояний учащихся.

Мультимедийная образовательная презентация оказывает позитивное влияние на психическое состояние обучающихся взрослых: отмечается динамика показателей настроения, мотивации, оценки успешности обучения в направлении формирования психических состояний, характеризующихся как "положительное, мобилизующее состояние".

Характер влияния ММОП на психическое состояние слушателей отличается от такового при использовании традиционной обучающей технологии с применением кодоскопа. Сравнение динамики изучаемых показателей на лекциях с ММОП и со слайдами выявило следующее: кроме уровня бодрствования, все остальные показатели на лекциях с ММОП имеют рост на достоверно значимом уровне (p < 0.01), в то время как на лекциях со слайдами незначительно снижаются либо не изменяются; рост на лекциях со слайдами происходит только по шкале "Удовлетворенность обучением" (экспресс-оценка).

Нейротизм-стабильность и экстра-, интроверсия как базовые темпераментальные характеристики личности являются факторами, влияющими на динамику психических состояний слушателей в условиях применения двух способов предъявления информации: с применением кодоскопа и с ММОП.

Психические состояния, формирующиеся в условиях применения лекций с ММОП, в существенной степени обусловлены тендерными особенностями обучающихся. После лекции с ММОП женщины оценивали свое настроение и удовлетворенность обучением выше, чем после лекций с кодоскопом. У мужчин тенденция к повышению показателей тоже обнаруживается, но не в такой степени, как у женщин.

 

 

Использование ММОП помогает слушателям преодолевать объективные трудности, возникающие в ходе учебного процесса. Об этом свидетельствует тот факт, что на лекциях с ММОП наибольшие изменения в состоянии слушателей в положительном направлении произошли по показателю оценки успешности обучения.

Положительная динамика показателей психического состояния слушателей на лекциях с ММОП позволяет рекомендовать расширение практики их применения в учебном процессе.

Информация о работе Психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации