Проявление нравственных качеств в учебной деятельности и поведении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы проявление нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с двумя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников……………………………………………………….….5
Сущность и задачи нравственного развития младших школьников…........5
Особенности нравственного развития младших школьников……………..8
Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей…...11
Глава II. Педагогические условия формирования и проявления нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности………………………………………………….…………………14
2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа проявления нравственных качеств младших школьни……………………………………...14
2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей в учебной деятельности……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………….…………22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

псих-я курсовая.docx

— 50.51 Кб (Скачать)
 




Вариант № 5

«Проявление нравственных качеств  в учебной деятельности и поведении  младших школьников.»

План:

Введение…………………………………………….……………………………..3

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников……………………………………………………….….5

    1. Сущность и задачи нравственного развития младших школьников…........5
    2. Особенности нравственного развития младших школьников……………..8
    3. Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей…...11

Глава II. Педагогические условия формирования и проявления нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности………………………………………………….…………………14

2.1 Содержание уроков  литературного чтения как основа  проявления нравственных качеств младших школьни……………………………………...14

2.2 Методы и средства  формирования нравственных качеств  детей в учебной деятельности……………………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………….…………22

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы проявление нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с двумя положениями:

  1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  2. Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить  свою деятельность в соответствии с  интересами окружающих его людей. Решение  этой задачи связано с формированием  устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия проявления нравственных качеств в учебной деятельности и поведении младших школьников.

Объект работы: процесс формирования нравственных качеств младших школьников.

Предмет работы: педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.

В ходе работы поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность  и задачи нравственного развития младших школьников.
  2. Выявить критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей.
  3. Рассмотреть эффективность методов и средств формирования нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ      ОСНОВЫ     ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Сущность  и задачи нравственного воспитания  младших школьников.

В кратком словаре  по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль «Мораль (лат. точез – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также  само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная  регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [7, с. 191 – 192].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное  ученье, правила для воли, совести человека» [7, с. 191 – 192]. Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

В.А. Сухомлинский говорил  о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [9 с. 120]

Василий Александрович  говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай  деревья, попирай красоту, выше ставь  свое личное» Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного  воспитания. Если человека учат добру  – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в  результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет  зло, потому что и человеком его  надо сделать»

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного  убеждения закладывается в детстве  и раннем отрочестве, когда добро  и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [9 с. 170].

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего  поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона  воспитания. В воспитании младших  школьников, такой стороной будит  нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось  в объеме и усложнилось  по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.

Н. И. Бондырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в  какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в  тех разнообразных отношениях, в  которые они вступают в различных  ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему  содержания, форм, методов и приемов  педагогических действий [3, с. 102].

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие  устойчивых свойств личности  возможно при ее деятельном участии в деятельности.

Учебная деятельность, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развивается не только умственные способности, ног нравственная сфера личности. [2].

Учителю принадлежит  приоритетная роль в воспитании и  обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером нравственности и  преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем  этапе развития общества особенно актуальны. [11, с. 541].

Процесс нравственного  воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его  совершенствование.

Все факторы, обусловливающее  нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет  на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями  школьник социализируется,

приобретает необходимый  опыт нравственного поведения [8].

На нравственное формирование личности оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические  факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку  определенного рода отношений.

Одна из задач  нравственного развития – правильно  организовать деятельность ребенка. В  деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения  могут влиять на изменение целей  и методов деятельности, что в  свою очередь влияет на условие нравственных норм и ценностей организации. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Необходимое звено  в процессе нравственного развития – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание  моральных принципов  и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения  и способствует формированию моральных оценок и поступков. [5, с. 8 – 14].

 

1.2 ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Начальное обучение в настоящее время строится таким  образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным  материалом, ведет к объединению  полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего  мира. Развитие мышления, овладение  разнообразными способами работы с  учебным материалом оказывает прямое влияние на проявление детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и внеурочное время, изменяются только акценты  в зависимости от основных целей.

Работая над проблемой  нравственного развития младших  школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

- Склонность к  игре. В игровых упражнениях ребенок  добровольно упражняется, осваивает  нормативное поведение. В играх,  более чем где-либо, требуется  от ребенка умение соблюдать  правила. Нарушение их дети  с особой остротой подмечают  и бескомпромиссно выражают свое  осуждение нарушителю. Если ребенок  не подчиняется мнению большинства,  то ему придется выслушать  много неприятных слов, а может,  и выйти из игры. Так ребенок  учится считаться с другими,  получает урок справедливости, честности,  правдивости. Игра требует от  участников умения действовать  по правилам

- невозможность  долго заниматься монотонной  деятельностью. Как утверждают  психологи, дети 6–7 – летнего  возраста не могут удерживать  свое внимание на одном каком  либо предмете более 7–10 минут.  Дальше дети начинают отвлекаться,  переключать свое внимание на  другие предметы, поэтому необходима  частая смена видов деятельности  во время занятий.

- недостаточная  четкость нравственных представлений  в связи с небольшим опытом.

Учитывая возраст  детей, нормы нравственного поведения  можно разбить на три уровня:

    1. Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: “Не разговаривай громко”, “Не перебивай беседующих”, “Не трогай чужую вещь”, и т. д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.  

2) К 10-11-ти годам  необходимо, чтобы подросток умел  учитывать состояние окружающих  людей, и его присутствие не  только не мешало им, но и  было бы приятным.

Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое  противоречие наблюдается у подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному  поведению.

  1. На третьем уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

Может существовать противоречие между знанием, как  нужно, и практическим применением (это касается этикета, правила хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую  поездку в музей, напоминаем, как  вести себя в транспорте.

На сегодняшний  день процесс обучения в начальной  школе в значительной степени  направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор, делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формирование содержательных элементов, в какой-то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные  в учебной деятельности возможности  для умственного и нравственного развития учащихся. [6, с. 152].

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная  деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и  в старших классах, поскольку  учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируется  основные новообразования, психическое  развитие ребенка идет интенсивно.

Информация о работе Проявление нравственных качеств в учебной деятельности и поведении младших школьников