Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:21, контрольная работа
В своем первом значении страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о грозящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации. Именно поэтому страх полезен. Страх как реакция на угрозу или опасность – обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха - болезнь, психическое расстройство.
1.1. Определение страха и его проявления.
1.2. Причина возникновения страхов
2. Коррекционная работа
3. Рекомендации родителям
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Волжский Гуманитарный Институт
(филиал)
государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
Коррекционная
программа
Коррекция
страхов у детей 4-5 лет
ВЫПОЛНИЛ:
студентка 5-го курса
Группы пз-061
Спирина В.Н.
ПРОВЕРИЛ:
к.пс.н. доцент А.В Полина
г. Волжский 2011
Содержание
|
3 |
|
5 |
|
7 |
Список
литературы |
21 23 |
1.1.
Определение страха
и его проявления.
В своем первом значении страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о грозящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации. Именно поэтому страх полезен. Страх как реакция на угрозу или опасность – обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха - болезнь, психическое расстройство.
Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, конфликты, неудачи, поражения и т.д.).
Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.
Также
часто как термин «страх», встречается
термин «тревога». И в страхе, и в тревоге
есть общий эмоциональный компонент в
виде чувства волнения и беспокойства,
то есть в обоих понятиях отображено восприятие
угрозы или отсутствие чувства безопасности.
И если страх – аффективное (эмоционально
заостренное) отражение в сознании конкретной
угрозы для жизни и благополучия человека,
то тревога – это эмоционально заостренное
ощущение предстоящей угрозы.
В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д. Часто он проявляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно
обусловленный страх
Различают обычный, естественный, или, возрастной, и патологический уровни страхов. Обычно страх кратковременный, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими. На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения человека.
Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.
1.2. Причины
возникновения страхов.
В
зависимости от причины, вызывающей
чувство страха, выделяют следующие
группы: биологический, общественный,
моральный и разобщенный
Биологический страх возникает, когда существует угроза жизни или продолжению вида. Угроза может исходить извне или изнутри организма.
Когда
угроза исходит извне, она ясно осознается.
Интенсивность испытываемого страха
зависит от возможности человека действовать.
Любое возможное действие – бегство, драка,
и даже возможность самому лишить себя
жизни – уменьшает интенсивность испытываемого
страха.
Парадоксально, но страх как правило исчезает, когда мы непосредственно находимся перед лицом опасности. Природа поставила человеку предохранитель – страх, чтобы мы не подвергали себя лишнему риску. Но природа же и позаботилась, чтобы страх не мешал борьбе за жизнь.
В общих чертах это выглядит так: страх растет по мере приближения к источнику опасности, причем из-за эмоционального напряжения кажется, что время тянется невообразимо медленно, а расстояние постоянно удлиняется. В момент когда происходит встреча с источником опасности, чувство страха внезапно слабеет, разряжается в действии (бегстве или борьбе).
Чувство страха на самом деле как бы подготавливает человека к встрече с грозящей ему опасностью, а когда момент наступает, страх не нужен, он теряет свой смысл. А когда угроза миновала – человек испытывает, как минимум облегчение, что на этот раз удалось выпутаться, а как максимум - чувство восторга по поводу победы.
Это цикл - "ожидание – разрядка – покой" - наблюдается во всех ситуациях, связанных с сильными переживаниями.
Основными причинами страхов дошкольников и младших школьников являются:
Преодоление страхов и работа по развитию личности проводится по следующим направлениям:
2. Коррекционная программа
Целью программы являлось создание условий для снижения тревожности и страхов у детей до уровня, соответствующего возрастной норме. Для достижения этой цели поэтапно решались следующие задачи: обучение участников группы способам осознания и урегулирования эмоций; способствование повышению самооценки у участников группы; повышение общей коммуникативной культуры детей.
Задачи: - изучение теоретических источников по проблеме;
- составление
Программа рассчитана на 7 групповых занятий. Продолжительность каждого занятия — 40 минут.
Занятие № 1 “Страна эмоций”
Цель: Научить детей преодолевать трудности в эмоциональной и коммуникативной сфере.
Задачи:
1.
Установить эмоциональный
2.
Осуществить рефлексию чувств
детей, дать испытываемым
3. Дифференцировать эмоции по степени переживания.
4.
Дать возможность детям
Оборудование: набор рисунков, изображающих различные эмоции.
Детям предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно выразить сказочными персонажами, “портреты” которых им предъявляются. В процессе совместного рассматривания картинок детям задаются вопросы: “ Знакомы ли вам эти персонажи, эти чувства? Когда вы испытывали эти чувства? Расскажите свои примеры. Обратите внимания, это чувство может быть совсем маленьким, может быть побольше, а может быть и совсем большим. Вы можете привести пример, когда встречали этого героя совсем маленьким, а когда - большим?”.
После небольшой беседы, детям предложено остановиться на персонажах Боястика и Страхотуна.
При
работе со страхом сочинялась сказка
с обязательным перечислением всего,
чего боится Боястик, происходило совместное
создание иллюстраций к сказке, придумывались
способы, при помощи которых Боястик
справлялся со своими бедами. Были заданы
направляющие вопросы: “Как ты думаешь,
а как может выглядеть ваш Срахотун и Боястик?
Давайте каждый попробует нарисовать
его.
Занятие №2 "Победим страх"
Проективная игра.
Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.