Психические процессы ощущения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:15, лекция

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Содержание

1. Сущность процесса ощущения.
2. Физиологические механизмы ощущений.
3. Классификация ощущений.
4. Основные свойства ощущений.
5. Закономерности ощущений.
6. Развитие ощущений

Работа содержит 1 файл

ощущение.doc

— 662.50 Кб (Скачать)

   Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.

   И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.          

   Имеется ряд общих закономерностей, характерных для всех видов ощущений. К числу основных закономерностей ощущений относятся: пороги ощущений, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

     Известно, что не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущение. Можно привести немало примеров, свидетельствующих о том, что раздражитель должен обладать какой-то минимальной силой, чтобы вызвать ощущение. Но очевиден и другой факт: при действии очень сильного раздражителя также перестают возникать ощущения. Так, например, звуки с частотой выше 20 тыс. Гц человек не слышит. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данной модальности вызывает боль. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений. Различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.

   Наименьшая  сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Пороги ощущений индивидуальны у каждого человека и не остаются неизменными на протяжении его жизни: чувствительность у детей развивается, достигая в юности высшего уровня (Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989, С. 107).

     Исследование Т.А. Ратановой показали, что лица с сильной и слабой нервной системой по-разному воспринимают и оценивают слабые и сильные по интенсивности раздражители. В основе этих психологических различий лежат физиологические различия слабой и сильной нервных систем. «Сильные» и «слабые» индивиды различаются по способности (возможности) их нервной системы усиливать возбуждение, следуя за усилением внешней стимуляции, т.е. характеризуются разным ростом нервного возбуждения. Сильная нервная система при усилении внешней стимуляции может продуцировать большую энергию или мощность нервного возбуждения, чем слабая, т.е. в сильной нервной системе мощность нервного возбуждения нарастает более значительно, чем в слабой.  Главным результатом экспериментальной работы по эмоциональной оценке звуков разной интенсивности является подтверждение гипотезы, что у лиц с сильной нервной системой возбуждение при сильной стимуляции сильнее и поэтому у них раньше возникает болевой порог и порог дискомфорта, а у лиц со слабой нервной системой возбуждение при сильной стимуляции слабее и поэтому болевой порог и порог дискомфорта у них появляются значительно позднее (Вопросы психологии. 1986. №1. С. 145-151).

   Закон Вебера-Фехнера

   От  абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя. В первой половине XIX в. немецкий ученый М.Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, но отношение различия к величине сравниваемых объектов. Равным образом и изменения в освещенности комнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Если исходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности, которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. Если же освещенность составляет 1000 лк, то прибавка должна составлять менее 10 лк. То же самое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.

   Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Как уже было сказано, разностная чувствительность — величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

   Порог различения характеризуется относительной  величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30.

   Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый — Г.Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя формулой S = K lg j+ С, (где S — интенсивность ощущения; j — сила раздражителя; К и С — константы)/ Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера—Фехнера).  Спустя полстолетия после открытия основного психофизического закона, американский ученый С.Стивенс пришел к выводу, что психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой.

   Разностная  чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.                     

   Явление адаптации

   Было  бы неправильно думать, что как  абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования, чувствительность наших органов чувств может меняться, и в очень больших пределах.

   Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Человек, который перешел из ярко освещенного помещения или открытого места с солнечным светом в темную комнату, сначала ничего не видит и необходимо 20—30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз.

   Описанные изменения чувствительности, зависящие  от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно требует известного времени и имеет свои временные характеристики. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с.

   В учебнике под редакцией А.В.Петровского  выделяется три разновидности явления адаптации.

   1.Адаптация  как полное исчезновение ощущения  при продолжительном действии раздражителя.

   2.Адаптация  как притупление ощущения под  влиянием действия сильного раздражителя (негативная адаптация).

   3.Адаптацией  называют повышение чувствительности  под влиянием действия слабого раздражителя (позитивная адаптация).

   В целом адаптация является одним  из важнейших видов изменения чувствительности, указывающих на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

   Взаимодействие  ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Объясняется данное явление корковыми связями между анализаторами. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные — понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. При взаимодействии ощущений отмечается и такое явление, как синестезия, т. е. возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.

