Психические процессы ощущения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:15, лекция

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Содержание

1. Сущность процесса ощущения.
2. Физиологические механизмы ощущений.
3. Классификация ощущений.
4. Основные свойства ощущений.
5. Закономерности ощущений.
6. Развитие ощущений

Работа содержит 1 файл

ощущение.doc

— 662.50 Кб (Скачать)

   Нельзя  забывать и того, что целый ряд  простых явлений раскрывается путем сочетания ощущений со словом, обозначающим его. Это, например, звуки родного и иностранного языков, музыкальные тона, цвета, запахи и т. д. В результате такой работы в коре головного мозга учащихся устанавливаются и закрепляются нервные связи «ощущение — слово»; тем самым учитель приводит школьников к осознанию как свойств предметов, так и самих ощущений. Так создаются благоприятные условия для развития восприятия.

   Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходимо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется человеку во всем своем многообразии и красоте.

   Особенностью  сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Исследования психологов показывают: сенсорное развитие - результат длительного жизненного пути личности. Чувствительность - потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию. 

   Выводы:

   1.Ощущение относится к вторичным свойствам индивида, обеспечивающим человеку познание окружающего мира, осознание качеств и свойств предметов.

   2. Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

   3. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер.

   4. Выделяют три основных класса ощущений: экстероцептивные (рецепторы находятся на поверхности тела); интероцептивные (на внутренних органах); проприоцептивные (в мышцах, суставах).

   5.Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

   6.Чувствительность — это способность к распознанию величины и качества раздражителя. Чувствительность, определяемая по нижнему порогу ощущений, называется абсолютной чувствительностью.

   7. Адаптация — изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к действующим раздражителям.

   8. Сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения.

   9. Синестезия — возникновение при раздражении одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

   10. Порог ощущений – это зависимость между интенсивностью ощущения и силой раздражителей.

   11. Закон Вебера-Фехнера носит название основного психофизического закона и означает, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.

   12.Уровень развития ощущений у различных людей неодинаков, что объясняется генетическими особенностями человека. Развитие ощущений достигается путем тренировок. 

   Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит сущность ощущений?

2. Раскрыть физиологические механизмы ощущений.

3. Каковы свойства ощущений?

4. Какие существуют виды ощущений?

5. Раскрыть понятие  «пороги ощущений». Каким образом измеряют пороги ощущений?

6. Каким образом следует развивать способность к ощущениям? 

Рекомендуемая литература

  1. Лобанов А.П. Введение в психологию: Учеб. Пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 2004.
  2. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: Хрестоматия: в 2 ч. Ч.1 М.: Изд-во СГУ. 2004.
  3. Мещрякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Изд.3, доп. и перераб. (Большая университетская б-ка) СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
  4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2: Психология образования:  Учеб. для пед. вузов. Изд.4. М.: Владос, 2007.
  5. Ратанова Т. А. Эмоциональная оценка звуковых стимулов разной
  6. интенсивности // Вопросы психологии. 1986. №1. С. 145-151.
  7. Рогов Е. И. Азбука психологии: психология познания. М., 2000.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер, 2009.

Информация о работе Психические процессы ощущения