Программированное обучение и теория алгоритмизации. Школьник как субъект учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 03:12, контрольная работа

Описание работы

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов.
История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения.

Содержание

Программированное обучение и теория алгоритмизации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………………………3
Заключение………………………………………………………………………..7
Школьник как субъект учебной деятельности.
Введение ………………………………………………………………………….8
Основная часть……………………………………………………………………9
Заключение ………………………………………………………………………16
Списки использованных источников……………………………………17

Работа содержит 1 файл

экзаменационная работа по педагогической психологии.docx

— 40.06 Кб (Скачать)

     Переход от дошкольного детства к школьной жизни — один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника — игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет — играет, не хочет — не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.

     В своей работе я рассмотрю школьника, как субъекта учебной деятельности.

Основная  часть.

Младший школьник как субъект  учебной деятельности.

     Младший школьник — это начало общественного  бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется  прежде всего готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интелектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения  к школе, учению, познанию как к  радости открытия, вхождения в  новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности  перед школой, учителем, классом.

     Необходимые для школьника как субъекта учебной  деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются  буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.

     В начальной школе у младшего школьника  формируются основные элементы ведущей  в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости». Младший школьник характеризуется доминированием внешней или, в терминах А.А. Люблинской, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школьник, имеющий новую жизненную позицию, т.е. позицию школьника как субъекта. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем. В это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразличием, апатией, вызываемыми невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

     Учебная деятельность, включающая овладение  новыми знаниями, умениями решать разнообразные  задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной  системе (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущей  называется деятельность, которая не только занимает длительный период, но и в русле которой: а) формируются другие, частные виды деятельности; б) развивается интеллект как совокупность сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенционных функций и в) формируется сама личность субъекта деятельности. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

     К концу начальной школы, когда  основной период адаптации как макрофазы  развития (по А.В. Петровскому) закончен, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, но и, что очень  важно, активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.

Подросток как субъект учебной  деятельности.

     В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10—11 до 14—15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте  собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого  возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает  осознанное стремление участвовать  в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных  коллективах с учетом принятых в  них норм взаимоотношений, рефлексии  собственного поведения, умения оценивать  возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства  к взрослости, когда возникает  центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости».

     Специфическая социальная активность подростка заключается  в большой восприимчивости, сенситивности  к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Один из ведущих исследователей подростничества Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции «Я по отношению к обществу» на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе» и «Я и общество». При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально. В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии: локально-капризную (10—11 лет), когда обострена потребность в признании взрослых; «право-значимую» (12—13 лет), характеризующуюся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»; «утверждающе-действенную» (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, применить свои силы. Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием; увлечение киноискусством и т.д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях (до грубости). К концу периода младшего подростничества учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности.

     Если  для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность (вхождение в нее, принятие роли субъекта этой деятельности, формирование учебных  мотивов, овладение ее предметным содержанием  и структурой и т.д.), то для школьника  среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно  полезная деятельность в разнообразных  формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень  важное общение с представителями  другого пола. При этом учебная  деятельность становится как бы осуществляемой активностью, она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Одновременная адаптация к  одной новой общности, индивидуализация в другой, уже знакомой, и последующая  интеграция в нее — это сложно переплетенные социально-психологические процессы, наиболее значимые для подростка. Найти себя в себе и в других — основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.

     Как субъект учебной деятельности подросток  характеризуется тенденцией к утверждению  своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать  познавательную мотивацию, если соотносится  с самим содержанием учебной  деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации  достижения преломляется у подростка  через призму узколичных значимых и  реально действующих мотивов  группового, социального бытия. Социальная активность подростка направляется на усвоение норм, ценностей и способов поведения, что, будучи представленным в содержании учебной деятельности и условиях ее организации, отвечает удовлетворению этих мотивов.

     Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»-концепцией, но и местом в жизни на отрезке  непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму  продолжения этого образования, в зависимости от этого ориентируясь на ценности либо учения, либо трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия. При  ориентации на учение подросток переходит  в статус старшего школьника. Старший  школьник как субъект учебной  деятельности — это человек, сделавший  выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. Именно это определяет его специфику как субъекта.

Старшеклассник  как субъект учебной  деятельности

     Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней  школы в старшие классы или  в новые учебные заведения  — гимназии, колледжи, училища. Эту  ситуацию характеризуют не только новые  коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. Дружба представляет для юношей и девушек одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви.

     В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и  сознательно задумываться над выбором  профессии. Этот выбор диктуется  не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15—17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения, которое наиболее тесно связано с типом учебного заведения.

     Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении  не только влияет на характер учебной  деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее. Это относится  прежде всего к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или  иного цикла: гуманитарного или  естественно-научного.

     Старшеклассник  как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым  содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными  мотивами освоения знаний в имеющих  личностную смысловую ценность учебных  предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди  которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация  качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

     У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности. Она  включает элементы анализа, исследования в общем контексте некоторой  уже осознанной либо осознаваемой как  необходимость профессиональной направленности, личностного самоопределения. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника. Она сама становится средством реализации этих планов, все более явно «уходя» от положения ведущей деятельности.

     Готовность  учащегося к профессиональному  и личностному самоопределению  включает систему ценностных ориентации,явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение  методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника.

Информация о работе Программированное обучение и теория алгоритмизации. Школьник как субъект учебной деятельности