Психические свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Особенно важно это для специальности «организатор работы с молодежью» подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Такие знания активно используются для решения, например, проблем взаимодействия специалиста с молодыми людьми.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_vladik.docx

— 49.42 Кб (Скачать)

Второй признак — тотальность  проявлений характера: при психопатиях  одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди  чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.

Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация.

Последняя заключается в  том, что у человека постоянно  возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот  такой простой житейский и  в то же время вполне научный критерий. [16]

В заключение можем сказать  что, характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

 

2.3 Способности  личности

Способностями называют такие психические  свойства, которые являются условиями  успешного выполнения какой-либо одной  или нескольких деятельностей.

 Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет  большое значение в деятельности  писателя, ученого, педагога. Способностями  мы называем зрительную память, имеющую прямое отношение к  работе художника-живописца; эмоциональную  память и эмоциональное воображение,  играющее большую роль в творчестве  писателя; техническое воображение,  необходимое в деятельности инженера  или техника; музыкальный слух. Способностями мы можем назвать  те качества ума, которые составляют  условие успешного выполнения  многих видов деятельности.[9]

Следует отметить, что слово «способность»  имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают индивидуальные особенности, которые  являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее  время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам:

    1. В первом случае под способностями понимаю совокупность всевозможных психических процессов и состояний.
    2. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
    3. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Под способностями разумеются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых  все люди равны.

Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение  к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями  некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются  как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний.

Когда выдвигают молодого работника  на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение хорошими организационными способностями, то, конечно, не думают при этом, что обладать организационными способностями - значит обладать организационными навыками и  умениями. Дело обстоит как раз  наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника  его организационными способностями, предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых  навыков и умений, благодаря своим  способностям он сможет быстро и успешно  приобрести эти умения и навыки.

Эти примеры показывают, что в  жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к  наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются, что приводит к ошибочным выводам, особенно в  педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить  неудачная попытка В.И.Сурикова, ставшего в последствии знаменитым художником, поступить в академию художеств. Хотя выдающиеся способности  Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков  в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали ему  в поступлении в академию. Ошибка преподавателей академии заключалась  в том, что они не сумели отличить отсутствие навыков от отсутствия способностей. Не смотря на то, что способности  не сводятся к знаниям, умениям и  навыкам, это не означает, что они  никак не связаны со знаниями и  умениями. От способностей зависят  легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит  не от какой-либо одной, а от сочетания  различных способностей, причем это  сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспеченно различными способами. [15]

Из выше сказанного можно сделать выводы, о том, что способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями  и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.

О способностях людей можно узнать только из наблюдений за их деятельностью. Способным и одаренным обычно называют человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие. Поэтому считают, что  лучшая работа одних и более слабая других - явление не случайное, а  обусловленное способностями.

 

2.4 Направленность  личности

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Одни ученые-психологи  считают направленность свойством  личности и ставят ее в один ряд  с характером, темпераментом и  способностями, другие относят ее к  системе доминирующих мотивов. Другие понимают под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений.

Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или  в силу прошлого опыта (согласно установке). Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему  побуждений, определяющую активность человека, избирательность его отношений.

Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они  выдвигают перед собой разные пели и перспективы, избирательно относятся  к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого человека есть нечто ведущее, что определяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик.

Как правило, качествами направленности личности являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем  зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления личности, его морально-политический облик, степень  его идейности. Важное значение при  этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое  множество вари антов: у одних  он узкий, у других — широкий. Интенсивность направленности личности может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности.

Даже самая интенсивная  и устойчивая направленность личности может не проявиться в действиях  и поступках личности, если слаба  ее действенность. Действенность направленности личности — это актуализация идейных  побуждений такой личности. Она проявляется  в степени волевой активности личности по осуществлению своих  целей и намерений. Действенность  направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется  в своей деятельности. Направленность личности всегда тесно связана с  другими ее свойствами и состояниями, влияет на них и в определенной степени зависит от них.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические  свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в  себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических  процессов, при помощи которых психическое  возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся  в мозгу, воспринимаются человеком  как события, разыгрывающиеся вне  его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно  тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют  психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между  ними.  
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение – полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. Знание психологической структуры личности, понимание механизмов ее функционирования и особенностей проявления является одним из важных условий эффективности работы организатора.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бачинин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. – СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2010 – 272 с.
  2. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 2006. – 624 с.
  3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011. - 752 с
  4. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2004. - 325 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2003. - 688с.
  6. Николаенко В.М.  Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2006. - 175 с.
  7. Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 496 с.
  8. Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология. – М.: АКАДЕМИЯ, 2006. – 461 с.
  9. Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. /А.А. Радугин - М.: Центр, 2003. - 256с.
  10. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ В.А. Сластенин, В.П. Каширин   - М.: Академия, 2011. - 480с.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л. Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2007. – 704 с.

12. Столяренко А.М. Психология  и педагогика: Учебное пособие  для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423с.

13. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.  Психология и педагогика в  вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 576с.

14. Фресс. П Общая психология/ П. Фресс – М.: Прогресс 2009 - 188 с.

15.Электронный ресурс:http://www.syntone.ru/.

16. Электронный ресурс: http://www.referat.ru/.

17.Электронный ресурс :http://www.FOLLOW.ru/.

18.Электронный ресурс:  http://www.ref.by/.

 
 


Информация о работе Психические свойства личности