Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:26, курсовая работа
работа содержит все стадии проявления агрессивного поведения, дается обоснование, сделаны общие выводы, даны рекомендации по коррекции и профилактики агресии
Ведение.
Раздел I.
Нарушение поведения.
Типология агрессивного поведения современных подростков.
Раздел II.
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста.
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Раздел III.
Профилактика и коррекция агрессивного поведения.
Заключение.
Список используемой литературы.
Филиал в городе Ачинске
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ТЕМА:
«Проявление
агрессивного поведения у детей
и подростков».
Научный руководитель
Перевалова О. В.
Выполнил студент
IV курса
Специальности «История»
Дугин
А. А.
Оглавление.
Ведение.
Раздел I.
Раздел II.
Раздел III.
Профилактика
и коррекция агрессивного
поведения.
Заключение.
Список
используемой литературы.
Введение.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияли и влияют на психологию людей, порождая в них тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и даже насилие. Постоянный быстрый темп современной жизни, всеобщая доступность к разному виду источников информации, которые несут порой в себе далеко не позитивную картину, приводит наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно из этих лиц выделяется как раз группа детей-подростков, которые в силу своей не сформированной психике подвергаются наиболее сильно негативному воздействию окружающей среды. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось вместе с тем демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в так называемом рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий и возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Рост
агрессивных тенденций в
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Иванова Е.Я., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Невского И.А., Берковиц Л,. Бэрон Р, Ениколопов С. Н., Журавлев Д., Ковальчук А.В., Немов Р.С., Налчаджян А.А., Осницкий А.К., Смирнова Е. и др.
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.
Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует:
Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении "нарушенное поведение" часто рассматривается как синоним словосочетаний "трудный ребёнок", "ненормальное поведение", "ребёнок с нарушениями в аффективной сфере", "девиантное поведение", "отклоняющееся поведение", "делинквентное поведение", "противоправное, преступное, криминальное поведение" и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.
Отклоняющимся
поведением называют поведение, в котором
устойчиво проявляются
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.
Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков.
Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие "отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии", "задержка в развитии", "отставание в развитии"…Эти термины обозначают детей с дефектами развития.
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:
1) Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Бендер Л.)
2) Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Дельгадо Х.)
3) Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.( Басс A.)
4) Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (Р.Бэрон)
5) Агрессия
– злобное, неприятное, причиняющее боль
окружающим, поведение. Парнес Г.
Из
этого множества
определений агрессии
ни одно не является
исчерпывающим и
общеупотребительным.
Раздел
I.
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
Девиантное поведение
несовершеннолетних имеет свою специфическую
природу и рассматривается, как
результат социопатогенеза, идущего
под влиянием различных целенаправленных,
организованных и стихийных, неорганизованных
воздействий на личность ребёнка, подростка.
При этом, большую роль среди причин, обуславливающих
различные отклонения, играют социально-психологические,
психолого-педагогические и психобиологические
факторы, знание которых необходимо для
эффективной воспитательной профилактической
деятельности. Таким образом, именно в
профилактике асоциального поведения
несовершеннолетних особое значение приобретает
психологическое знание, на основе которого
исследуется природа отклоняющегося поведения
подростков, а также разрабатываются практические
меры по предупреждению асоциальных проявлений.
Девиантное
поведение является сейчас наиболее
актуальной проблемой. И если раньше
считалось, что отклоняющееся поведение
присуще исключительно
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения; человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.
Можно заметить,
что в возрасте 12-13 лет поведение
напрямую связано с ситуационными
факторами, безнадзорностью и
Истоки учебных
неуспехов и аномального
Информация о работе Проявление агрессивного поведения у детей и подростков