Психические состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:51, реферат

Описание работы

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми и обществом. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое /определяющим выступает первое измерение/.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 31.82 Кб (Скачать)

Психические состояния  представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми и обществом. В любом  психическом состоянии можно  выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое /определяющим выступает первое измерение/.

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и "массовидные" состояния, то есть психические состояния определенных общностей людей /микро - и макрогрупп, народов, обществ/. В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два таких вида состояний - общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния  человеческих общностей характеризуются  целым рядом признаков, не свойственных вообще или свойственных в меньшей  степени состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества;

"заразительность", то есть способность к быстрой  иррадиации /распространению/; "эффект  группы", то есть увеличение  силы и значения состояний  людской общности; информативность;  тенденция к закреплению.

В дальнейшем будут  рассматриваться только психические  состояния конкретного человека.

Свойства  психических состояний.

Психические состояния  человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним  многообразием, полярностью.

Целостность психических  состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую  деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов  психики.

Сложный, целостный  характер психических состояний  можно проиллюстрировать на примере  состояния убеждения человека в  чем-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знание и объективный взгляд на имеющиеся  доказательства чего-либо, уверенность  в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к  практической деятельности и общению.

Подвижность психических  состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания /начало, определенная динамика и конец/.

Психические состояния  обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем  у психических процессов /познавательных, волевых, эмоциональных/. При этом психические  процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны  между собой. Психические состояния  влияют на психические процессы, являясь  фоном их протекания. В то же время  они выступают в качестве "строительного" материала" для формирования качеств  личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности  мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством  личности -сосредоточенностью.

Под влиянием психических  состояний, возникающих в ходе жизненных  отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка  или даже ломка относительно устойчивых качеств личности.

Психические состояния  отличаются крайним многообразием  и полярностью. Последнее понятие  означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует  противоположное состояние /уверенность-неуверенность, активность-пассивность, фрустрация-толерантность  и т.д./. 
 

Классификация психических состояний.

Для изучения и  диагностики психических состояний  большое значение имеет их классификация. Психические состояния человека можно классифицировать по таким  основаниям: в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении  психических состояний - личностные и ситуативные; в зависимости  от доминирующих /ведущих/ компонентов /если таковые явно выступают/ - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.; в  зависимости от степени глубины - состояния /более или менее/ глубокие, либо поверхностные; в зависимости  от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т.д.; в зависимости  от влияния на личность - положительные  и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астеничесние; в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные; в зависимости от причин, их вызывающих; в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Типичные  положительные психические  состояния человека

Возникновение и протекание психических состояний  человека зависит от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических  состояний, жизненного опыта /в том  числе профессионального/, возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т. д.

Однако можно  выделить типичные положительные и  отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей  как в повседневной жизни /любовь, счастье, горе и т. д./, так и в  профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными /крайними, необычными/ условиями.

Сюда следует  отнести психические состояния  профессиональной пригодности, осознания  значимости своей профессии, состояние  радости от успехов в работе, состояние  волевой активности и т. д.

Отрицательные психические состояния  и их предупреждение. Психическая напряженность

Наряду с положительными /стеническими/ состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности /деятельности, общения/ могут возникать и отрицательные /астенические/ психические состояния. Например, нерешительность как отсутствие у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных /крайних/ условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно  говорить о состоянии сугубо операционной /операторной, "деловой"/ напряженности, то есть напряженности, которая возникает  как результат сложности выполняемой  деятельности /трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д./ и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями интеллектуальной деятельности, т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию  предварительного отбора гипотез.

Стресс.

Воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервно-психологической напряженности, называемого стрессом /от англ. "напряжение"/.

Понятие стресса  в современной психологии является многозначным. Им обозначается как  ситуация этого состояния, так и  оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации поведения  вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные  состояния, которые точнее было бы считать  проявлением психической напряженности /а ее крайние формы - стрессом/.

При дальнейшем изложении под стрессом будет  пониматься только отрицательное психологическое  состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению  к стрессу у человека не возникает  целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие  стресса от напряженной и трудной  задачи, на которую /вне зависимости  от ее тяжести/ человек, выполняющий  ее, реагирует адекватно.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия /стрессора/ но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т.д. Стресс - это прежде всего эмоциональное состояние. Но в виду тесной связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об "интеллектуальном стрессе", "интеллектуальной фрустрации" и даже "интеллектуальной агрессии". После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис /очищение/ как душевное облегчение.

Беспокойство – тревога.

Состояние стресса  у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тревожность». Тревожность - это психологическое  состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических  переживаниях /опасения, волнения,. нарушения  покоя и др./ и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. На это состояние играет большую  роль и в процессе мотивации человеческого  поведения, в определенных случаях  прямо выступая в качестве мотива. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу /нарушителями спокойствия/ будут  являться, к примеру, неожиданные  изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность  различных неприятностей, обусловленных  спецификой деятельности или общения; ожидание /иногда длительное/ определенного  результата и т.д.

Фрустрация.

Трудности и  возможные неудачи в жизнедеятельности  при определенных условиях могут  привести к возникновению у человека не только психических состояний  стресса и тревожности, но и состояния  фрустрации. Буквально этот термин означает переживание расстройства /планов/, уничтожения /замыслов/, крушения /надежд/, напрасные ожидания, переживание  провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте  выносливости по отношению к жизненным  трудностям и реакций на эти трудности.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т.е. препятствий, раздражителей, ситуаций вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Агрессию при  фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобление и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружающих или даже на неодушевленных предметы, на которых в данных случаях  «'срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя /"автоагрессия"/, когда человек начинает "бичевать себя", нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется  фрустраторами, а с другой - фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность / при фрустрациях  в форме агрессии/ или утрату делового оптимизма и нерешительность /при "автоагрессии"/, вялость безразличие, безынициативность /при депрессии/; персеверативность, ригидность /при фиксации/ и т.д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности. 

Специфические состояния психики человека.

Бодрствование – сон.

Традиционно современные  психологи выделяют два периодических  состояния психики /прежде всего  сознания/, присущих всем людям: бодрствование - состояние, характеризующееся активным взаимодействием человека с внешним  миром, и сон – состояние, рассматриваемое, прежде всего как период отдыха.

В зависимости  от комплекса вегетативных, моторных и электроэнцефалографических показателей  выделяют уровни бодрствования: крайний  уровень напряжения, активное бодрствование, спокойное бодрствование.

Сон относится  к так называемым измененным состояниям сознания, полностью отрезающим человека от физического и социального  окружения. Различают две основные чередующиеся фазы сна: «медленный» /«медленноволновый»/ сон и «быстрый» /«парадоксальный»/ сон. В фазе «медленного» сна на последней его стадии /глубокого сна/ возможно возникновение сомнамбулизма /снохождения, «лунатизма»/ - состояния, связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей, о которых они не помнят после пробуждения. После «быстрого» сна индивид, как правило, вспоминает о сновидениях /субъективно переживаемых представлениях, прежде всего зрительных, возникающих на данной фазе сна/, содержащих компоненты фантастичности, нереальности. На «быстрый» сон приходится 20% всего периода сна.

Информация о работе Психические состояния