Психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 04:40, реферат

Описание работы

Изучались особенности влияния двух способов предъявления учебного материала - с применением кодоскопа и мультимедийной образовательной презентации - на динамику психических состояний обучающихся взрослых, слушателей факультета повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы (ФПК ВВАГС). Показано, что различные способы предъявления информации оказывают разное влияние на психическое состояние обучающихся взрослых.

Работа содержит 1 файл

влад.doc

— 105.26 Кб (Скачать)

 

 ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ ОТ СПОСОБОВ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

 

Изучались особенности влияния двух способов предъявления учебного материала - с применением кодоскопа и мультимедийной образовательной презентации - на динамику психических состояний обучающихся взрослых, слушателей факультета повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы (ФПК ВВАГС). Показано, что различные способы предъявления информации оказывают разное влияние на психическое состояние обучающихся взрослых. Информационная технология с использованием мультимедийной образовательной презентации (ММОП) обеспечивает лучшую включенность обучающихся в учебный процесс за счет практика применения различных технических средств обучения, заимствованных из средней и высшей школы: диапозитивы, транспаранты, слайды, кинофильмы. Когда же в учебной практике стали применять аудиовизуальные средства, надеялись, что их использование элиминирует все трудности, возникающие в процессе обучения. Высказывались даже идеи, что данные средства заменят учителя, но надежды на это не оправдались.

По мнению специалистов, дети, выросшие в эпоху телевидения, компьютеров, электронных игр, воспринимают информацию совсем не так, как те, кто вырос в окружении печатных текстов. Интеллект проявляется в вербальной и образно- чувственной формах. Именно на развитие последней оказывают наибольшее влияние аудиовизуальные средства обучения. Однако направленность их влияния на интеллектуальную сферу обучаемых изучена недостаточно.

Исследование практики применения технических средств обучения позволяет сделать вывод о том, что эффективность обучения повышается за счет: большого количества информации, увеличения темпа изложения учебного материала, сочетания предъявляемых средств с самостоятельной работой обучающихся, образного изложения материала, развития познавательных и творческих способностей учащихся, облегчения правильного определения основных понятий излагаемого материала и его наглядности, которая сообразуется с возможностями обучающихся. Но многие авторы признают и ряд недостатков, присущих традиционным техническим средствам, которые снижают эффективность обучения из-за: усложнения процесса переработки информации; ослабления обратной связи; активизации только зрения и слуха без возможности активизации других рецепторов; поверхностной регистрации информации обучающимися, которая быстро забывается; трудностей внесения изменений в демонстрационный материал с учетом объективной необходимости.

стр. 86

 

Современные информационные технологии позволяют совершенствовать учебно-методический комплекс за счет ввода мультимедийного оборудования, телевизора и конспекта лекций, включающего слайды. Организованный с применением информационных технологий учебный процесс может быть направлен на формирование новой образовательной среды, способной обеспечивать эмоциональный фон, позволяющей осваивать эмоционально- ценностный опыт, развить адаптированность личности к социальной сфере, а также способствовать самореализации и раскрытию потенциала личности.

Исследования показывают, что использование информационной технологии с применением телевидения повышает эффективность педагогического процесса по трем направлениям: 1) усиление информативности процесса обучения, 2) расширение дидактического инструментария преподавателя, с помощью которого он управляет процессом обучения, 3) совершенствование организации учебно-познавательного процесса [10].

Мультимедиа (multimedia, дословно - "многосредность") - информационная технология, которая является одной из наиболее перспективных в сфере коммуникаций. Мультимедийные образовательные презентации (ММОП) напоминают традиционные лекции со слайдами, но, в отличие от последних, реализуются с привлечением средств показа цветной графики и анимации, позволяющих проецировать видеоматериал на большой экран или представлять его непосредственно на мониторе. Изучение образовательной среды, формируемой посредством применения данной информационной технологии, может быть осуществлено при изучении характера влияния ММОП на психическое состояние обучающихся.

Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки людей с помощью психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных [20].

Основной причиной возникновения психического состояния А. О. Прохоров называет "единство переживания субъекта и его поведения в ситуации жизнедеятельности" [18]. Одним из ключевых звеньев возникновения психического состояния как системного образования им выделяется ситуация, которая выражает степень уравновешенности (сбалансированности) психических свойств индивида и внешне-средовых условий их проявления в его жизнедеятельности. Следовательно, можно предположить, что изменение психического состояния в условиях того или иного воздействия в определенной ситуации позволяет судить о характере этого воздействия.

