Программа коррекции страхов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:21, контрольная работа

Описание работы

В своем первом значении страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о грозящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации. Именно поэтому страх полезен. Страх как реакция на угрозу или опасность – обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха - болезнь, психическое расстройство.

Содержание

1.1. Определение страха и его проявления.

1.2. Причина возникновения страхов

2. Коррекционная работа

3. Рекомендации родителям

Список литературы

Работа содержит 1 файл

программа коррекции страхов у детей.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Задачи:

    1. Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
    2. Научить ребенка справляться с негативными эмоциями.
    3. Научить ребенка выражать положительные эмоции.
    4. Побуждать к активным действиям.

      Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, природный материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

      Детям предлагается на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

      По  окончании работы предложить вымыть руки. Музыка затихает.

      Рефлексия

      Взрослый: "У меня сейчас хорошее, спокойное  настроение. А какое у вас настроение, что вы чувствуете?"

      "Теперь  возьми меня за руки и повторяй  за мной: я теперь спокоен, "страх"  убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".

 

       Занятие №3 Ритуал символического исцеления. 

      Цель: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем

      Задачи:

      1. Помочь детям представить и  актуализовать свой страх. 

      2. С помощью рисунка материализировать и трансформировать страх.

      Оборудование: настольная лампа, тазик с водой, пластмассовая баночка, полотенце для рук, краски, кисти, бумага, емкость для воды, “волшебный пенек”.

      Дети приглашаются в необыкновенное сказочное путешествие такими словами: “Сегодня мы отправимся с вами в волшебную страну, где вам предстоит проявить свою силу, мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые нам встретятся на пути. Ведь мы решительные, смелые и сообразительные. А я буду всегда с вами, и, если вам потребуется моя помощь, вы можете на меня рассчитывать”.

      Внешнее отделение

      “Мы закроем комнату, чтобы нам никто  не мешал”.

      Подготовка

      “Давайте  опустим руки в тазик с водой. Это волшебная вода. Видите, какая  она необычная. Такая вода придаст  нам силы и уверенности. Вы можете поболтать руками в воде, поиграть с ней или просто подержать руки в этой волшебной жидкости до тех пор, пока не почувствуете, что готовы к путешествию. Хорошо. Сейчас мы с вами вытрем насухо руки и отправимся и путь”.

      Представление или актуализация

      “А  сейчас мы по очереди будем садиться на этот волшебный пенек. Всем, кто на него садится, он помогает сочинять разные истории и защищает нас от всего плохого. Я тоже сяду рядом с вами.

      Бывают  в жизни такие моменты, когда  мы чего-то боимся. Нам кажется, что  нас кто-то пугает или нападает на нас. В такие минуты нам бывает страшно. Давайте попробуем закрыть глаза и представить ту ситуацию, когда вам было страшно. Обратите внимание на ощущения, которые возникают внутри тела. А теперь откройте глаза и попытайтесь по очереди рассказать о своем страхе или о том, чего вы боитесь. Можно сочинить целую историю, ведь мы сидим на волшебном пенечке”.

      Материализация

      “Сейчас мы сядем за стол, возьмем краски и нарисуем свой страх, о котором  только что рассказали. Для того чтобы лучше и точнее его представить, можно опять на несколько минут закрыть глаза.

      Вспомните о тех неприятных ощущениях, которые  возникли у вас внутри тела, о  форме и цвете страха. Какие  цвета лучше предадут этот пугающий и зловещий образ? Пусть рука рисует го, что ей захочется. Прислушивайтесь к своим ощущениям и рисуйте. Можете говорить о том, что рисуете. Если вдруг вам опять станет страшно, можете обратиться за помощью к волшебной воде. Окуните и подержите в ней руки. Смелость и уверенность опять к вам вернутся.

      Теперь, когда работа над рисунком страха завершена, скажите, пожалуйста, какие чувства он у вас вызывает? Это неприятные чувства?”

      Трансформация

      Продолжая работу, необходимо интересоваться у каждого ребенка: “Что бы ты хотел теперь сделать со своим страхом, чтобы он тебя больше не пугал? Я хочу предложить тебе разорвать или порезать свой страх на маленькие кусочки. Давай попробуем. Пойдемте, смоем его в унитазе или выбросим в ведро”.

      Возвращение или избавление

      На  этом этапе наступает завершающая стадия, осуществляемая следующим образом: дети подводились к тазику с волшебной водой, им предлагалось опустить в него руки, совершить какие-либо плавные действия, а затем умыться этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Детей просили сказать несколько слов о том, как они себя сейчас чувствуют, как изменились их внутренние ощущения, какое у них настроение. Затем выключалась лампа, открывалась дверь комнаты. Детям озвучивались слова: “Сегодня мы с вами совершили волшебное путешествие, где мы встретились со своим страхом, и победил его. Страх уничтожен. Его больше нет. Теперь мы сильные, уверенные и бесстрашные. Вы молодцы. Спасибо вам”.  

 

       Занятие № 4. Отработка  эмоций страха в рисунке.

      Цель: Отработать эмоцию страха и тревоги в рисунке.

      Задачи:

      1. Нарисовать образ страха.

      2. Озвучить персонаж.

      3. Преобразовать образ страха в  безопасный.

      Для работы нам потребовался белый лист бумаги A3, краски “гуашь”, кисти, баночка  для воды.

      Подготовка

      Детям предлагается отправиться в гости в сказку. “В сказке нам повстречаются разные герои: добрые и злые, страшные и смешные. Главным героем нашего приключения будете вы. В большинстве сказок главные герои имеют какой-то волшебный предмет, чтобы в случае опасности воспользоваться им и защититься. Давайте и мы с вами смастерим волшебную палочку”.

