Проявление агрессивного поведения у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

работа содержит все стадии проявления агрессивного поведения, дается обоснование, сделаны общие выводы, даны рекомендации по коррекции и профилактики агресии

Содержание

Ведение.

Раздел I.
Нарушение поведения.
Типология агрессивного поведения современных подростков.


Раздел II.
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста.
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.


Раздел III.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Красноярский  государственный педагогический университет  им. В. П.                                Астафьева

Филиал  в городе Ачинске

Факультет Истории

 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ТЕМА:

 «Проявление  агрессивного поведения у детей и подростков». 
 

                  Научный руководитель

                  Перевалова  О. В.

                  Выполнил  студент 

                  IV курса

                  Специальности «История»

                  Дугин А. А. 

                                             

                                               

                                    

                                               Ачинск   

                                                   2012

Оглавление. 
 

Ведение. 

Раздел I.

  1. Нарушение поведения.
  2. Типология агрессивного поведения современных подростков.
 

Раздел II.

  1. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста.
  2. Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
 

Раздел III.

Профилактика  и коррекция агрессивного поведения. 

Заключение. 

Список используемой литературы. 
 
 
 
 

Введение.

    Социальные  кризисные процессы, происходящие в  современном обществе, отрицательно влияли и влияют на психологию людей, порождая в них тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и даже насилие. Постоянный быстрый темп современной жизни, всеобщая доступность к разному виду источников информации, которые несут порой в себе далеко не позитивную картину, приводит наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно из этих лиц выделяется как раз группа детей-подростков, которые в силу своей не сформированной  психике подвергаются наиболее сильно негативному воздействию окружающей среды. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось вместе с тем демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в так называемом рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий и возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

    Рост  агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла как раз молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Профессиональный  интерес психологов к различным  видам и уровням изменений  личности несовершеннолетних и их характерологических  особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Иванова Е.Я., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Невского И.А., Берковиц Л,. Бэрон Р, Ениколопов С. Н., Журавлев Д., Ковальчук А.В., Немов Р.С., Налчаджян А.А., Осницкий А.К., Смирнова Е. и др.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

    Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует:

  1. реализация системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов.
  2. применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза,
  3. реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

    Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении "нарушенное поведение" часто рассматривается как синоним словосочетаний "трудный ребёнок", "ненормальное поведение", "ребёнок с нарушениями в аффективной сфере", "девиантное поведение", "отклоняющееся поведение", "делинквентное поведение", "противоправное, преступное, криминальное поведение" и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.

   Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором  устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.

    Для характеристики отклоняющегося поведения  используют специальные термины  делинквентность и девиантность.

    Если  нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение  у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков.

    Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие  "отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии", "задержка в развитии", "отставание в развитии"…Эти термины обозначают детей с дефектами развития.

    В быту термин "агрессия" имеет широкое  распространение для обозначения  насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

    В литературе различными авторами предложено множество определений  агрессии:

1) Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Бендер Л.)

2) Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Дельгадо Х.)

3) Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.(  Басс A.)

4) Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (Р.Бэрон)

5) Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. Парнес Г. 

Из  этого множества  определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и  общеупотребительным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  I.  

  1. Нарушение поведения.

Проблема  отклонения в поведении  – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

Подростковый возраст  – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную  кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически  во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Девиантное поведение  несовершеннолетних имеет свою специфическую  природу и рассматривается, как  результат социопатогенеза, идущего  под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений. 

Девиантное  поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение  присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих  проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:

  • Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  • Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
  • Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
  • Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
  • Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.
 

Выявление негативных влияний  затруднено, прежде всего, потому что  они не выступают  изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения; человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.

Можно заметить, что в возрасте 12-13 лет поведение  напрямую связано с ситуационными  факторами, безнадзорностью и некритичностью в отношении поведения микросоциума.

Истоки учебных  неуспехов и аномального поведения  лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях  в состоянии физического и  психического здоровья. Эта взаимосвязь  была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей степени отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляет собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.

Информация о работе Проявление агрессивного поведения у детей и подростков