Проявление нравственных качеств в учебной деятельности и поведении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы проявление нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с двумя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников……………………………………………………….….5
Сущность и задачи нравственного развития младших школьников…........5
Особенности нравственного развития младших школьников……………..8
Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей…...11
Глава II. Педагогические условия формирования и проявления нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности………………………………………………….…………………14
2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа проявления нравственных качеств младших школьни……………………………………...14
2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей в учебной деятельности……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………….…………22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

псих-я курсовая.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н.Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний [1].  Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

Учитель предъявляет  ряд требований, касающиеся действий учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе –  и оценивать умения учеников в  этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение  каждого участника к своему  делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течении урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

Только глубокое осмысление научных основ содержания нравственного развития вообще и  творческий подход к определению  тех конкретных моральных свойств  и качеств, которые необходимо формировать  у учащихся младшего школьного возрастают учителю правильную ориентировку, как  в планирование воспитательной работы, так и в организации эффективного психолого-педагогического воздействия на своих воспитанников. Организуя нравственное просвещение младших школьников, учитель проводит работу по изучению реальных знаний детей, выявляет возможные проблемы и ошибки в сложившихся представлениях.

1.3. Критерии  и уровни сформированности нравственных  качеств детей.

На современном  этапе развития нашего общества активизация  человеческого фактора выступает  как одно из условий дальнейшего  человеческого прогресса. В связи  с этим, перед общеобразовательной  школой ставиться задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в  соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связана  с формированием устойчивых нравственных свойств личности, ответственности, трудолюбия школьников.

Прогресс воспитания в школе строиться на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и  развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии  в деятельности. Практически любая  деятельность имеет нравственную окраску, в том числе учебная, которая, по мнению советских психологов, обладает большими воспитательными возможностями. Для младшего школьного возраста это особенно важно, поскольку учебная  деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие школьников, определяет появление  многих новообразований. Причем, в ней  развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. В результате регламентированного  характера учебного процесса, обязательного  системного выполнения учебных заданий  у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для  учебной деятельности, нравственного  отношения.

На этой основе у  ребенка меняется оценка происходящих событий, его самооценка и поведение. Указанные теоретические положения, выявленные в результате ряда исследований советских психологов, лежат в  основе принципа единства обучения и воспитания. Этот принцип, строящийся на том, что в процессе учебной деятельности возможна реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции, находит широкое применение в школьной практике.

Вместе с тем, остается не выясненным вопрос об использовании  нравственных качеств, сформированных в процессе обучения, в других видах  деятельности школьника. Поэтому полученные данные о сформированности нравственных качеств школьника являются, в  какой то мере условными. При измерении  в результат нравственного воспитания и развития обычно включается лишь конечный результат, а все промежуточные  звенья не принимаются в расчет. В связи с этим результативность сформированности нравственных качеств  оценивается только по внешним показателям, без учета сложных внутренних изменений. При выявлении взаимосвязи  между условием и развитием личности не выделяются педагогические влияния. Кроме, того, не учитываются количественные показатели, касающиеся закономерно  повторяющихся факторов и явлений, влияющих на личность ученика. Следует  иметь в виду, что некоторые  исследователи намерены получить проявление определенного уровня воспитанности  в более короткие сроки. В действительности эту результативность можно получить в ощутимом виде только после «прохождения»  школьником определенного возрастного  этапа развития.

Оптимальные условия  сформированности нравственных качеств  учащихся и его показатели должны рассматриваться с педагогических позиций, предполагающих использование  системы разнообразных средств  учета.

Провести глубокое и разностороннее изучения уровня сформированности нравственных качеств школьника  с помощью какого – либо одного изолированного способа совершенно невозможно, поэтому наиболее эффективной  системой изучения оказывается та, которая из совокупного применения различных вариантов педагогического  наблюдения, бесед с учащимися, родителями, специальными анкетными опросами, анализом письменных работ учащихся, выполняемых в ходе учебных и внеклассных занятий.

Выделяя учащихся с  более высокой, средней и низкой нравственной воспитанностью; учителю  необходимо четко определить как  совокупность их положительных свойств  и качеств, так и имеющие моральные  недочеты, над преодолением которых  нужно работать в дальнейшем. Смысл изучения учащихся в том и состоит, чтобы со знанием дела намечать (прогнозировать) перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей школьников. Учитель обязан знать, какие качества должны быть сформированы у школьника, окончившего начальные классы и получившего первоначальное воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Содержание  уроков литературного чтения, как  основа проявления нравственных качеств младших школьников.

