Обсуждение.
Сделать комплимент сидящему рядом.
- Разминка.
Изобразить,
как ходит:
- глубокий
старик;
- младенец,
только начавший ходить;
- солдат;
- пьяный;
- влюблённый,
ожидающий свидания;
- робот;
- горилла и
т.п.
Назначение:
снять напряжение и усталость.
- Упр. «Мои
сильные стороны» (3, с.28).
Назначение:
- формирование
доверия к самому себе;
- развитие
умений думать о себе положительно.
- Обратная
связь: анкетирование «Откровенно говоря…»
- Во время
занятий я понял, что…
- Самым полезным
для меня было…
- Я был бы более
откровенным, если…
- Мне не понравилось…
- Больше всего
мне понравилось, как работал (а)…
- На следующем
занятии я хотел бы…
Вопросы
анкеты могут варьироваться, но проводить
анкетирование важно в конце каждого занятия.
- Подведение
итогов.
Очень
часто участники находят, что сказать
по поводу занятия вслух. Актуальным является
ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»
Занятие
№2
Цели:
- способствовать
углублению процессов самораскрытия,
развитию умений самоанализа;
- совершенствовать
коммуникативные навыки.
- Приветствие
«Я рад тебя видеть».
- а) Анализ
анкет «Откровенно говоря…»
б)
Напоминание о правилах работы в
группе, необходимые уточнения.
- Упражнения
на представление чувства собственного
достоинства (модификация пр.5, с.22).
Участники
перебрасываются мячиком и объясняют.
- а) «Ругать
– это значит…»
б)
«Если человека ругают, то он…»
«Скульптор»
изображает скульптуру человека, которого
ругают.
Обратная
связь:
- какие чувства
испытывает человек, находящийся в роли
скульптуры;
- какую позу
принял бы, если бы сам был своим «скульптором».
- а) «Хвалить»
– это значит…»
б)
«Если человека хвалят, то он…»
«Скульптор»
изображает скульптуру человека, которого
хвалят.
Обратная
связь – аналогично I.
Проблема:
что требуется, чтобы вести себя
достойно.
Назначение
упражнения:
- проанализировать
влияние на уверенность человека отношения
к нему др. людей;
- Вывести участников
на представление о чувстве собственного
достоинства.
- Разминка.
Игра «Леди и джентльмены» (2, №5, с.67).
- Упр. «Список
претензий» (3, с.54)
Назначение:
осознание, что человек имеет
право быть самим собой, что жить
среди людей, постоянно предъявляя
им претензии, нельзя.
- Игра «Воздушный
шар» (3, с.71).
Назначение:
- демонстрация
того, что люди часто не умеют продуктивно
общаться;
- подведение
к выводу: необходимо искать цивилизованные
пути выхода из ситуации.
- Разминка.
Физические упражнения – ведущие по очереди.
Назначение:
снятие напряжения и усталости.
- Откровенно
говоря…
- Подведение
итогов.
Занятие
№3
Цели:
- способствовать
развитию умений видеть, чувствовать,
адекватно воспринимать др. людей, ситуации,
возникающие в процессе общения;
- формировать
внимательное отношение друг к другу,
к другим людям;
- возможная
коррекция восприятия участниками др.
людей;
- развитие
внеязыковых средств общения.
- Приветствие
(невербальное).
- Анализ анкет.
Необходимые комментарии.
- Психологический
этюд «Замочная скважина».
Представить,
что у двери стоит человек
и подглядывает через замочную скважину
в комнату (не кабинет).
- впечатления
от поступка этого человека;
- в комнате
находится «Я». Свои чувства к этому человеку,
действия.
Назначение:
- обеспечение
личностной конфиденциальности участников;
- возможная
коррекция поведения.
- Упр. «Грани
сходства» (3, с.68).
Назначение:
дать возможность понять, что люди
имеют общие черты или качества,
несмотря на свою индивидуальность и
отличия от других.
- Упр. «Мимика
и жесты» (5, с.9).
Назначение:
- развитие
невербальных средств общения;
- формирование
более свободного стиля общения.
Невербально
выразить два противоположных состояния:
- гнев и спокойствие;
- усталость,
бодрость;
- разочарование,
восхищение;
- обида, прощение;
- печаль, радость;
- волнение,
безмятежность;
- досада, удовлетворённость;
- сомнение,
уверенность;
- Разминка
«Путаница» (6, с.111).
Назначение:
групповое сплочение.
- Конструирование
образов. Психодрама.
- Конструирование
образов подростка и его друга.
- Ролевое проигрывание
созданного сюжета.
Материал:
фольга, вата. (Необходимо знание ведущим
техники конструирования образов)
Назначение:
- выявление
основных способов взаимодействия каждого
члена группы со сверстниками;
- формирование
эффективных способов общения.
- Откровенно
говоря…
- Подведение
итогов.
Занятие
№4
Цели:
- продемонстрировать
разное видение участниками одного и того
же человека, одной и той же ситуации;
- выявить индивидуальные
особенности общения;
- формировать
эффективные способы общения.
- Приветствие.
Каждый участник (по-очереди) – в центре
круга. Остановить приближающегося участника,
приветствовать друг друга.
- Анализ анкет.
Необходимые комментарии.
- Упр. «Ассоциации»
(5, с. 11).
Назначение:
- дать возможность
каждому участнику узнать, как его воспринимают
другие;
- коррекция
собственного восприятия других людей.
- Ролевая гимнастика
(5, с. 16).
Продекламировать
«У лукоморья…»
Назначение:
- снятие напряжения;
- подготовка
к ролевым играм.
- Конструирование
образов. Психодрама.
- Конструирование
образов подростка и значимого взрослого,
с которым не всегда гармонично складываются
отношения.
- Ролевое проигрывание
созданного сюжета.
Назначение:
- выявить основные
способы взаимодействия подростка со
взрослыми;
- совершенствовать
вербальные и невербальные компоненты
общения;
- корректировать
восприятие подростками других людей.
- Откровенно
говоря…
- Подведение
итогов.
Занятие
№5
Цели:
- Приобретение
опыта взаимодействия с группой при выполнении
новых задач;
- Поиск новых
форм взаимодействия в контактах с окружающими,
способов реагирования в сложных ситуациях.
- Приветствие:
«Мне приятно с тобой общаться, потому
что…»
- Анализ анкет
«О.г.». Необходимые комментарии.
- Дискуссия.
Группа делится на две подгруппы, каждая
из которых по очереди исполняют роль
участников дискуссии и наблюдателей.
Дискуссионные
вопросы:
- Куда поехать
летом на каникулы?
- Где лучше
жить: в квартире многоэтажного дома или
в частном доме?
Обсуждение:
что помогает и что мешает придти
к общему решению?
При
анализе первые высказываются наблюдатели,
потом – участники.
- Упр. «Чувствую
себя хорошо» (4, с.35).
Упр.
«Вверх по радуге» (4, с.35).
Назначение:
снять напряжение, справиться с раздражением.
- Упр. «Грани
различия» (3, с.77).
Назначение:
дать возможность понять, что, несмотря
на свои различия, люди могут и должны
находить общий язык.
- Упр. «Установить
контакт с группой»:
- грубияны;
- самоуверенные,
считающие себя «избранными».
Назначение:
дать возможность попытаться найти
общие точки для развития диалога
в сложных ситуациях.
- Разминка.
Упр. «Сплетня».
Назначение:
- снять усталость;
- продемонстрировать
казусы, возникающие при передаче информации
«от третьего лица».
- «Необитаемый
остров» (3, с.79).
Назначение:
- усилить чувство
необходимости слушать друг друга;
- продемонстрировать
умение поиска цивилизованных путей выхода
из сложных обстоятельств;
- развивать
навыки общения.
- Откровенно
говоря…
- Подведение
итогов.
Занятие
№6.
Цели:
- Закрепление
полученных навыков и умений самоанализа
и самокоррекции в сфере общения;
- Осознание
качественных изменений, обеспечивающих
человеку ориентацию в социальной деятельности.