Психические состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:51, реферат

Описание работы

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми и обществом. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое /определяющим выступает первое измерение/.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 31.82 Кб (Скачать)

Медитация и гипноз.

Под медитацией в современной психологии понимаются два явления: во-первых. измененное, по желанию индивида, особое состояние  сознания, связанное с замедлением  деятельности мозга путем концентрации внимания на каком-либо объекте или  мысли, а во-вторых, техника достижения такого состояния. В состоянии медитации  субъект получает реальное удовлетворение, прежде всего из-за наступления релаксации /уменьшения напряжения, расслабления, снятия стресса/. Возможно наступление  и того, что у буддистов называется нирваной - состояния высшей безмятежности, спокойствия, слияния души с Вселенной.

Термин «гипноз», как и термин «медитация», имеет  два значения:

а/ временное  состояние сознания, связанное с  сужением его объема и резким сосредоточением  на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания;

б/ техника воздействия  на индивидуума с целью сузить поле сознания и подчинить его  контролю гипнотизера, внушения которого он будет выполнять. Возможен и аутогипноз как психическое состояние, вызванное самовнушением. Под гипнотизацией понимается возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушения. Внушение - процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием активного и целенаправленного его понимания развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение может быть прямым /императивным/ и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии.

В гипнотическом  состоянии выявляется много общего со сном и медитацией, ибо и оно  достигается путем уменьшения притока  сигналов к мозгу. Внешне действия загипнотизированного могут создать впечатление его  отказа от собственного здравого смысла. Однако, как отмечает ряд исследователей /К.И. Платонов, Д.Н. Узнадзе и др./, при отсутствии у испытуемого  амбулии /патологического безволия/ никогда нельзя добиться, чтобы он под гипнозом совершил действие или бездействие, которые он не одобрил бы в нормальном состоянии, которые противоречили бы общему течению его воли, направленности его личности. Гипнотическое состояние часто бывает связано с повышением творческого потенциала человека.

Боль и анальгезия.

Болью называют психическое состояние, которое  возникает как результат сверхсильных или разрушительных воздействий  на организм при угрозе его целостности  или существованию вообще. Болевые  ощущения носят гнетущий, тягостный  характер, характер страдания. Но они  являются стимулом для оборонительных реакций, направленных на устранение внешних  или внутренних раздражителей, их обусловивших. Боль - симптом нарушения нормального  течения физиологических процессов, и поэтому она имеет очень  большое клиническое значение.

Болевые ощущения в значительной мере поддаются нейтрализации  со стороны высших психических образований, зависящих от направленности личности, ее убеждений, ценностных ориентаций и  т. д., о чем свидетельствуют многочисленные примеры мужества, умения, испытывая  боль, не поддаваться ей, а действовать, руководствуясь глубоко нравственными  мотивами. Снижение или полное устранение чувствительности к боли называется анальгезией. Она достигается с  помощью анальгетиков /веществ, подавляющих  болевые ощущения или снижающих  чувствительность к боли/, путем  концентрации внимания на объектах, не связанных с источником болевого воздействия /музыка, белый шум и  т.д./,посредством внушения, самовнушения, гипноза, а также методами общего или точечного массажа, воздействием холода или тепла на определенные участки тела.

Эйфория и дисфория.

Эйфория - психическое  состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это  состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным  обстоятельствам. При эйфории наблюдается  мимическое и пантомимическое оживление, психомоторное возбуждение. Дисфория - противоположное эйфории психическое  состояние .проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью  к поведению окружающих, со склонностью  к агрессии. Но в редких случаях  дисфория может проявляться и  в приподнятом и даже экзальтированном настроении с агрессивностью, раздражительностью, напряженностью.

Дисфория наиболее характерна при органических заболеваниям головного мозга, эпилепсии, при  некоторых формах психопатий. Поэтому  дисфория - это, как правило, патологическое состояние, и его анализ, как и  анализ абсистенции, бреда галлюцинаций, ипохондрии, истерии, навязчивых и реактивных состояний, транса, выходит за рамки чистой общей психологии. Поэтому анализ названных состояний производиться не будет.

Дидактогения и ятрогения.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога /учителя, тренера, воспитателя. руководителя и т.д./. К таким негативным состояниям следует отнести угнетенное настроение, страх, фрустрацию и др, отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях ученика.

Дидактогения может явиться причиной неврозов - /наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно переживаемой неудачи, неудовлетворения потребностей, достижения жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

Ятрогения /внушенная  болезнь/ - отрицательное психическое  состояние, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия  врача на пациента /например. при  неосторожном комментировании особенностей его болезни/, способствующее возникновению  неврозов.

Психические состояния  отражают особенности взаимодействия человека и среды. С одной стороны, при изменении этого взаимодействия состояния меняются таким образом, чтобы способствовать адаптации  организма к окружающей среде. Таким  образом, можно сказать, что психические  состояния сами являются формой саморегуляции психики.

С другой стороны, психические состояния (в особенности  в совокупности своих эмоциональных  характеристик) являются индикаторами внешних событий. Негативные состояния  свидетельствуют, что в наших  действиях или в нашем окружении  что-то не в порядке и нуждается  в изменении. В этом случае нужно  бороться не с самими состояниями, а  с причинами, которые их вызывают. Это не самый сложный путь, и  люди с охотой прибегают к более  простым и пагубным средствам  – алкоголю, наркотикам и стимуляторам.

Методы  саморегуляции.

В настоящее  время разработано много различных  способов саморегуляции: самовнушение релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Методам саморегуляции посвящено большое количество публикаций, перечисление которых заняло бы много места. Больше место заняло бы описание всех методов саморегуляции. Поэтому я остановилась только на наиболее доступных и распространенных.

Аутогенная  тренировка

Наиболее распространенным способом саморегуляции является тот, который разработал в 1932 г. немецкий психиатр И. Шультц (1966). Этот способ получил название «аутогенная тренировка». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин,

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система  саморегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке данного способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. На основании этого он в соответствии с теорией Джемса—Лан-ге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Данному способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц после того, как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

А. В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В методику включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой данного метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60%). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить указанное тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, тонизацию можно увеличить. Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслаблением мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоянием покоя) дело обстоит хуже. Мною, например, выявлено, что эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет.

Прогрессивная релаксация. Это техника устранения «мышечных зажимов», мышечного напряжения. В отличие от аутогенной тренировки и медитации в процессе прогрессивной релаксации человек не впадает в гипнотическое состояние. Снижение мышечного напряжения достигается путем длительной тренировки по созданию напряжения и последующего расслабления мышц, постепенно переходя от одной их группы к другой.

Изменение направленности сознания

Варианты данного  способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем  угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых

усилии, с помощью  которых человек пытается сосредоточить  внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций .

Снятию у себя эмоционального напряжения также способствуют:

•    получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

•    разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой);

•    откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

•    написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки. В левую следует записать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую — то, что можно противопоставить случившемуся, если возможно, то и положительные последствия, в том числе извлеченные уроки. Таким образом можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицу от беды. Этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных.

Медитация

Цель медитации  — овладение собственным вниманием  и контролем над ним для  того, чтобы уметь концентрироваться  на выбранном предмете для предотвращения психического напряжения. Существуют различные типы медитации. Тибетские буддисты в качестве объекта сосредоточения используют мантру — тихо повторяемые слова, а дзэн-буддисты — подсчет вдохов и выдохов от одного до десяти с повторами. Независимо от типа медитации используются одни и те же приемы: «раскрытие сознания» или же концентрация внимания. Медитация позволяет контролировать частоту сердцебиений, снижать электрическую активность кожи, усиливать альфа-активность мозга. Медитация снижает артериальное давление и уровень кортизола, устраняет болевые ощущения, улучшает сон. Люди, использующие медитацию, лучше справляются с психическими нагрузками. У них ниже личностная и ситуативная тревожность, страхи и фобии.

Актуализация  эмоциональной памяти и воображения  как способ вызова определенного эмоционального состояния

Данный прием  используется как составная часть  саморегуляции. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые эмоциогенные (значимые) для него ситуации. Использование этого приема требует определенной тренировки (повторных попыток), в результате чего эффект будет возрастать (Писаренко, 1986).

Для снятия эмоционального напряжения эффективным средством  может быть физическая разрядка (как  говорил Павлов, нужно «страсть вогнать  в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать такую работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, является не чем иным, как рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.

Информация о работе Психические состояния