Проявление агрессивного поведения у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

работа содержит все стадии проявления агрессивного поведения, дается обоснование, сделаны общие выводы, даны рекомендации по коррекции и профилактики агресии

Содержание

Ведение.

Раздел I.
Нарушение поведения.
Типология агрессивного поведения современных подростков.


Раздел II.
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста.
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.


Раздел III.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается  сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели  12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма.6

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи.7  Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.

Среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии.

На  всём протяжении подросткового  периода наблюдается  чётко выраженная динамика агрессивности: 
 

Таблица 1

Проявления  различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет.8

Возрастные  группы Формы агрессивности, %
физическая косвенная вербальная негативизм
10-11 летние подростки 49 % 32 % 44 % 45 %
12-13 летние подростки 56 % 48 % 51 % 64 %
14-15 летние подростки 61 % 51 % 72 % 65 %

 

Анализ  приведённых данных (приложение 1) свидетельствует  о том, что у 10-11- летних детей преобладают  физические формы  агрессивности. Особенно быстрыми темпами  с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.

Дети подросткового  возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма.  Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию. 
 
 

Таблица 2 

Проявления  различных форм агрессивности  у подростков из разных социальных слоёв  населения.9

Социальные  слои Формы агрессивности, %
физическая косвенная вербальная негативизм
Из  рабочей среды 70% 45% 50% 30%
Из  среды строителей 65% 55% 60% 40%
Из  среды сельских тружеников 67% 60% 65% 20%
Из  среды малоквалифицированных  подсобных работников

(прачки, уборщицы)

30% 65% 75% 50%
Из  среды служащих среднего звена 40% 45% 75% 60%
Из  среды руководящих  работников 60% 67% 35% 90%
Из  среды торговых работников, коммерсантов 20% 30% 25% 10%
Из  среды интеллигенции

(учителя,  врачи, инженеры)

25% 40% 55% 80%

 
 

Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения и их анализ (приложения 2) имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи. 
 

2.  Половозрастные особенности проявления агрессивности

в поведении детей  подросткового возраста.

В педагогической практике многие годы не учитывались  половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.

Девочки созревают  гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального  развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Между тем, агрессивное  поведение подростков нередко связано с так называемой алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «быть не хуже других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.

Имеются значительные различия в проявлении агрессивности  мальчиками и девочками  подросткового возраста.

Таблица 3

Проявления  различных форм агрессивного поведения у мальчиков и девочек подросткового возраста.10

Возрастные  группы Формы агрессивности, %
физическая косвенная вербальная негативизм
 
10-11 лет мальчики 70% 40% 62% 68%
девочки 30% 25% 38% 36%
 
12-13 лет мальчики 59% 49% 52% 69%
девочки 38% 41% 49% 62%
 
14-15 лет мальчики 61% 39% 81% 82%
девочки 59% 59% 60% 52%

 

Анализ приведённых в таблице данных (приложения 3-7) показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых данных проистекает необходимость более детального изучения агрессивности девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.

 

Раздел III.

Профилактика  и коррекция агрессивного поведения.

Человек - весьма агрессивное существо, а ребенок  проявляет первые признаки агрессивности  задолго до того, как научится говорить.  Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и  порой непредсказуемым.

      Существует точка зрения согласно которой считается, что, когда рассерженный человек «выпускает пар» посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых — уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

  Эти предположения восходят еще к  трудам Аристотеля (382—322 н. э.), считавшего, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то, что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими другими, в частности Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других. Признавая реальность такого «очищения», Фрейд тем не менее был весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии.

Информация о работе Проявление агрессивного поведения у детей и подростков