      Заранее подготавливаются палочки 35—40 см. Предлагается разукрасить свои палочки перламутровой краской. Затем волшебные палочки украшали фольгой или завязывался на ней бант из тесьмы.

      Рисование образа страха.

      “Теперь, когда у каждого из вас есть волшебная палочка, нам можно отправиться в путь-дорогу. Закройте глаза и вспомните то, чего вы боитесь. Представьте, как выглядит ваш страх. А сейчас нарисуйте свой страх цветными мелками. Вы можете рисовать и говорить, что делаете. Если вы хотите, то нарисуйте и себя самого тоже”.

      Озвучивание персонажа

      “А  сейчас давайте попробуем представить: что хочет сказать страх, кого и зачем он хочет напугать? Постарайтесь говорить голосом своего страха. Если он будет спрашивать что-то у тебя, отвечайте ему. Будьте смелыми в этом разговоре, ведь у нас есть волшебные палочки, и мы ими можем совершать чудеса”.

      Преобразование  образа страха. Принцип противостояния

      “Если вас пугает этот страх, то будьте смелыми  и мужественными. Я сейчас коснусь  вас волшебной палочкой. Мы скажем волшебное заклинание, и вы сразу станете бесстрашными и смелыми. Ну, как, появилась у вас сила? Покажите свою силу!”. Успешное противостояние ведет к устранению тревоги.

      Принцип трансформации

      “Теперь, когда вы сильные и смелые, хочется  превратить ваш страх в какой-нибудь безопасный образ. Давайте опять воспользуемся волшебной палочкой и нашим заклинанием”.

      Подведение  итогов. Рефлексия.

      “А  теперь скажите, пожалуйста, что же произошло с образом пугающего  страха? Кто вам помогал справиться со страхом? Какие сейчас вы испытываете чувства? Какое у вас настроение? Вы теперь знаете, что можно сделать, если у вас появится страх. Вы можете рассказать об этом своим друзьям, у которых бывают страхи.

      Спасибо вам за мужество, смелость и творчество”.

 

        Занятие № 5. Драматизация с масками.

      Цель: Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение.

      Задачи:

      1. Создать доверительную обстановку.

      2. Материализовать страх, создать  маску.

      3. Помочь детям в процессе театрализации  освободиться от негативной энергии.

      Оборудование: птичье перышко, белый лист бумаги A3, краски “гуашь”, кисти, баночка для воды, клей ПВА, альбомный лист бумаги, шило, тесьма.

      Настройка, создание доверительной  обстановки

      Ход занятия: “Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие с необыкновенными превращениями. Поведет нас в путь вот это волшебное перышко. Потрогайте его. Погладьте перышком свою ладошку, пальчики, сначала одну, а затем вторую руку. Что вы сейчас чувствуете? Погладьте личико: лоб, щеки, нос, подбородок. Что вы ощущаешь?

      Теперь  подуйте на перышко так, чтобы  оно подлетело, а мы пойдем за ним. Помогло ли вам волшебное перышко  расслабиться и настроиться на работу? Хорошо. Перышко еще не раз сегодня  нам поможет в пути”.

      Материализация  страха. Создание маски

      “Усаживайтесь удобно за столом. Сейчас мы отправимся в путь. Я легонько коснусь волшебным  перышком ваших лиц, а вы закрывайте глазки. Сначала перед глазами  возникнет темнота, а потом начнут появляться те герои, которых мы будем  представлять.

      Всем  людям: и папе, и маме и тебе — знакомо чувство страха. Вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Какие ощущения внутри тела у вас возникли? Прислушайтесь к ним. А теперь откройте глаза, и каждый из вас расскажет о своем страхе”. 

      Каждого ребенка внимательно выслушивали, не перебивая. При необходимости задавались уточняющие вопросы. Далее давалось задание: “А теперь нарисуйте на бумаге свой страх в виде маски. Для этого сначала поднесем лист бумаги к лицу, через бумагу прикоснитесь к своим глазам. Отметьте эти места точками. Здесь будут глаза. Форму и размер глаз вы нарисуете как захотите. Берите именно те краски, которые соответствуют вашим внутренним ощущениям. Теперь мы вырежем глаза.

      Последний этап — приклеивание тесьмы для  закрепления на голове.

      Драматизация или спонтанный театр

      “А  теперь нам предстоит надеть на себя маску или взять ее в руки. Мы должны оживить свою маску. Придумайте, какие движения она совершает, каким  голосом говорит. Если ваша маска  захочет прыгать, кричать, пугать, визжать  и топать ногами, вы можете это делать. Дайте возможность своей маске быть тем, кем ей хочется. Представьте, что вы — маска страха. Напугай меня страшными движениями и страшным, мерзким голосом”.

      Заключительный  этап. Рефлексия.

      “Теперь вы можете снять маски. Если вы захотите, можно сделать с маской что угодно. Скажите, пожалуйста, изменились ли ваши внутренние ощущения? Какого цвета были ваши чувства, когда вы рассказывали и рисовали свой страх? Какого цвета стали чувства сейчас? Удалось ли вам избавиться от страха? Теперь вы знаете, как помочь себе, когда станет страшно.

      Спасибо вам. Я горжусь вами. Вы смогли избавиться от страха. Перышко тоже хочет поблагодарить  вас за смелость, решительность, находчивость и творчество”. Погладьте перышком по лицу, рукам, ногам и телу.

      “Путешествие  закончено”. 

 

        Занятие № 6. Лабиринт страхов.

Информация о работе Программа коррекции страхов у детей