Программа коррекции страхов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:21, контрольная работа

Описание работы

В своем первом значении страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о грозящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации. Именно поэтому страх полезен. Страх как реакция на угрозу или опасность – обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха - болезнь, психическое расстройство.

Содержание

1.1. Определение страха и его проявления.

1.2. Причина возникновения страхов

2. Коррекционная работа

3. Рекомендации родителям

Список литературы

Работа содержит 1 файл

программа коррекции страхов у детей.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию

      Волжский  Гуманитарный Институт

      (филиал)

      государственного  образовательного учреждения высшего

      профессионального  образования

      Волгоградский Государственный Университет

                                                         
 
 
 
 

      Коррекционная программа 

      Коррекция страхов у детей 4-5 лет 

                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                ВЫПОЛНИЛ:

                студентка 5-го курса

                Группы  пз-061

                Спирина В.Н.

                ПРОВЕРИЛ:

                к.пс.н. доцент А.В Полина  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

      г. Волжский 2011

 

      Содержание 
 

          1.1. Определение страха и его проявления.
      
      3
          1.2. Причина возникновения страхов
      
      5
          2. Коррекционная работа
      
      7
          3. Рекомендации родителям 

          Список  литературы                                                                                                            

      
      21 

      23

               
 

 

      1.1. Определение страха и его проявления. 

      В своем первом значении страх –  это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о грозящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации. Именно поэтому страх полезен. Страх как реакция на угрозу или опасность – обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха - болезнь, психическое расстройство.

      Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, конфликты, неудачи, поражения и т.д.).

      Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник –  взрослые, окружающие ребенка, которые  непроизвольно заражают ребенка  страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают  у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

      Также часто как термин «страх», встречается термин «тревога». И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. И если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. 

      В самом общем виде страх условно  делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д. Часто он проявляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

      Личностно обусловленный страх предопределен  характером человека, например, его  повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или  при контактах с незнакомыми  людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

      Различают обычный, естественный, или, возрастной, и патологический уровни страхов. Обычно страх кратковременный, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко  ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими. На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения человека.

      Иногда  выражения страха так очевидны, что  не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.

       

 

      1.2. Причины возникновения страхов. 

      В зависимости от причины, вызывающей чувство страха, выделяют следующие  группы: биологический, общественный, моральный и разобщенный страхи. При этом проявления боязни могут  быть одинаковыми вне зависимости  от причин ее возникновения. Остановимся на биологических причинах возникновения страха.

      Биологический страх возникает, когда существует угроза жизни или продолжению  вида. Угроза может исходить извне  или изнутри организма.

      Когда угроза исходит извне, она ясно осознается. Интенсивность испытываемого страха зависит от возможности человека действовать. Любое возможное действие – бегство, драка, и даже возможность самому лишить себя жизни – уменьшает интенсивность испытываемого страха.                                                                                                                                                  

      Парадоксально, но страх как правило исчезает, когда мы непосредственно находимся  перед лицом опасности. Природа  поставила человеку предохранитель – страх, чтобы мы не подвергали себя лишнему риску. Но природа же и позаботилась, чтобы страх не мешал борьбе за жизнь.

      В общих чертах это выглядит так: страх  растет по мере приближения к источнику  опасности, причем из-за эмоционального напряжения кажется, что время тянется  невообразимо медленно, а расстояние постоянно удлиняется. В момент когда происходит встреча с источником опасности, чувство страха внезапно слабеет, разряжается в действии (бегстве или борьбе).

      Чувство страха на самом деле как бы подготавливает человека к встрече с грозящей ему опасностью, а когда момент наступает, страх не нужен, он теряет свой смысл. А когда угроза миновала – человек испытывает, как минимум облегчение, что на этот раз удалось выпутаться, а как максимум - чувство восторга по поводу победы.

      Это цикл - "ожидание – разрядка – покой" - наблюдается во всех ситуациях, связанных с сильными переживаниями.

      Основными причинами страхов дошкольников и младших школьников являются:

  • Излишнее беспокойство и тревожность родителей
  • Воспитание в социальной изоляции
  • Конфликтные взаимоотношения родителей
  • Алкоголизм в семье
  • Гиперопека над ребенком, авторитарный стиль общения
  • Запугивание наказания со стороны родителей
  • Боязнь не соответствовать ожиданиям родителей

      Преодоление страхов и работа по развитию личности проводится по следующим направлениям:

  • Наполнение в повседневной жизни учащихся яркими впечатлениями через включение ребенка в интересную для него деятельность
  • Поощрение коллективных игр, дружбы со сверстниками
  • Обучение навыкам релаксации, при которой организм ребенка не испытывает напряжения, беспокойства, тревоги
  • Психологическая коррекция поведения взрослых, окружающих ребенка
  • Обучение приемлемым способам выражения гнева
  • Исключение стрессовых ситуаций в школьной жизни
  • Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку
  • Использование в работе приемов моделирования ситуации, тематического рисования, танцтерапии, сказкотерапии, психогимнастики.
 

 

       2. Коррекционная программа 

      Целью программы являлось создание условий для снижения тревожности и страхов у детей до уровня, соответствующего возрастной норме. Для достижения этой цели поэтапно решались следующие задачи: обучение участников группы способам осознания и урегулирования эмоций; способствование повышению самооценки у участников группы; повышение общей коммуникативной культуры детей.

      Задачи: -  изучение  теоретических источников по проблеме;

                    - составление психокоррекционной  программы  работы со страхами.

      Программа рассчитана на 7 групповых занятий. Продолжительность каждого занятия — 40 минут.

 

       Занятие № 1 “Страна  эмоций” 

      Цель: Научить детей преодолевать трудности в эмоциональной и коммуникативной сфере.

      Задачи:

      1. Установить эмоциональный контакт  с группой. 

      2. Осуществить рефлексию чувств  детей, дать испытываемым эмоциям  название.

      3. Дифференцировать эмоции по степени переживания.

      4. Дать возможность детям оценить  эмоции негативного характера  в условиях максимальной безопасности.

      Оборудование: набор рисунков, изображающих различные эмоции.

      Детям предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно выразить сказочными персонажами, “портреты” которых им предъявляются. В процессе совместного рассматривания картинок детям задаются вопросы: “ Знакомы ли вам эти персонажи, эти чувства? Когда вы испытывали эти чувства? Расскажите свои примеры. Обратите внимания, это чувство может быть совсем маленьким, может быть побольше, а может быть и совсем большим. Вы можете привести пример, когда встречали этого героя совсем маленьким, а когда - большим?”.

      После небольшой беседы, детям предложено остановиться на персонажах Боястика и Страхотуна.

      При работе со страхом сочинялась сказка с обязательным перечислением всего, чего боится Боястик, происходило совместное создание иллюстраций к сказке, придумывались  способы, при помощи которых Боястик справлялся со своими бедами. Были заданы направляющие вопросы: “Как ты думаешь, а как может выглядеть ваш Срахотун и Боястик? Давайте каждый попробует нарисовать его.  

 

       Занятие №2 "Победим страх"

      Проективная игра.

      Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Информация о работе Программа коррекции страхов у детей