Рост интереса к проблеме исследований психических состояний обусловлен увеличением внимания к их изменениям в экстремальных или стрессовых ситуациях. Проблема психических состояний разрабатывалась в рамках специальных отраслей психологии (инженерной, спортивной, педагогической, военной и др.). Исследователями установлен ряд закономерностей, характеризующих состояния субъекта [3, 11, 14, 17], особенности их регуляции [7, 8, 13, 21], созданы схемы и методические средства их оценки [15, 22].

Обобщение различных подходов к определению понятия "психическое состояние" позволяет рассматривать как целостную характеристику психической деятельности человека за определенный период, отражающую в результате самоуправления и саморегуляции сложную структуру взаимосвязей с выше и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции [16].

Психические состояния вызваны, поддерживаются и регулируются эмоциями. Человек отражает предметную реальность двумя значениями: положительным либо негативным переживанием. Поэтому важно рассматривать эмоциональную составляющую как значимый элемент деятельности, в том числе и учебной, которая влияет на ее результаты и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, уровнем притязаний и другими показателями [5, 6, 11, 17].

До недавнего времени эффективность учебной деятельности, в частности, студентов оценивалась в контексте изучения их личностных особенностей, уровня притязаний, самооценки, мотивации и т.д. Однако исследования показали, что не меньшее значение для анализа эффективности обучения имеют характеристики психического состояния обучающихся [4, 5, 13, 19]. На наш взгляд, эта проблема особенно актуальна для высшего образования, так как процесс обучения в вузе складывается из аудиторных и самостоятельных занятий, а одной из целей любого аудиторного занятия является актуализация познавательной активности, мотивов обучения и формирование положительного отношения к изучаемому предмету, побуждающего студента (в нашем случае - слушателя ФПК) продолжить освоение тех или иных знаний самостоятельно.

Следует особо отметить, что в условиях обучения взрослых возникает ряд проблем, не связанных с его характером, но обусловленных следующими причинами: утратой навыков обучения; профессиональной "деформацией" - кажется, что все уже знаю; личностными трудностями в процессе приобретения знания, вызванными возрастным снижением показателей внимания, памяти, общего состояния здоровья; недостаточным уровнем мотивации к обучению; сменой роли специалиста, руководителя на роль ученика.

Применение мультимедийной образовательной презентации в процессе обучения в значи-

стр. 87

 

тельной степени способствует снятию этих проблем.

Цель нашей работы: изучение особенностей влияния двух способов информации - подачи учебного материала с применением кодоскопа (которую мы считаем традиционной) и мультимедийной образовательной презентации (новая информационная технология) - на динамику психического состояния обучающихся взрослых.

Объектом исследования являются психические состояния обучающихся взрослых в условиях применения двух способов подачи информации, а предметом - динамика психических состояний обучающихся взрослых как следствие их воздействия.

Были выдвинуты гипотезы о том, что:

* рассматриваемые способы предъявления информации оказывают разное влияние на динамику психических состояний обучающихся взрослых: информационная технология, ММОП, воздействует более позитивно, обеспечивает лучшую включенность в учебный процесс за счет создания комфортной среды, позволяющей преодолевать трудности в процессе обучения с применением традиционных технологий;

* психические состояния, формирующиеся в условиях применения рассматриваемых способов предъявления информации, в определенной степени обусловлены тендерными и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся, а использование ММОП позволяет существенно нивелировать их воздействие.

Исходя из вышесказанного, экспериментальное исследование влияния лекций с ММОП на психическое состояние слушателей требует решения следующих задач: 1) изучения динамики функциональных психических состояний обучающихся взрослых в условиях применения двух видов лекций: с ММОП и со слайдами; 2) выявления тендерных и индивидуально-типологических особенностей реагирования слушателей на лекции; 3) сравнительного анализа характера влияния на функциональные психические состояния слушателей ФПК двух видов лекций: с ММОП и со слайдами.

МЕТОДИКА

Программа обучения на ФПК включает занятия по основным темам повышения квалификации: экономика, право, менеджмент, психология управления. В ходе обучения используются лекции, деловые игры, тренинги и др. Доля лекций с применением кодоскопа и ММОП в общем объеме программы составляет 30%. Численность учебных групп 25 - 30 человек. Основа эксперимента - лекционные занятия продолжительностью 90 минут каждое. Те лекции, на которых проводилось исследование, читал один преподаватель. Были выбраны две темы: организация управленческого труда и введение в деловое общение. Выбор обусловлен тем, что эти темы входят в программу обучения специалистов всех профилей, что давало возможность получить большую выборку, в отличие от других лекций, которые проводятся для ограниченного числа групп специалистов. Использование кодоскопа и ММОП на этих лекциях чередовалось. Для одного потока первая - с кодоскопом, вторая - с ММОП. Для следующего потока первая - с ММОП, вторая - с кодоскопом. В ходе исследования для участников выборки было проведено восемь лекций с ММОП и столько же со слайдами, транслируемыми с кодоскопа. При проведении эксперимента учащимся объяснялась цель исследования: изучение различных методов обучения для принятия решения об объеме их дальнейшего применения в практике преподавания.

