Программа коррекции страхов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:21, контрольная работа

Описание работы

В своем первом значении страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о грозящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации. Именно поэтому страх полезен. Страх как реакция на угрозу или опасность – обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха - болезнь, психическое расстройство.

Содержание

1.1. Определение страха и его проявления.

1.2. Причина возникновения страхов

2. Коррекционная работа

3. Рекомендации родителям

Список литературы

Работа содержит 1 файл

программа коррекции страхов у детей.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Цель: Разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

      Задачи:

      1. Помочь детям представить свои  страхи в образе нелепых и  смешных персонажей.

      2 “Оживить” персонажи.

      3. Добиться проявления детьми сильных положительных эмоций.

      “Мы с вами уже побывали в сказочных  путешествиях. На нашем пути встречались  страшные существа. Мы их победили с  помощью волшебных талисманов. А  сегодня я хочу предложить вам  устроить веселый и шумный лабиринт, где живут разные страхи, но они будут смешные и совсем не страшные. В роли кукол будут страхи. Сейчас я каждому раздам рисунок с изображением пустого лабиринта.

      Рисование страхов в лабиринте.

      “Давайте  каждый “заселит” лабиринт своими страхами, но пускай они будут нелепыми и смешными”. После выполнения задания дети показывали свои работы группе.

      Театрализация

      “А  теперь давайте зажжем нашу волшебную  лампу, представление начинается!”

      Детям предлагается говорить от лица своего страха, предлагается им изменить свои голоса, попытаться сделать их грубыми, громкими, страшными. Достигается управление своим страхом. Видя и чувствуя, что они уже совсем не страшны, дети перестают бояться. “Страха больше нет, мы победили его и перестали бояться. Страхи стали смешными, нелепыми, даже жалкими. С этими страшилками вы можете сделать все, что хотите”.

      Рефлексия

      Детям предлагается поделиться впечатлениями от рисования лабиринта. Рассказать о том, какие чувства были у них в начале работы, какие — в процессе рисования, какие — появились сейчас. Как изменились чувства? Что произошло со страхом? Какое сейчас настроение у детей? 

 

       Занятие №7. Для родителей.

      Цель: Научить родителей методикам преодоления тревожности и страхов.

      Задачи:

      1. Предоставить взрослым возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

      2. Научить родителей способам устранения  тревожности и страха через  рисунок.

      Страх на лице.

      “Уважаемые  родители, сегодня я принесла вам  одну картинку. Как Вы думаете, что  испытывает или ощущает этот человек? Попробуйте сейчас изобразить на своем лице эту эмоцию. Посмотрите, что происходит с губами, ртом, глазами? Внимательно посмотрите на себя и скажите, как изменяется положение плеч и шеи?”

      Изображение себя в состоянии  страха.

      Возьмите  приготовленные художественные материалы и нарисуйте на листе лицо в состоянии страха. Представьте, что вы чего-то испугались. Желательно, чтобы весь лист был заполнен, чтобы не осталось ничего белого.

      Страшный  случай

      Удобно  расположитесь со своим рисунком. Вспомните самый страшный случай из жизни и попробуйте рассказать о нем. Обратите внимание на мимику, жесты и позу рассказчика. Возможно, у Вас опять оживятся некоторые “страшные” переживания.

      Рисунок страха

      “А  теперь давайте представим, как выглядит этот страх, о котором Вы только что рассказывали. Чтобы лучше его увидеть, давайте его нарисуем, возьмите краски и смело начинайте. Какой он формы? Большой или маленький? Темный или светлый? Есть ли у него зубы? Есть ли ноги или руки? А может, у него лапы? Все то, что Вы представляете при мысли о страхе, сейчас и нарисуйте”.

      Трансформация страха и его уничтожение.

      Когда рисунок страха закончен, родителям  предлагается немного о нем рассказать. Задается вопрос о том, хотелось бы оставить этот страх или избавиться от него, уничтожить его.

      Некоторым родителям предлагается: “Давайте сейчас, превратим страх в яркий огонь, а оставшийся пепел развеем на улице. Возьмите рисунок и что есть силы, сомните его или разорвите на мелкие кусочки. А теперь аккуратно укладывайте в эту фарфоровую пиалу. Мы его сейчас зажжем, и он будет гореть. Пока горит, давайте думать о том, что все неприятности и плохое настроение сгорят вместе с этим рисунком. Вот видите— страх исчез, остался только пепел. Решайте сами, что с ним сделать. Им можно что-то нарисовать, просто макая палец в эту темную массу. Его можно смыть в унитазе водой. Его можно взять на улицу и развеять по воздуху...”

      Родители  сами выбирают, что делать с пеплом. Важно, чтобы после данного ритуала были чисто-чисто вымыты руки и пиала, в которой “лежал страх”.

      Родителям, у которых остался рисунок, было предлагается создать коллаж.

      “А  теперь, когда Вы разорвали свой страх на мелкие кусочки, давайте  из них создадим картину-коллаж. Возьмите бумагу любого цвета, промажь ее клеем, и прикрепляйте к ней оторванные кусочки. Вы можете их не просто так прикреплять, а выкладывать ими какой-нибудь пейзаж, или чей-нибудь портрет, или какого-нибудь героя, или просто какой-нибудь узор”

      После того как родители завершили работу над коллажем, предлагалось дать название своей работе. Было предложено рассказать о своей работе несколько слов.

      Рефлексия

      Когда вся предшествующая работа была выполнена, родителей просили рассказать о  своих ощущениях.

      3. Рекомендации родителям. 

     Для того чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого необходимо умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к окружающим. Необходимо дать понять ребенку, что гнев, который он иногда испытывает к родителям, а родители к нему, - это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять на дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку взрослые могут доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.

     Снятие  страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам родителям всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.

     Взрослые  должны с уважением отнестись  к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько  не удивляетесь его испугу; кроме  того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.

     Какой бы способ борьбы с детским страхом  не был выбран, важно, чтобы родители не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только таким образом удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека.

     Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и  чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше - это лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.

     Попробуйте  переубедить ребенка бояться  чего-либо, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо. Можно придумать сказку и разработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе со страхом. Например, ребенок, боящийся, что-то кто-то ночью влезет в его окно, придумал целую историю про то, как он победил незваного гостя с помощью игрушечного ружья, которое для такого случая всегда было наготове. Однако ребенок должен стараться придерживаться разработанных правил. Если страх выраженный, то бороться с ним надо дробно. Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить в гости, где есть маленький щенок и поиграть с ним, потом, возможно, съездить на птичий рынок и т.д.

     Разумеется, старайтесь повысить самооценку ребенка, поддерживайте успешные для него виды деятельности, всегда умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов. Помните, что прямой вопрос опасен - он может спровоцировать рецидив. Всегда старайтесь готовить ребенка к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечьте ему надежную защиту, но не делайте ее избыточной.

 

      Библиографический список 

  1. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая  помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995, 192 с.
  2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.
  3. Зеньковский В. В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 350 с.
  4. Иванцова Д. А. Как избавиться от страхов и начать радоваться жизни за неделю. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. – 128 с.
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001. – 190 с.
  6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512с.
  7. Психокоррекция: теория и практика. Под ред. Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усановой О.Н. – М.: НПЦ «Коррекция», 1995. – 222 с.

    8.   Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

Информация о работе Программа коррекции страхов у детей