Основная цель литературного  образования – приобщение учащихся  богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности эстетического воспитания и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции.

Предмет литературы М.Горький называл предметом человековединия, а сами уроки литературы, русской  словесности Твардовский определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит увидеть ранее  не виденное.

Сейчас в школу  приходят очень сложные ребята, не читающие, не интересующиеся книгой вообще, классикой тем более.

Какие цели должен поставить перед собой учитель? Как найти взаимодействие с каждым из учащихся, привлечь его внимание к литературе?

Учитель на уроке  ставит нравственную задачу, цель: через  соотношение с человеческими  истинами закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.

На уроках литературного  чтения рассматриваются через изучение произведения такие понятия как  добро, зло, смирение, искушение и  формируются такие нравственные качества: дружба, помощь, ответственность  и т.д.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставится в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у  них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного  произведения для младших школьников не редко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей  и свои собственные.

В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в  начальных классах создает прочную  основу для выполнения детьми творческих работ, развивает их мышление, воображение, речь, нравственные качества: «никто так  не организует поведение учащихся и  не воспитывает их волю, как эмоционально воспринятые и глубоко осмысленные  художественные образы» [9, с. 391]. Воспитание художественным словом приведет к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни.

Чтение художественных произведений в начальных классах  – один из важных источников проявления нравственных качеств детей. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение.

Чувства, возникающие  у школьника по отношению к  другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений. В процессе такого переноса могут возникать  сильные переживания и образовываться интеллектуально - эмоциональные связи, в основе которых лежит формирование нравственных качеств. Особый характер сопереживания ребенком литературному  герою  выражается в стремлении действовать вместе с ним, самому становиться как бы соучастником изображенных поступков действующих лиц. Это объясняется тем, что при чтении художественного произведения дети сосредотачивают свое внимание на действиях и поступках героев. У младших школьников отсутствует достаточно четкие представления относительно содержания определенных качеств. Это ставит перед учителем задачу помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Подводя детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, учитель помогает понять цели, смысл поведения и нравственных результатов.

В течение всего  курса обучения «Литературному чтению»  ребенок получает возможность, проявлять нравственные качества в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

Особое место  в курсе занимает лирические произведения. Лирики, в отличие от эпоса, выражает субъективные переживания автора. В лирическом стихотворении авторские чувства не всегда выражаются напрямую. При анализе лирического произведения ученики не остаются равнодушными: рассуждают, фантазируют, ищут средства художественной выразительности, а самое главное, учатся сопереживать и понимать чувства автора, тему и идею произведения. На таких уроках ребенок проявляет такие нравственные качества как: умение толковать поэтический текст, понимание слова поэта, любовь к поэзии. Стихи учат детей понимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение, изменить его. Они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют с течением времени систему художественных воздействий, проникнутых любовью к родной природе, родной речи, родине.

Итак, формирование, и как следствие, проявление нравственных качеств детей происходит на уроке. И содержание уроков литературного  чтения – верное средство для этого. Для выявления уровня сформированности  нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы.

 

 

2.2. Методы  и средства формирования нравственных  качеств детей в учебной деятельности.

В течение всего  курса обучения ребенок получает возможность проявлять нравственные качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и проявлений представлений и понятий о нравственном поведении.

Персонажи художественного  текста предстают перед ребенком как личности со свойственными им психологическими особенностями и  жизненным опытом, что приближает наблюдаемую ситуацию, ребенок сопоставляет ее с теми моделями поведения, которые  есть в его личном опыте, в результате чего его представления о нравственных нормах  и правилах поведения подвергаются проверке, корректировке и переработке. При этом он сам выбирает образец поведения. В качестве основного средства обучения используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организационный центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту, в зависимости от темы занятия. Работа по произведению или предложенной детям жизненной ситуации строится на выяснении причин возникновения конфликта и возможных путей его разрешения, мотивов поведения персонажей, оценке поведения или поступка и определение каждым учащимся собственной позиции в данной предлагаемой ситуации.

Информация о работе Проявление нравственных качеств в учебной деятельности и поведении младших школьников