Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Особенно важно это для специальности «организатор работы с молодежью» подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Такие знания активно используются для решения, например, проблем взаимодействия специалиста с молодыми людьми.
Глава 2 . Понятие психических свойств личности
Психические свойства –
это индивидуальные особенности
психической деятельности конкретного
человека, особенности его психического
состояния, его межличностных и
личностно-социальных отношений, которые
позволяют описывать и
К числу наиболее общих видов (классов) психические свойств относятся:
а) психические черты (иногда их называют «личностные черты», но корректнее говорить про «индивидуальные черты»): это свойства темперамента и характера, а также мотивационные черты;
б) способности, среди которых различают общие, частные (модальные) и специальные (умения);
в) психологические
состояния, среди которых
г) свойства сознания и самосознания;
д) социальные установки и межличностные отношения группа так называемых социально-психологических качеств личности.
Иногда для психических свойств в качестве синонима используются понятия «психические качества», «психологические характеристики», «психодиагностические параметры» и т.п. Между различными классами психических свойств имеются настолько тесные связи и взаимозависимости, что в некоторых случаях одни свойства как бы переходят в другие. Вот несколько примеров. Если свойство «экстраверсия-интроверсия» в одной ситуации оказывается нейтральной чисто стилевой особенностью, не влияющей на эффективность деятельности, то в других ситуациях (профессии, требующие умения активно устанавливать контакты, заводить знакомства), «экстраверсия» превращается в особую способность или в профессионально важное качество личности (ПВК). Долговременное состояние высокой тревожности может привести к формированию устойчивой личностной черты «тревожность». Долговременная и глобальная социальная установка человека по отношению к многим другим людям, основанная на эмоционально-негативном социальном сравнении своих и чужих успехов, из частного отношения "зависть" приводит к формированию долговременной мотивационно - характерологической личностной черты – «завистливость».
Существуют комплексные психологические свойства, которые нельзя строго отнести к какому-либо одному классу из названных выше. Например, психологические свойства когнитивного стиля одновременно свойствами эмоционально-волевой и когнитивной сферы человека. А такие особые инструменты социального познания и самопознания как «личностные конструкты» являются одновременно свойствами сознания, средствами выражения социальных установок и оценок, а при определенных тенденциях в развитии личности они могут превращаться также в мотивационно- ценностные черты личности.
И. П. Павловым было установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И. П. Павлова свою подлинно научную основу.[17]
Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам:
1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;
2) равновесие между возбуждением и торможением;
3) подвижность этих процессов, то есть способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.
Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов». И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность. Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека.
Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.
Индивидуальность человека
— его характер, его интересы
и способности — всегда в той
или иной мере отражает его биографию,
тот жизненный путь, который он
прошёл. В преодолении трудностей
формируются и закаляются воля и
характер, в занятиях определённой
деятельностью развиваются
Центральное значение для
формирования индивидуальности человека,
его интересов и склонностей,
его характера имеет
Обусловленные личным жизненным
путём человека, его убеждения
в свою очередь влияют на ход этого
пути, направляя поступки человека,
его образ жизни и
Таким образом мы можем
сделать вывод и сказать о
том, что в детском возрасте решающее
значение для формирования психических
особенностей человека имеют воспитание
и обучение. По мере того как формируется
человеческая личность, всё большее
значение приобретает самовоспитание,
то есть сознательная работа человека
над выработкой своего мировоззрения
и своих убеждений, над формированием
в себе желательных психических
свойств и искоренением нежелательных.
Всякий человек в значительной мере
является сам творцом своей
2.1 Определение темперамента
Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. [1. с. 84] Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы.
Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека.
Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический
Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:
1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность
сосредоточения внимания);
2) психический ритм и темп;
3) интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность воли);
4) направленность психической деятельность на какие-то определенные
объекты(например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье – их падение.
Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента.
Подводя итог, можем сделать вывод, что свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
2.2 Характер личности
У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.
Характер формируется в
Основа, главный стержень
характера складывается
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут быстрый, подвижный, резкий, вялый, а качествами характера — собранный, организованный, аккуратный, расхлябанный.
Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, живой, импульсивный, вспыльчивый, чувствительный. В случае характера — добродушный, замкнутый, недоверчивый. Впрочем, граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П. Павлова.[18]
Констатируя тот факт, что
высокая одаренность часто
Историю, интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер. И так, творение человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность. Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
В психологии выделяют два основных типа характера:
Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни - этот первый признак