Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: освоение знаний, необходимых менеджеру-экономисту для понимания места и роли профсоюзов в истории государства и общества, их участия и возможностей в защите социально-экономических прав трудящихся.
Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания – свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.
Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств- членов этой универсальной организации « утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.»
Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.
Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.
Однако наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости расширения участия Белоруссии в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению – показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности. Указанные обстоятельства послужили основанием для выбора данной темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы: освоение знаний, необходимых менеджеру-экономисту для понимания места и роли профсоюзов в истории государства и общества, их участия и возможностей в защите социально-экономических прав трудящихся.
1990 год – год создания Федерации профсоюзов Беларуси - профсоюзного объединения нового типа в Республике Беларусь . Основные принципы орга-низационного строения ФПБ: федеративность (членские организации явля-ются субъектами Федерации), добровольность (самостоятельное вступление в Федерацию и выход из нее), два вида членских организаций (общереспубли-канские профсоюзы; территориальные (областные, Минский городской) объединения организаций профсоюзов), независимость (от органов власти всех уровней, любых партийных структур).
1990 год – год переходного периода в экономике Беларуси. Особенности переходного периода в экономике Беларуси: разрушение командно-административной системы хозяйствования и отказ от государственного регулирования экономики; многообразие форм собственности; формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности; отрицание принципа социальной справедливости; резкое расслоение общества и рост социального недовольства; падение уровня жизни населения; отказ от политики полной занятости, возникновение безработицы; ухудшение условий труда, экологии, рост травматизма.
Переходный период в экономике Беларуси – объективная неизбежность, однако многих его тяжелых последствий можно было бы избежать. В начале 90-х гг. профсоюзы стремились сохранить административно-управленческие функции, поддерживали экономические реформы, пытались договориться с правительством о смягчении негативных последствий экономических реформ в обмен на отказ от коллективных действий. Стратегическими целями профсоюзов являлись : развитие социального партнерства, усиление влияния на формирование нормативно-правовой базы в сфере социально-трудовых отношений, коллективные действия в защиту законных прав и интересов работников. Основные требования профсоюзов: обеспечение занятости, должный уровень заработной платы, безопасные условия труда, социальные гарантии, укрепление организаций профсоюзов (развитие организационной структуры, кадровой, финансовой, информационной политики). «Зарплата! Занятость! Законность!» – основной лозунг профсоюзов.
Постоянно действующие органы ФПБ: Контрольно-ревизионная комиссия (КРК) и Президиум Совета. Выводы:
С 29 по 30 апреля 2009 г. в Минске в штаб-квартире ФПБ совместно с Евро-пейским региональным бюро Всемирной федерации был проведен междуна-родный семинар по теме «Усиление защиты профсоюзами прав трудящихся в условиях развития мирового финансово-экономического кризиса».
ФПБ установлены связи с другими международными региональными и автономными профсоюзными объединениями, такими как Международная евро-азиатская федерация металлистов (МЕФМ), Организация африканского профсоюзного единства (ОАПЕ), Международная конфедерация арабских профсоюзов (МКАП), представляющими интересы трудящихся значительной части стран Европы, Африки и Азии.
ФПБ и ее членскими организациями были установлены связи с 56 национальными профцентрами и профсоюзными организациями из 34 стран мира, подписаны и действуют 36 договоров и соглашений о сотрудничестве. ФПБ и ее членские организации активно развивают сотрудничество с профсоюзными организациями и объединениями европейских государств: Болгарии, Греции, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Польши, Португалии, Франции, Чехии и др. Плодотворно развиваются отношения с профсоюзами стран Азии и Латинской Америки: Бразилии, Венесуэлы, Вьетнама, Индии, Китая, Кубы, Монголии, Сирии, Турции и др. Как крупнейшая организация белорусского гражданского общества, ФПБ приняла активное участие в работе Форума гражданского общества Восточного партнерства, проходившем в ноябре 2009 г. в Брюсселе (Бельгия), и намерена в дальнейшем развивать данное направление международной деятельности. Следует также отметить, что с марта 2004 г. ФПБ обладает статусом постоянного наблюдателя при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, что позволяет представителям ФПБ участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Парламентского Собрания и работе его комиссий. Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» – правовая основа для защитной деятельности профсоюзов республики
Дореволюционный период развития профсоюзного движения (1905-1917 гг.)
