Проявление агрессивного поведения у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

работа содержит все стадии проявления агрессивного поведения, дается обоснование, сделаны общие выводы, даны рекомендации по коррекции и профилактики агресии

Содержание

Ведение.

Раздел I.
Нарушение поведения.
Типология агрессивного поведения современных подростков.


Раздел II.
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста.
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.


Раздел III.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Сама же коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Особое место в  коррекционной работе следует уделять  формированию круга интересов подростка  также на основе особенностей его  характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и как рецидив делинквентности.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится  к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую в мире и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

Заключение.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

   Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и  физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

   Непременным условием делинквентного поведения  является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих  личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными  функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

   Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

   Профилактика  и предупреждение девиантного поведения  несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности  ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных  отклонений в поведении  несовершеннолетних и осуществление  дифференцированного  подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

   Отсюда  возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая –  у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

   Рассмотрение  проявления разных форм агрессивности  у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс. 
 

Литература: 

1. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н.

«Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков.» Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004 г. 

2. Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2007 г. 
 

3.Ениколопов С.  Н. «Агрессия - одна из форм защиты «Я»»

Журнал  «Химия и жизнь - XXI век», № 10 2006 г. 

4.Журавлев Д. 

«Подростковая агрессивность- психологическая закономерность или социальный феномен?» Журнал «Народное образование», № 2 2003 г.  

5. Берковиц Л.

 «Агрессия: причины, последствия и контроль» Прайм- Еврознак, 2002 г. 

6. Крэйхи Б. «Социальная психология агрессии» СПб: Питер, 2003 г. 

7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. «Большой психологический словарь» СПб: Прайм- Еврознак, 2003 г. 

8.Налчаджян А.А.  «Агрессивность человека». СПб: Питер, 2007 г. 

9. Бэрон Р.

«Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ». СПб: Питер, 1997 г. 

10. Новейший психологический  словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2005 г. 

11. Осницкий А.К.  «Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся»  Журнал «Вопросы психологии» № 3 1994 г. 

12. Семенюк Л. М.  «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции». Воронеж: Институт практической психологии. 1996 г. 

13. Сенько Т.В. «Истоки агрессивного поведения детей» Минск: издательство «Минск» 2002 г. 

14.Смирнова Е. «Агрессивные дети». Журнал «Дошкольное воспитание», № 4 2003 г. 

15. Чепелева Л.  М. «Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки» Краснодар: Просвещение - ЮГ, 2002 г. 

16. Ярмоленко Г.П.  «Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии» 
 

17. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996 г. 

18. Паренс Г. «Агрессия  наших детей», Москва, 1997 г. 

19. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А.,

«Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы», Москва, 1990 г. 

20. Фельдштейн  Д.И. «Психолого-педагогические проблемы  соотношения биологического и социального», Журнал  «Советская педагогика»,1984 г.,№5.

21. Беличева С.А.  «Основы превентивной психологии»,  Москва, 1993 г. 


Информация о работе Проявление агрессивного поведения у детей и подростков