Программа социальной адаптации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:54, практическая работа

Описание работы

Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.
Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.

Работа содержит 1 файл

Programma social'nojj adaptacii podrostkov.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.

  1. Разминка.

      Изобразить, как ходит:

    • глубокий старик;
    • младенец, только начавший ходить;
    • солдат;
    • пьяный;
    • влюблённый, ожидающий свидания;
    • робот;
    • горилла и т.п.

      Назначение: снять напряжение и усталость.

  1. Упр. «Мои сильные стороны» (3, с.28).

      Назначение:

    • формирование доверия к самому себе;
    • развитие умений думать о себе положительно.
  1. Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря…»

    Дата  занятия________________

    Тренинговое имя____________

  1. Во время занятий я понял, что…
  2. Самым полезным для меня было…
  3. Я был бы более откровенным, если…
  4. Мне не понравилось…
  5. Больше всего мне понравилось, как работал (а)…
  6. На следующем занятии я хотел бы…

          Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.

  1. Подведение итогов.

     Очень  часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?» 

Занятие №2

      Цели:

    • способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
    • совершенствовать коммуникативные навыки.
  1. Приветствие «Я рад тебя видеть».
  1. а) Анализ анкет «Откровенно говоря…»

      б) Напоминание о правилах работы в  группе, необходимые уточнения.

  1. Упражнения на представление чувства собственного достоинства (модификация пр.5, с.22).

      Участники перебрасываются мячиком и объясняют.

  1. а) «Ругать – это значит…»

      б) «Если человека ругают, то он…»

      «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают.

      Обратная связь:

    • какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
    • какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».
  1. а) «Хвалить» – это значит…»

      б) «Если человека хвалят, то он…»

      «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят.

      Обратная  связь – аналогично I.

      Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.

      Назначение  упражнения:

    • проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
    • Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.
    1. Разминка. Игра «Леди и джентльмены» (2, №5, с.67).
    1. Упр. «Список претензий» (3, с.54)

      Назначение: осознание, что человек имеет  право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.

    1. Игра «Воздушный шар» (3, с.71).

      Назначение:

    • демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
    • подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
    1. Разминка. Физические упражнения – ведущие по очереди.

      Назначение: снятие напряжения и усталости.

    1. Откровенно говоря…
    2. Подведение итогов.
 

Занятие №3

      Цели:

  • способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
  • формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
  • возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
  • развитие внеязыковых средств общения.
  1. Приветствие (невербальное).
  1. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
  2. Психологический этюд «Замочная скважина».

      Представить, что у двери стоит человек  и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).

  1. впечатления от поступка этого человека;
  2. в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия.

      Назначение:

    • обеспечение личностной конфиденциальности участников;
    • возможная коррекция поведения.
  1. Упр. «Грани сходства» (3, с.68).

      Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и  отличия от других.

  1. Упр. «Мимика и жесты» (5, с.9).

      Назначение:

    • развитие невербальных средств общения;
    • формирование более свободного стиля общения.

      Невербально выразить два противоположных состояния:

  • гнев и спокойствие;
  • усталость, бодрость;
  • разочарование, восхищение;
  • обида, прощение;
  • печаль, радость;
  • волнение, безмятежность;
  • досада, удовлетворённость;
  • сомнение, уверенность;
  1. Разминка «Путаница» (6, с.111).

      Назначение: групповое сплочение.

  1. Конструирование образов. Психодрама.
    1. Конструирование образов подростка и его друга.
    2. Ролевое проигрывание созданного сюжета.

Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим  техники конструирования образов)

      Назначение:

    • выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
    • формирование эффективных способов общения.
  1. Откровенно говоря…
  1. Подведение итогов.
 

Занятие №4

      Цели:

  • продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
  • выявить индивидуальные особенности общения;
  • формировать эффективные способы общения.
  1. Приветствие. Каждый участник (по-очереди) – в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.
  1. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
  2. Упр. «Ассоциации» (5, с. 11).

      Назначение:

    • дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
    • коррекция собственного восприятия других людей.
  1. Ролевая гимнастика (5, с. 16).

      Продекламировать «У лукоморья…»

      Назначение:

    • снятие напряжения;
    • подготовка к ролевым играм.
  1. Конструирование образов. Психодрама.
  1. Конструирование образов подростка и значимого взрослого, с которым не всегда гармонично складываются отношения.
  2. Ролевое проигрывание созданного сюжета.

      Назначение:

    • выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
    • совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
    • корректировать восприятие подростками других людей.
      1. Откровенно говоря…
      2. Подведение итогов.
 

Занятие №5

      Цели:

    • Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
    • Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.
  1. Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что…»
  1. Анализ анкет «О.г.». Необходимые комментарии.
  2. Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.

      Дискуссионные вопросы:

    • Куда поехать летом на каникулы?
    • Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?

      Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?

      При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники.

  1. Упр. «Чувствую себя хорошо» (4, с.35).

      Упр. «Вверх по радуге» (4, с.35).

      Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.

  1. Упр. «Грани различия» (3, с.77).

      Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.

  1. Упр. «Установить контакт с группой»:
    1. грубияны;
    1. самоуверенные, считающие себя «избранными».

      Назначение: дать возможность попытаться найти  общие точки для развития диалога  в сложных ситуациях.

  1. Разминка. Упр. «Сплетня».

      Назначение:

    • снять усталость;
    • продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».
    1. «Необитаемый остров» (3, с.79).

      Назначение:

    • усилить чувство необходимости слушать друг друга;
    • продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
    • развивать навыки общения.
    1. Откровенно говоря…
    1. Подведение итогов.
 

Занятие №6.

Цели:

  • Закрепление полученных навыков и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
  • Осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в социальной деятельности.

Информация о работе Программа социальной адаптации подростков