Лекция с ММОП реализуется посредством подачи материалов по сценарию в виде последовательности кадров (слайдов). Каждый слайд компонуется из текстового блока, символов, фигурок человека или сюжетной картинки, входящих в каталоги Microsoft; подбирается соответствующее звуковое сопровождение. Слайды представляют собой необходимые звенья лекционного повествования. При работе над презентацией применяется программа презентационной графики PowerPoint фирмы Microsoft. ММОП включает 15 - 20 слайдов (показ одного слайда и озвучивание его содержания может занимать от 1 до 7 минут).

Слушатели ФПК получают на руки конспект с отпечатками слайдов, которые будут показаны во время лекции. В конспекте предусмотрено место для заметок и примечаний. Аудитория оснащена одним мультимедийным компьютером и телевизором с диагональю 29 дюймов. Оператор по сигналу педагога транслирует слайды с компьютера на экран телевизора.

 

 

В качестве независимых переменных использовались показатели пола, а также экстра-, интровертированности и нейротизма.

Состав выборки по полу - 137 женщин и 59 мужчин - в целом согласуется с реальным соотношением мужчин и женщин в сфере государственного и муниципального управления.

Выбор психологических методов был обусловлен тем, что исследование проводилось в реальных учебных условиях, ограничивающих возможность применения сложных аппаратных методов, поэтому использовались бланковые методики.

Специфика взаимодействия темпераментальных свойств и состояний показывает, что ведущими элементами этого процесса являются вертированность и нейротизм [19]. Нейротизм и экстраверсия входят в "пятифакторную модель" [1] и рассматриваются как базисные факторы личности. Поэтому именно эти свойства исследовались нами (с помощью теста Г. Айзенка EPI) для выявления зависимости между типологическими особенностями, с одной стороны, и динамикой психических состояний слушателей - с другой.

Исследование функциональных психических состояний проводилось по шкале оценки ФПС, предназначенной для изучения и диагностики функциональных состояний и работоспособности, возникающих в учебной и трудовой деятельности [22]. Шкала ФПС представляет собой биполярную шкалу Ликерта с семибалльной вербально-числовой оценкой интенсивности различных состояний, включающую 20 утверждений. После заполнения бланка отмеченные позиции в соответствии с ключом переводятся в баллы, а затем вычисляется среднее значение баллов по каждому показателю. По вычисленным средним значениям строится профиль, отражающий соотношение показателей шкалы ФПС. Сравнение показателей, получаемых в ходе эксперимента, с эталонным профилем позволяет судить о характере возникающего психического состояния. Кроме того, метод дает возможность оценить выраженность таких параметров, как побуждающие переживания - "мотивация" (М), оценочные переживания - "настроение" (Н), "оценка успеха-неуспеха" (ОУ), переживание интенсивности состояния - "уровень бодрствования" (УБ).

Экспресс-оценка эмоционального состояния слушателей осуществлялась с помощью "градусника" состояний. Опыт применения данного метода в исследованиях психических состояний студентов описан в работе Г. Ш. Габдреевой [2]. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из десяти интервалов с общим диапазоном 0 - 100%, позволяющую выявить мнение опрашиваемого о выраженности у него тех или иных состояний в процентных величинах. Участнику занятия предъявляется шкала: он должен сделать отметку уровня того состояния, которое испытывает в нужный момент. В нашем исследовании измерялись следующие показатели: 1) самочувствие, 2) настроение, 3) желание учиться, 4) удовлетворенность обучением. Выполнение задания занимает минимум времени. Сходство данной методики с ФПС состоит в том, что она также является развернутой субъективной характеристикой психического состояния человека, но более целостной. Использование экспресс- оценки позволяло компенсировать отсутствие возможности диагностики текущего состояния самочувствия испытуемых. Была проведена проверка нормальности показателей ФПС и экспресс-оценки, использовался стандартный статистический пакет Microsoft Excel. Данные обучающихся, чьи показатели состояния самочувствия были оценены ими ниже 50%, не рассматривались.

Информация о работе Психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации