Программа по коррекции агресивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 4-х направлениях:

1 направление. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева

в приемлемой форме.

Работа содержит 1 файл

псих.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

       Взрослым, работающим с агрессивным  ребенком, тоже не помешает избавиться  от привычки обвинять его во  всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе  игрушки, В таком случае гораздо  полезно сказать ребенку о  своих чувствах, используя при  этом местоимение "Я", а не "TЫ". Например, вместо "Tы почему не убрал игрушки?", можно сказать: "Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны".

       Таким образом, вы ни в чем  не обвиняете ребенка, не угрожаете  ему, даже не даете оценки  его поведению. Вы говорите  о себе, о своих ощущениях. Как  правило, такая реакция взрослого  сначала шокирует ребенка, ожидающего  града упреков в свой адрес,  а затем вызывает у него  чувство доверия. Появляется возможность  для конструктивного диалога.  

4 направление.  Отработка  навыков общения.  

 Дети иногда  проявляют агрессивность лишь  потому, что не знают других  способов выражения чувств. Задача  педагога-психолога - научить детей  выходить из конфликтных ситуаций  приемлемыми способами. С этой  целью можно на занятии обсудить  с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребёнку расширить свой поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определённые события. 

Одним из приемов  работы с агрессивными детьми может  стать ролевая игра. Можно разыграть  с детьми любую жизненную ситуацию. По окончании игры дети обсуждают , насколько эффективными были те или иные способы выхода героев из конфликтных ситуаций.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С  АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки.

Наказания не должны унижать ребенка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева.

Давать ребенку  возможность проявлять гнев непосредственно  после фрустрирующего события.

Обучать распознаванию  собственного эмоционального состояния  и состояния окружающих людей.

Развивать способность  к эмпатии.

Расширять поведенческий  репертуар ребенка.

Отрабатывать навык  реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить брать ответственность  на себя.

                                                                               Все перечисленные способы и  приемы не приведут к положительным  изменениям, если будут иметь  разовый характер. Непоследовательность  поведения родителей может привести  к ухудшению поведения ребенка.  Терпение и внимание к ребенку,  его нуждам и потребностям, постоянная  отработка навыков общения с  окружающими - вот что поможет  родителям наладить взаимоотношения  с сыном или дочерью.

КАК ИГРАТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ. 

1 ЭТАП - подбирать  такие игры и упражнения, с  помощью которых ребенок мог  бы выплеснуть свой гнев.

 На первых порах  ребенок может стать более  агрессивным (и пре родителей  надо предупреждать об этом), но  через 4-8 занятий, по-настоящему  отреагировав свой гнев, "маленький  агрессор" начинает вести себя  более спокойно. Если педагогу  трудно справиться с гневом  ребенка, стоит обратиться к  специалисту и вести работу  параллельно с психологом.

 Перечисленные  ниже игры способствуют снижению  вербальной и невербальной агрессии  и являются одним из возможных  способов легального выплескивания  гнева: "Обзывалки", "Двa барана", "Толкалки", "Жужа", "Рубка дров", "Дa и HeT", "Тух-тиби-дух", "Ворвись в круг". (Игры вразделе "Игры и упражнения")

2 ЭТАП - включение  агрессивных детей в игры с  неагрессивными детьми. Педагог  должен находиться рядом и  в случае необходимости помочь  разрешить конфликтную ситуацию.

3 ЭТАП - Совместное  принятие решения о том, как  лучше выйти из создавшегося  положения. ИГРЫ "ГОЛОВОМЯЧ", "Камешек  в ботинке", "Давайте поздороваемся", "Король", "Ласковые лапки".

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ  АГРЕССИВНОСТИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Что такое АГРЕССИВНОСТЬ? 

"Агрессия" - от  латинского "agressio" означает "нападение", "приступ".

          Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ  АГРЕССИИ

Соматические заболевания  или заболевания головного мозга.

Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Когда ребенка  резко отлучают от груди и общение  с матерью сводят к минимуму, у  детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.

Большое влияние  оказывает характер наказаний, которые  обычно при меняют родители в ответ на проявление гнева у своего чад. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаков часто встречаются и у слишком мягких родителей, и чрезмерно строгих.

Родители, резко подавляющие  агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют  это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания н агрессивные  реакции своего ребенка, то он очень  скоро начинает считать, что такое  поведение дозволено, и одиночные  вспышки гнева незаметно перерастают  в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумны компромисс, "золотую середину", могут научить своих детей справляться с агрессией.

Привлечение к себе внимания сверстников (вырывает книгу, разбрасывает вещи, начинает громко лаять  и т.д.)

Ущемление достоинств другого с целью подчёркивания своего превосходства

Защита и месть (в ответ на агрессию)

Стремление быть главным

Стремление получить желанный предмет

ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА

Нападает на остальных  детей.

Обзывает их

Отбирает и ломает игрушки и вещи

Намеренно ищет грубые выражения, одним словом, становится для всего детского коллектива, источником огорчений.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается  в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать  на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок  часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Как стать любимым  и нужным? - неразрешимая проблема, стоящая  перед маленьким человечком. Вот  он и ищет способы привлечения  внимания взрослых и сверстников. Вот  как описывает Н.Л.Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, …стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не останавливается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку" Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со сторон взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире как защитить себя.

Агрессивные дети очень  часто подозрительны и насторожены

Любят перекладывать  вину за затеянную ими ссор на других.

Они не замечают, что  вселяют в окружающих страх и  беспокойство. Им, напротив, кажется, что  весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый  круг: агрессивные дети боятся и  ненавидят окружающих, а те, в  свою очередь боятся их.

Эмоциональный мир  агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона

Количество реакций  даже на стандартные ситуации очень  ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же они не могут  посмотреть на себя со стороны и  адекватно оценить свое поведение.

Дети часто перенимают агрессивные формы поведения  у родителей.

КАК ВЫЯВИТЬ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА

          Агрессивные дети нуждаются в  понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача  заключается не в том, чтобы  поставить "точный" диагноз  и тем более "приклеить ярлык", а в оказании посильной и  своевременной помощи ребенку.  Как правило, для воспитателей  и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ 

(Схема наблюдения  за ребёнком) 

Ребенок:

Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается со взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает Людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и  отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив,  мстителен.

8. Чувствителен, очень  быстро реагирует на различные  действия окружающих (детей и  взрослых), которые нередко раздражают  его.

          Предположить, что ребенок агрессивен  можно лишь в том случае, если  в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись  хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

          Ребенку, в поведении которого  наблюдается большое количество  признаков агрессивности, необходима  помощь специалиста: психолога  или врача.

          Кроме того, с целью выявления  агрессивности у ребенка в  классе можно использовать специальную  анкету.

(Анкета имеется  в разделе "Диагностика") 

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ.

Снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки детей;

Развитие навыков  общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений  детей;

Формирование у  детей моральных представлений;

Тренаж психомоторных  функций;

Снятие чрезмерного  напряжения и тревожности детей;

Профилактика нежелательных  негативных тенденций в поведении  детей;

Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного  поведения.

Обучение ауторелаксаци. 

КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЁНКУ. 

Работа по коррекции  агрессивности должна проводиться  в 4-х направлениях:

1 направление.       Обучение агрессивных детей способам  выражения гнева

 в приемлемой  форме. 
 

          Что такое гнев? Это чувство  сильного негодования, которое  сопровождается потерей контроля  над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.

          Человек, который постоянно подавляет  свой гнев, более подвержен риску  психосоматических расстройств.  По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.

Информация о работе Программа по коррекции агресивности