Программированное обучение и теория алгоритмизации. Школьник как субъект учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 03:12, контрольная работа

Описание работы

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов.
История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения.

Содержание

Программированное обучение и теория алгоритмизации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………………………3
Заключение………………………………………………………………………..7
Школьник как субъект учебной деятельности.
Введение ………………………………………………………………………….8
Основная часть……………………………………………………………………9
Заключение ………………………………………………………………………16
Списки использованных источников……………………………………17

Работа содержит 1 файл

экзаменационная работа по педагогической психологии.docx

— 40.06 Кб (Скачать)
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ» 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Содержание:

Стр.                                           

  1. Программированное обучение и теория алгоритмизации.

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть……………………………………………………………………3

Заключение………………………………………………………………………..7  

  1. Школьник  как субъект учебной деятельности.

Введение ………………………………………………………………………….8

Основная часть……………………………………………………………………9

Заключение ………………………………………………………………………16 

  1. Списки  использованных источников……………………………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Программированное обучение и теория алгоритмизации.

Введение.

     Методам обучения, от которых зависит немалый  успех работы учителя и школы  в целом, посвящен не один десяток  фундаментальных исследований, как  в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов.

     История развития и становления методов  обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в  школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения.

     Термин  «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

       В своей работе я рассмотрю основные представления об обучении в аспекте программированного подхода и теорию алгоритмизации. 

Основная  часть.

     В психолого-педагогических исследованиях  обычное, или традиционное обучение считается плохо управляемым. По мнению большинства отечественных ученых и педагогов, основными недостатками традиционного обучения выступают следующие:

     1. Усредненный общий темп изучения  материала.

     2. Единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися.

     3. Непомерно большой удельный вес  знаний, получаемых учащимися в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний.

     4. Почти полное незнание учителем  хода усвоения учащимися сообщаемых  знаний (нет внутренней обратной  связи и слабая внешняя обратная связь).

     5. Недостаточное стимулирование познавательной  активности учащихся, опора в  основном на учителя.

     6. Преобладание словесных методов  изложения знания, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания.

     7. Затрудненность самостоятельной  работы учащихся с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала, сухости языка, почти полного отсутствия эмоционального воздействия.

    Возникновение программированного обучения связано  с попыткой устранить эти и другие недостатки обычного обучения.

    Программированное обучение – это система последовательных действий (операций), выполнение которых  ведет к заранее  запланированному результату.

    Значительную  роль в формировании программированного обучения сыграл известный психолог Б.Ф.Скиннер, который в 1954 г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления процессом обучения, построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем.

    В качестве центрального понятия для  построения программированного обучения выступает категория управления. Как отмечает Н.Ф.Талызина, «истинная проблема заключается в том, чтобы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением, включая и начальную школу и даже дошкольные учреждения».

    В основе концепции программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения — обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач.

    Программированное обучение в конце 60-х — начале 70-х гг. получило новое развитие в  работах Л.Н. Ланды, который предложил алгоритмизировать этот процесс.

    В чем же суть алгоритмизации обучения?

    Под алгоритмом в педагогической психологии обычно понимают точное, общепонятное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых  и достаточных для решения  любой из задач, принадлежащих к  некоторому классу.

    Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации и модельного представлении этого процесса.

    Среди психологических исследований, направленных на совершенствование учебного процесса, важное место принадлежит разработке способов алгоритмизации обучения.Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Чаще всего  многие из них не осознаются, а иногда о них просто не подозревают. Психологи  подчеркивают, что для эффективного обучения эти операции надо выявить  и специально им обучать. Это не менее  необходимо, чем обучение самим правилам. Без овладения операционной стороной мышления знание правил сплошь и рядом  оказывается бесполезным, ибо ученик не в состоянии их применить. В  данном случае выполнение умственных действий аналогично выполнению действий трудовых. В самом деле, выполнить  ту или иную трудовую задачу, например сделать деталь, невозможно, не производя  тех или иных трудовых операций. Точно так же нельзя решить грамматическую, математическую, физическую, вообще любую  интеллектуальную задачу, не совершив ряда интеллектуальных операций. Если бы это было не так, если бы, например, для грамотного письма достаточно было одного знания правил, то в школе не было бы неуспевающих по русскому языку.

    Психологи исследуют несколько видов алгоритмов. Основное внимание было обращено на исследование алгоритмов распознавания (т. е. таких  алгоритмов, которые предписывают, что и как надо делать, чтобы  распознать, к какому классу принадлежит  данный объект). Специальное обучение процессам распознавания и выяснение  возможностей их алгоритмизации становятся поэтому важной задачей обучения.

    Обучение  алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы  в готовом виде, чтобы они могли  их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и  так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались»  самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.  Сначала учебные алгоритмы разрабатывались  главным разом на материале грамматики русского языка, затем в «орбиту» алгоритмического подхода стали  включаться другие учебные предметы.

    Высказывается опасение, что обучение алгоритмам может привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил детей. Но, отвечают сторонники алгоритмизации, надо воспитывать не только творческое мышление. Огромное место в обучении занимает выработка  различных автоматизированных действий — навыков. Эти навыки — необходимый  компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Далее, обучение алгоритмам не сводится к  заучиванию их. Оно предполагает и  самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это  есть творческий процесс. Таким образом, алгоритмизация может быть прекрасным средством обучения творческому  мышлению. Наконец, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а  лишь те его компоненты, где она  представляется целесообразной.

    Неверно представлять дело и так, будто алгоритмизация, автоматизируя некоторые стороны  учебной деятельности, в какой-то мере умаляет роль учителя. Учитель, по убеждению сторонников этого способа обучения, был и останется главной фигурой в обучении. На нем по-прежнему будут лежать функции организации коллектива и воспитания учеников. Влияние его личности не сможет заменить никакое алгоритмизованное пособие или обучающая машина. Неосновательно и мнение, что алгоритмы представляют собой некоторый сверхпрограммный материал, осложняющий учебный процесс. Дополнительная нагрузка и трудности для учащихся создаются не тогда, когда в их умственную деятельность вносится определенный порядок и система, а когда эти порядок и система отсутствуют. 

Заключение.

    Рассмотрев  вопросы программированного обучения и алгоритмизации обучения, сделаю выводы:

    1. Программное обучение является качественно новой дидактической системой. Она возникает на стыке кибернетики и педагогики.

    2. Появление идей программированного обучения привело к необходимости явного  выделения в содержании обучения учебных алгоритмов (их часто называют алгоритмическими предписаниями).

    3. Выявление или построние в содержаниии и процессе обучения алгоритмов и представления их в какой-либо форме пошаговой программы деятельностью учения или преподавания называется алгоритмизацией обучения. В деятельности учащихся в процессе учения и учителей в процессе преподования можно различать два принципиально различных способа решения возникающих в этих прцессах задач: алгоритмический. Когда субъект выполняет свою деятельность в соответствии с известным ему алгоритмом, определяющим четкую последовательность элеметнатрных для данного субъекта операций по решению любой задачи из класса; эвристический, когда главная составная часть его деятельности состоит в поисках плана или метода решения данной задачи. Как правило эти два способа деятельности в обучении не различаются и осуществляются в совметном едином процессе.

    4. Психологическое значение алгоритмизации обучения состоит в том, что она способствует явному различению учащимися содержательной и операциональной сторон изучаемых знаний и овладению общим способом решения широкого класса задач, а также явному выделению из процесса овладения умственными действиями ее ориентировочной основы, благодаря чему значительно повышается эффективность обучения.  

Школьник  как субъект учебной  деятельности.

Введение.

     Характеризуя  субъектов педагогической и учебной  деятельности, необходимо прежде всего  отметить, что каждый педагог и  ученик, представляя собой общественный субъект (педагогическое сообщество или  ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя  общественные ценности, представлен  в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность. Общая цель образовательного процесса как деятельности — сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием обеими его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

Информация о работе Программированное обучение и теория алгоритмизации. Школьник как субъект учебной деятельности