Проявление нравственных качеств в учебной деятельности и поведении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы проявление нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с двумя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников……………………………………………………….….5
Сущность и задачи нравственного развития младших школьников…........5
Особенности нравственного развития младших школьников……………..8
Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей…...11
Глава II. Педагогические условия формирования и проявления нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности………………………………………………….…………………14
2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа проявления нравственных качеств младших школьни……………………………………...14
2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей в учебной деятельности……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………….…………22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

псих-я курсовая.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

Обязательным элементом  урока считаем обращение к  личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные  силы, положительное отношение к  себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение.

На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые  ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание  детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.

На проявление нравственных качеств детей огромное влияние  оказывает такая форма работы, как создание этических ситуаций. Моделирование этических ситуаций как совокупность условий и обстоятельств, создает определенные отношения, положения, содержание моральное противоречие, требует разрешения учащимися.

В педагогической практике используются такие этические ситуации:  

- проблемная – когда идет поток новых знаний для решения проблемы;  

- конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях; 

- прогностическая – направлена на развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);  

- оценочная – направлена на формирование и развития навыков оценки;  

- аналитическая – для анализа верных и ошибочных действий участников;  

- репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.        

Одним из методов  решения этической ситуации выступает  метод сопереживания. Учитель предлагает учащимся рассказать или увиденного, описать те моменты из своего жизненного опыта, которые помогли бы объяснить  первую реакцию. «Поставить себя на место  участников, проникнуть их чувствами, при этом будьте осторожны с оценками». Далее предлагается сравнить свои чувства  с чувствами этих лиц, определить причины. Используя этические знания, объясните поведение участников, спрогнозируйте поведение при измененных условиях, предложите свою стратегию  и тактику решения ситуации.        

Благодаря созданию этических ситуаций учащиеся изучают  действительность, которая окружает их посредственно, ежедневно, а так  же ту, что предстает перед ними посредственно – в книгах, картинах, видеозаписях.

В результате использования  этих ситуаций у учащихся развивается  нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется  нравственная позиция. А это в  свою очередь и является нравственными  качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется и проявляется нравственность ребенка, обогащается его жизненный  опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны  с учебой. На уроке взаимодействуют  все основные элементы воспитательного  процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.

Важным источника  накопления и проявления нравственных знаний является знакомство младших  школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

Экскурсии с учащимися  проводятся в течении всего учебного года и имеют различные цели. Для  того, чтобы экскурсия была нравственно  ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые  следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой формирования и проявления нравственных качеств являются экскурсии в природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережно относится к ее достоянию – природе.

На уроках литературного  чтения проводятся заочные экскурсии  в картинные галереи, в художественные музеи. Здесь дети знакомятся не только с различными авторами и содержанием  шедевров живописи, но и при соответствующем  эмоциональном настрое, формируемом  учителем, пропускают жизнь картин через себя.  Потому что смотреть и видеть – вещи разные и редко совпадающие. Чем раньше ребенок научится восхищаться, удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.

Приобщение детей  к искусству – это и знакомство с истоками народной культуры. Ведь во все времена именно молодое поколение продолжает культуру всего народа. Национальная культура – это и уклад жизни, и образ чувствований, и язык. Участие детей в праздниках Рождества, Масленицы, экскурсии в музей и на выставки, новогодние праздники с участием героев народных сказок западают им в душу и, несомненно, духовно обогатят.

Знания учащихся о нравственных нормах, полученные на уроке, собственные жизненные  наблюдения нередко бывают разрозненными  и неполными. Поэтому требуется  специальная работа, связанная с  обобщением полученных знаний. Формы работы разные, в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа и т.п.

Этические беседы способствуют приобретением подрастающем поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитание интереса к нравственным проблемам, стремление к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

Высоко оценивает роль этических бесед А.С.Марьенко. «Я помню, - говорил он, - как быстро и радостно возрождается мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед, производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» [8].

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, которое дает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этих беседах главная  роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом. [4, с. 248-250].

Таким образом, мы подошли  к выводу, что для выявления  уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы, экскурсии, демонстрации.

Воспитание у  детей нравственных чувств – сложный  процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них эстетических представлений, обобщенных и дифференцируемых (что значит, быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.) Методика формирования этих представлений должна основываться на конкретных, образных примерах из жизни, художественных произведений устного  народного творчества, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.

Литературное чтение - это особенные уроки. Они включают целую систему прозаических, поэтических, музыкально поэтических и литературных жанров.

В течение многих веков сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Уроки литературного  чтения, являются основой формирования нравственных качеств детей в воспитательном - образовательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате изучения нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение и проявление детьми нравственных знаний.

Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

Проявление нравственных качеств детей в учебной деятельности и поведении обеспечивается следующими условиями:

-  формирование и проявление нравственных качеств младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице) – использование таких средств как картины; рисунки, ТСО и др. позволяет обеспечить формирования нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.

- способствовать проявлению нравственных качеств детей с помощью содержания изучаемого материала, который раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д.        

Изучение данной темы подтверждает, что проявление нравственных качеств в учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивает нравственное развитие личности в учебной деятельности.

Список  используемой литературы:

  1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 2008.
  2. Божевич Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии – М:  Просвящение,2005.
  3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников – М: Просвещение, 2009.
  4. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов – М: Просвещение, 2008.

рекомендации/Ом. гос. пед. ин – т им Горького – Омск: ОГИПИ, 2007

5. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвещение, 2009

6. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. 2003

7. Краткий словарь по философии: 2002

8. Марьенко И.  С. Нравственные становления личности школьника. Просвещение, 2001

9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 1980, т. 2, педагогической науки: 2009

10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М: 2005,т. 2

11. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций – М:  Просвещение, 2000 

 

 

 


Информация о работе Проявление нравственных качеств в учебной деятельности и поведении младших школьников