Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:35, курсовая работа
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы проявление нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с двумя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
Введение…………………………………………….……………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников……………………………………………………….….5
Сущность и задачи нравственного развития младших школьников…........5
Особенности нравственного развития младших школьников……………..8
Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей…...11
Глава II. Педагогические условия формирования и проявления нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности………………………………………………….…………………14
2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа проявления нравственных качеств младших школьни……………………………………...14
2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей в учебной деятельности……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………….…………22
Список литературы………………………………………………………………23
В младшем школьном
возрасте, констатирует М.Н.Аплетаев, особую
роль выполняет учебная
Учитель предъявляет
ряд требований, касающиеся действий
учащихся на уроке: не мешать остальным,
внимательно слушать друг друга,
участвовать в общей работе –
и оценивать умения учеников в
этом плане. Совместная работа школьников
на уроке рождает между ними отношения,
характеризующиеся многими
Только глубокое осмысление научных основ содержания нравственного развития вообще и творческий подход к определению тех конкретных моральных свойств и качеств, которые необходимо формировать у учащихся младшего школьного возрастают учителю правильную ориентировку, как в планирование воспитательной работы, так и в организации эффективного психолого-педагогического воздействия на своих воспитанников. Организуя нравственное просвещение младших школьников, учитель проводит работу по изучению реальных знаний детей, выявляет возможные проблемы и ошибки в сложившихся представлениях.
1.3. Критерии
и уровни сформированности
На современном
этапе развития нашего общества активизация
человеческого фактора
Прогресс воспитания в школе строиться на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе учебная, которая, по мнению советских психологов, обладает большими воспитательными возможностями. Для младшего школьного возраста это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие школьников, определяет появление многих новообразований. Причем, в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. В результате регламентированного характера учебного процесса, обязательного системного выполнения учебных заданий у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственного отношения.
На этой основе у
ребенка меняется оценка происходящих
событий, его самооценка и поведение.
Указанные теоретические
Вместе с тем,
остается не выясненным вопрос об использовании
нравственных качеств, сформированных
в процессе обучения, в других видах
деятельности школьника. Поэтому полученные
данные о сформированности нравственных
качеств школьника являются, в
какой то мере условными. При измерении
в результат нравственного
Оптимальные условия
сформированности нравственных качеств
учащихся и его показатели должны
рассматриваться с
Провести глубокое
и разностороннее изучения уровня сформированности
нравственных качеств школьника
с помощью какого – либо одного
изолированного способа совершенно
невозможно, поэтому наиболее эффективной
системой изучения оказывается та,
которая из совокупного применения
различных вариантов
Выделяя учащихся с более высокой, средней и низкой нравственной воспитанностью; учителю необходимо четко определить как совокупность их положительных свойств и качеств, так и имеющие моральные недочеты, над преодолением которых нужно работать в дальнейшем. Смысл изучения учащихся в том и состоит, чтобы со знанием дела намечать (прогнозировать) перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей школьников. Учитель обязан знать, какие качества должны быть сформированы у школьника, окончившего начальные классы и получившего первоначальное воспитание.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Содержание уроков литературного чтения, как основа проявления нравственных качеств младших школьников.
Основная цель литературного образования – приобщение учащихся богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности эстетического воспитания и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции.
Предмет литературы
М.Горький называл предметом
Сейчас в школу приходят очень сложные ребята, не читающие, не интересующиеся книгой вообще, классикой тем более.
Какие цели должен поставить перед собой учитель? Как найти взаимодействие с каждым из учащихся, привлечь его внимание к литературе?
Учитель на уроке ставит нравственную задачу, цель: через соотношение с человеческими истинами закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.
На уроках литературного чтения рассматриваются через изучение произведения такие понятия как добро, зло, смирение, искушение и формируются такие нравственные качества: дружба, помощь, ответственность и т.д.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставится в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младших школьников не редко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и свои собственные.
В.А. Сухомлинский считал,
что хорошо поставленное чтение в
начальных классах создает
Чтение художественных произведений в начальных классах – один из важных источников проявления нравственных качеств детей. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение.
Чувства, возникающие
у школьника по отношению к
другим людям, переносятся им на персонажей
художественных произведений. В процессе
такого переноса могут возникать
сильные переживания и
В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребенок получает возможность, проявлять нравственные качества в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.
Особое место в курсе занимает лирические произведения. Лирики, в отличие от эпоса, выражает субъективные переживания автора. В лирическом стихотворении авторские чувства не всегда выражаются напрямую. При анализе лирического произведения ученики не остаются равнодушными: рассуждают, фантазируют, ищут средства художественной выразительности, а самое главное, учатся сопереживать и понимать чувства автора, тему и идею произведения. На таких уроках ребенок проявляет такие нравственные качества как: умение толковать поэтический текст, понимание слова поэта, любовь к поэзии. Стихи учат детей понимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение, изменить его. Они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют с течением времени систему художественных воздействий, проникнутых любовью к родной природе, родной речи, родине.
Итак, формирование, и как следствие, проявление нравственных качеств детей происходит на уроке. И содержание уроков литературного чтения – верное средство для этого. Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы.
2.2. Методы
и средства формирования
В течение всего курса обучения ребенок получает возможность проявлять нравственные качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и проявлений представлений и понятий о нравственном поведении.
Персонажи художественного
текста предстают перед ребенком
как личности со свойственными им
психологическими особенностями и
жизненным опытом, что приближает
наблюдаемую ситуацию, ребенок сопоставляет
ее с теми моделями поведения, которые
есть в его личном опыте, в результате
чего его представления о