Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:35, курсовая работа
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы проявление нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с двумя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
Введение…………………………………………….……………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников……………………………………………………….….5
Сущность и задачи нравственного развития младших школьников…........5
Особенности нравственного развития младших школьников……………..8
Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей…...11
Глава II. Педагогические условия формирования и проявления нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности………………………………………………….…………………14
2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа проявления нравственных качеств младших школьни……………………………………...14
2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей в учебной деятельности……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………….…………22
Список литературы………………………………………………………………23
Вариант № 5
«Проявление нравственных качеств в учебной деятельности и поведении младших школьников.»
План:
Введение…………………………………………….…………
Глава I.
Теоретические основы формирования
нравственных качеств младших школьников…………
Глава II.
Педагогические условия формирования
и проявления нравственных качеств младших
школьников в учебной деятельности………………………………………………
2.1 Содержание уроков
литературного чтения как
2.2 Методы и средства
формирования нравственных
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы проявление нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с двумя положениями:
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия проявления нравственных качеств в учебной деятельности и поведении младших школьников.
Объект работы: процесс формирования нравственных качеств младших школьников.
Предмет работы: педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.
В ходе работы поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Сущность
и задачи нравственного
В кратком словаре
по философии понятие
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [7, с. 191 – 192]. Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [9 с. 120]
Василий Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше ставь свое личное» Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»
В.А. Сухомлинский считал,
что «незыблемая основа нравственного
убеждения закладывается в
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, такой стороной будит нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.
Н. И. Бондырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [3, с. 102].
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
Учебная деятельность, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развивается не только умственные способности, ног нравственная сфера личности. [2].
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. [11, с. 541].
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все факторы, обусловливающее нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется,
приобретает необходимый опыт нравственного поведения [8].
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач нравственного развития – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и методов деятельности, что в свою очередь влияет на условие нравственных норм и ценностей организации. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Необходимое звено в процессе нравственного развития – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. [5, с. 8 – 14].
1.2 ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладение разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на проявление детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.
Работая над проблемой нравственного развития младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
- Склонность к
игре. В игровых упражнениях ребенок
добровольно упражняется,
- невозможность
долго заниматься монотонной
деятельностью. Как утверждают
психологи, дети 6–7 – летнего
возраста не могут удерживать
свое внимание на одном каком
либо предмете более 7–10 минут.
Дальше дети начинают
- недостаточная
четкость нравственных
Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на три уровня:
2) К 10-11-ти годам
необходимо, чтобы подросток умел
учитывать состояние
Бессмысленно говорить
о втором уровне нравственного воспитания,
если не освоен первый. Но именно такое
противоречие наблюдается у подростков:
они хотят понравиться
Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правила хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте.
На сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор, делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формирование содержательных элементов, в какой-то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся. [6, с. 152].
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируется основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно.