Программа социальной адаптации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:54, практическая работа

Описание работы

Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.
Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.

Работа содержит 1 файл

Programma social'nojj adaptacii podrostkov.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

    1.Приветствие.

    2.Обсуждение  анкет. Необходимые комментарии.

    3.Психологический  этюд «Одиночество».

    Назначение:

    • Анализ причин, порождающих одиночество;
    • Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;
    • Побудить к стремлению постоянно работать над собой.

4.Игра  «Испорченный телефон жестов»  (6, с. 236).

Назначение:

  • Снятие напряжения;
  • Оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими.

    5.Психологический  этюд: «Как я справляюсь со  своими проблемами» (пантомимическая  метафора).

    Назначение:

    • снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия;
    • закрепить доверие группе.

6.Упражнение  «Метафора на себя» (6, с.242)

Назначение:

  • развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;
  • активизировать самосознание, взаимное принятие.

7.Социометрия  у стены (6, с.247).

Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть.

8.Откровенно  говоря…

9.Подведение  итогов. 

Занятие №7.

Цели:

  • формирование чувства собственной значимости;
  • активизация ресурсных механизмов возраста.

1.Приветствие.

2.Обсуждение  анкет. Необходимые комментарии.

3. Упражнение  «Связующая нить» (5, с.18).

Назначение:

  • формирование чувства близости с другими людьми;
  • формирование чувства собственной значимости.
 

4.Техника  «Семейный портрет» (6, с.243).

Назначение:

  • углубить обратные связи, видение друг друга;
  • стимулирование процессов самосознания; выражения и рефлексии межличностных отношений.

5.Работа  с метафорой Ж.Туре «История  желудя» (журнал «Психологическая наука и образование»): прослушивание метафоры, изложение.

Назначение:

  • преодоление имеющихся трудностей и восстановление нормального хода развития подростка;
  • активизация ресурсных механизмов возраста.
  1. Откровенно говоря… Оценка участниками по 10-бальной шкале своей удовлетворенности итогами тренинга. 
     

      Литература:

  1. Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с  подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.
  2. Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.
  3. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Метод. разработки соц.-психологического. – М. Новая школа, 1996.
  4. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.
  5. Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.
  6. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.,   Интерпракс, 1995.
 

    Результативность  работы.

      Практически все подростки, участвующие в  коррекционно-развивающей работе, повышают социальный интеллект: в некоторых  случаях повышается уровень отдельных  интеллектуальных способностей (предвидение  последствий поведения; понимание  невербальной или вербальной экспрессии), чаще всего повышается общий уровень социального интеллекта (композитная оценка).

      Главным результатом является то, что педагоги, работающие с подростками, отмечают положительные изменения в поведении  ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и готовности к сотрудничеству.

 

      Количественные  изменения социального интеллекта иллюстрируют диаграммы предварительного и итогового исследования (приведены результаты исследований социального интеллекта подростков, обучающихся в 9 кл. вечерней школы). 
 
 

 
 
 

Информация о работе Программа социальной адаптации подростков