Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:26, курсовая работа
работа содержит все стадии проявления агрессивного поведения, дается обоснование, сделаны общие выводы, даны рекомендации по коррекции и профилактики агресии
Ведение.
Раздел I.
Нарушение поведения.
Типология агрессивного поведения современных подростков.
Раздел II.
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста.
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Раздел III.
Профилактика и коррекция агрессивного поведения.
Заключение.
Список используемой литературы.
Сама же коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и как рецидив делинквентности.
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую в мире и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.
Заключение.
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Воспитательно-
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.
Рассмотрение
проявления разных форм агрессивности
у мальчиков и девочек на разных
стадиях подросткового возраста и из разных
социальных групп населения даёт необходимую
ориентацию в характере сфер личности
ребёнка развивающегося под воздействием
различной микросреды и позволяет целенаправленно
строить воспитательный процесс.
Литература:
1. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н.
«Педагогическая коррекция
агрессивного поведения подростков.»
Ярославль: Ярославльский государственный
педагогический университет, 2004 г.
2. Немов Р.С. Психология:
учебник для высших учебных заведений
непсихологического профиля. М.: Высшее
образование, 2007 г.
3.Ениколопов С. Н. «Агрессия - одна из форм защиты «Я»»
Журнал «Химия и
жизнь - XXI век», № 10 2006 г.
4.Журавлев Д.
«Подростковая агрессивность-
психологическая закономерность или социальный
феномен?» Журнал «Народное образование»,
№ 2 2003 г.
5. Берковиц Л.
«Агрессия: причины,
последствия и контроль» Прайм- Еврознак,
2002 г.
6. Крэйхи Б. «Социальная
психология агрессии» СПб: Питер, 2003 г.
7. Мещеряков Б.Г.,
Зинченко В.П.. «Большой психологический
словарь» СПб: Прайм- Еврознак, 2003 г.
8.Налчаджян А.А.
«Агрессивность человека». СПб: Питер,
2007 г.
9. Бэрон Р.
«Агрессия: Учебное
пособие для студентов и аспирантов психологического
факультета, а также слушателей курсов
психологических дисциплин на гуманитарных
факультетах вузов РФ». СПб: Питер, 1997 г.
10. Новейший психологический
словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2005
г.
11. Осницкий А.К.
«Психологический анализ агрессивных
проявлений учащихся» Журнал «Вопросы
психологии» № 3 1994 г.
12. Семенюк Л. М.
«Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции».
Воронеж: Институт практической психологии.
1996 г.
13. Сенько Т.В. «Истоки
агрессивного поведения детей» Минск:
издательство «Минск» 2002 г.
14.Смирнова Е. «Агрессивные
дети». Журнал «Дошкольное воспитание»,
№ 4 2003 г.
15. Чепелева Л.
М. «Решение проблемы агрессивности
подростков в школе педагогической поддержки»
Краснодар: Просвещение - ЮГ, 2002 г.
16. Ярмоленко Г.П.
«Проявление агрессивности и враждебности
в межличностном взаимодействии»
17. Семенюк Л.М. «Психологические
особенности агрессивного поведения подростков
и условия его коррекции», Москва, 1996 г.
18. Паренс Г. «Агрессия
наших детей», Москва, 1997 г.
19. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А.,
«Система перевоспитания
подростков в условиях специальной школы»,
Москва, 1990 г.
20. Фельдштейн
Д.И. «Психолого-
21. Беличева С.А.
«Основы превентивной
Информация о работе Проявление агрессивного поведения у детей и подростков