март 1906 г. «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц торговых и промышленных предприятий или для владельцев этих предприятий». С одной стороны, они были направлены на регулирование отношений между предпринимателями и рабочими через создание «Профессиональных обществ» с целью согласования экономических интересов и роста производительности труда. С другой стороны, правила устанавливали жесткий контроль за деятельностью рабочих организаций, закрепляли процедуру их создания и прекращения деятельности. |
март 1917 г. «Соглашение между Временным правительством, Петроградским советом рабочих депутатов и обществом фабрикантов и заводчиков». Оно учреждало фабрично-заводские комитеты и примирительные камеры и определяло их права. |
апрель 1917 г. Постановление Временного правительства «О рабочих комитетах и промышленных заведениях». Документ был направлен на дальнейшее развитие деятельности фабрично-заводских комитетов. |
август 1917 г. Постановление утверждало «Положение о примирительных камерах и третейских судах». |
Законодательство этого периода легализовало деятельность рабочих организаций и определило механизмы разрешения трудовых споров.
Советский период развития профсоюзного
движения (1917-1990 гг.)
декабрь 1918 г. Первый Кодекс законов о труде РСФСР. Кодекс «военного коммунизма» сочетал жесткое принуждение к труду и декларировал широкие права трудящихся, предоставление профсоюзам особых прав и полномочий. | |
октябрь 1922 г. Второй Кодекс законов о труде РСФСР. Правовой документ отражал политику НЭП, жестко регулировал права частных предпринимателей в отношении работников, укрепил правовой статус профсоюзов и назвал профсоюзы единственными организациями рабочих, представляющими их интересы по всем вопросам труда и быта, предоставил право профсоюзам заключать коллективные договоры с работодателями. | |
1928 г. | Кодекс законов о труде БССР |
июнь-сентябрь 1933 г. Постановление Совнаркома СССР о слиянии Наркомтруда СССР и ВЦСПС и передаче функций социального страхования, охраны труда и планирования развития производства профсоюзам. | |
декабрь 1971 г. Третий Кодекс законов о труде РСФСР. Этот КЗоТ являлся основным законодательным актом в течение трех десятилетий. Он расширил права профсоюзов по регулированию заработной платы, времени труда и отдыха, нормированию труда и разрешению трудовых споров, стал стержнем многочисленных подзаконных актов в сфере социально-трудовых отношений. | |
1972 г. | Кодекс законов о труде БССР |
22 апреля 1992 г. Закон РБ «О профессиональных союзах» привел советское законодательство о профсоюзах в соответствие с общепринятыми нормами и принципами международного права, заложил основы независимости и плюрализма профсоюзов. Профсоюзы получили право организовывать забастовки в соответствии с законом. |
Советское законодательство предоставило профсоюзам широкие права в сфере труда и организации быта трудящихся, одновременно возлагало на профсоюзы часть государственных функций.
Современный период развития профсоюзного движения (1990 г. – по настоящее время)
декабрь 1993 г. Конституция Республики Беларусь: согласно ст.41 «Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку» |
апрель 1992 г. Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах». Закон закрепил: граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений). Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них. Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставными документами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов. Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры (подразделения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами (положениями) являются юридическими лицами. |
а) Основные права профсоюзов:
1) право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;
2) право профсоюзов на содействие занятости;
3)право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, соглашений и контроль за их выполнением;
4) право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;
5) право профсоюзов на информацию (получать от работодателя, органов государственной власти, пользоваться государственными СМИ);
6) право на подготовку и повышение квалификации профсоюзных кадров;
7) право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства;
8) право в области охраны труда и окружающей среды;
Информация о работе Профсоюзные права в международной системе прав человека