   Так, например, у человека под влиянием звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений. Явление синестезии распространяется на все модальности. Оно учитывается при выработке мероприятий эргономического плана по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующая окраска интерьера цехов и использование функциональной музыки). Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок.

   5. Развитие ощущений

   С первых дней  развития  новорожденного ощущения формируются под воздействием предметов окружающего мира. К двум месяцам у  ребенка могут образовываться условные рефлексы со всех анализаторных систем. В развитии аппарата зрения в течение первого месяца жизни устанавливаются нервные связи между корковыми участками зрительного и глазодвигательного анализаторов. Ребенок научается сводить оси глаз на предмете, а позже и задерживать взгляд.

   Ухаживая  за ребенком, взрослые сопровождают свои действия словами. Во втором полугодии первого года жизни начинает развиваться фонематический слух. Ребенок этого возраста уже может выделять отдельные слова. В становлении понимания речи исключительно большое значение имеет установление зрительно-слуховых ассоциаций. К концу первого года жизни возникают первые речевые кинестезии, связанные с активным употреблением слова для обозначения предмета. Немного позже ребенок уже умеет захватывать предметы, возникают зрительно-двигательные координации, обеспечивающие манипулирование с предметами. К концу первого года жизни ребенок начинает ходить. Ходьба связана с появлением новых систем условнорефлекторных связей: между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами. Для ребенка первого года жизни ведущую роль имеют кинестезии и тактильная чувствительность.

   В дошкольный период развития ребенка  продолжается совершенствование всех систем чувствительности. Ведущая роль при ориентировке в окружающем мире переходит к зрению и слуху. Резкий скачок происходит в развитии статической чувствительности и кинестезии. Завершается формирование речевых кинестезии, обеспечивающих правильное произношение всех звуков родного языка, формируются точные движения руки, без которых невозможно решение сложных задач, выдвигаемых все расширяющимся кругом деятельности и интересов. Готовность ребенка к обучению предполагает как одно из важных условий определенный уровень развития чувствительности, необходимый для успешного обучения.

   В школьный период, особенно в младшем  школьном и подростковом возрасте, чувствительность развивается интенсивно. За период обучения                                                                                                                                                                                                                                                                            в начальной школе отмечается повышение цветовой и слуховой чувствительности. По сравнению с учащимися I класса чувствительность к цвету у пятиклассников возрастает более чем в полтора раза. Возрастает острота слуха, особенно речевого. Происходят значительные изменения во взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающих прогресс в развитии ощущений.

   Дети  дошкольного возраста знают названия красного, желтого, синего и зеленого цветов. Названия остальных цветов дети часто путают, они не знают оттенков цветов. Обучение в школе приводит к тому, что  ученики начальных классов могут передавать в речи своеобразие цветовых тонов (бледно-розовый, темно-зеленый). Это показатель глубокого осознания и точного различения цветовых ощущений.

   Способность первоклассников к различению цветовых оттенков значительно повышается в результате тренировки. Обучение в школе предъявляет определенные требования к уровню ощущений, организует деятельность, вызывающую и закрепляющую своим повторением нужный уровень чувствительности. Такие требования предъявляются чтением и письмом к фонематическому слуху (речевые кинестезии и сенсорное развитие слуха), письмом — к кинестезии руки, рисованием — к цвету и свету т. д.

   Особенно  важное значение в успешном выполнении деятельности приобретает установление межанализаторных нервных связей. Обучение рисованию — это не только развитие зрения или руки отдельно, это прежде всего совместная деятельность руки и глаза, передающая в рисунке форму предмета. Уроки труда предполагают также совместное развитие кинестезии и зрения. Труд развивает  совместную  работу чувствующих систем. Перед учителем возникает задача — использовать формирование чувствительности для всестороннего развития учащихся, Наибольшая эффективность обучения достигается в том случае, если полученные через ощущения знания о качествах предмета закрепляются в слове. Это психологически обоснованное положение выражается в принципе наглядности обучения — одном из основных принципов дидактики.

Информация о работе Психические процессы ощущения