Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:23, курсовая работа
Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности в семье
1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности
1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье
1.4 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Полученные данные
были систематизированы и позволили выявить
уровни взаимодействия: интеграционный,
репродуктивно-положительный, достаточный,
недостаточный.
Интеграционный
уровень характеризуется
Репродуктивно-положительный
характеризуется дифференциацией усилий
субъектов взаимодействия в профилактике
безнадзорности и беспризорности по месту
жительства, обеспечивающей значительный
охват подростковой среды; профилактической
деятельностью, которая строится планомерно
и последовательно; взаимодействием по
отдельным направлениям, проведением
отдельных профилактических мероприятий;
ответственным отношением каждого субъекта
к выполнению своих функциональных задач;
участием в оценке успешности взаимодействия
в профилактике безнадзорности, условий,
обеспечивающих удовлетворение основных
потребностей и интересов подростков
в духовном, нравственном и физическом
развитии, успешной их социализации. Данный
уровень обеспечивает учет значительной
части подростков, их семей по месту жительства
и действенность профилактической социально-педагогической
деятельности.
Достаточный уровень
характеризуется
Недостаточный
уровень характеризуется
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская беспризорность
- следствие современной
1.
рост числа граждан, лишенных
родительских прав, что предопределяет
широкое распространение
2.
массовые нарушения прав детей;
3.
рост ранней алкоголизации и наркомании
подростков, которые ведут к увеличению
числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
4.
рост числа венерических
5.
омоложение преступности, увеличение
числа правонарушителей, не имеющих
средств к существованию.
Эти тревожные
тенденции свидетельствуют о
необходимости
Современная практика
профилактической работы строится на
принципах охранно-защитной концепции
и включает широкую сеть разных ведомственных
учреждений, оказывающих социально-
За последние
пять лет в России органами исполнительной
власти всех уровней создано около
3 тыс. различных служб и учреждений,
проведена большая работа по законодательному,
нормативно-правовому и кадровому обеспечению
этого нового направления социальной
практики. Однако, недостаточная эффективность
профилактической деятельности различных
ведомств, отсутствие логически организованной
координации между ними снижают результативность
их совместных усилий.
Недостаточное
внимание уделяется социально-правовому
и медико-социальному
При существующем
положении, как показало мое исследование,
сотрудники органов опеки и попечительства
не в состоянии в полной мере осуществить
социальный патронаж неблагополучных
семей, выполнять в полном объеме весь
спектр действий, связанных с устройством
детей, оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в семью, обеспечить полноценную
защиту прав и интересов детей.
Серьезные недостатки
имеются в работе учреждений здравоохранения
по охране репродуктивного здоровья
подростков, лечению и реабилитации
несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков.
Именно поэтому необходимо развивать
сеть учреждений для социальной реабилитации
несовершеннолетних, которые бы целостно
решали проблемы подростков коррекционно-реабилитационной
работой ориентируя ее как на ребенка,
так и на его семью. Такие центры имеют
возможность помочь ребенку, пока он еще
не утратил связи с семьей, другими институтами
социализации, т.к. спектр услуг предоставляемых
Центром несовершеннолетним, нуждающихся
в государственной помощи весьма широк.
Необходимо усовершенствовать
работу правоохранительных органов
по защите детей и подростков от
физического, психологического, сексуального
насилия, от вовлечения их в преступную
и антиобщественную деятельность.
Отлаживать координацию
деятельности разных ведомств в сфере
профилактики детской беспризорности
и правонарушений. Комиссии по делам
несовершеннолетних при органах исполнительной
власти всех уровней, которые должны осуществлять
координацию и контроль за этой деятельностью,
которые функционируют, по сути дела, на
общественных началах и не имеют в достаточной
степени ни норамтивно-правового, ни кадрового,
ни информационного обеспечения своей
деятельности.
В этих условиях,
на мой взгляд, актуальной задачей
становиться формирование государственной
политики профилактики детской безнадзорности
и беспризорности, ориентированной
на решение проблем несовершеннолетних,
оказавшихся вне социальных связей, обеспечение
реальных прав детей на достойную форму
существования в социальной среде.
Конечно, в объеме
одной курсовой работы невозможно раскрыть
тему в полном объеме, однако я считаю,
что достигла поставленной цели в данной
работе. Я полностью и всесторонне раскрыла
необходимые вопросы и понятия для понимания
причин и факторов, влияющих на безнадзорность
и беспризорность в семье, а так же разработаны
и предоставлены меры по профилактике
безнадзорности и беспризорности в семье.
Завершая работу,
хотелось бы отметить, что в виду
неоднозначного подхода в рассмотрении
ряда вопросов относительно профилактики
безнадзорности и беспризорности в
семье данная тема будет оставаться
актуальной и предметом исследования
научных работ в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алексеева Л.С. Зависимость
2.
Алексеева Л.С. Меновщиков В.Ю. семейная
психотерапия в центре психолого-педагогической
помощи. Москва. 1999, с.-62.
3.
АлмазовБ.Н. Психологическая
4.
Государство и дети: реальности России:
материалы Международной научноно-практической
конференции. Москва. 1999, с.-126.
5.
Деев В.Г. Факторы
6.
Детская беспризорность как
7.
Деятельность комиссий по
8.
Закон о защите прав ребенка.
Справочная система
9.
Закон РФ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Справочная система Консультант.
10.
Захаров А.И. Как предупредить
отклонения в поведении
11.
Захаров А.И. Неврозы у детей
и подростков. Ленинград. 1985, с.-248.
12.
Конвенция о правах ребенка
и законодательство Российской
Федерации: справочник НИИ
13.
Лоткин Д.Б. Как бороться с
безнадзорностью.//Социальное
14.
Нормативно-правовые основы
15.
Концепции совершенствования
16.
Первые итоги. Из опыта работы
специализированных учреждений по реабилитации
социально-дезадаптированных детей и
подростков. М., 2001, с.-69.
17.
Подросток: проблемы
18.
Проблемы детской
19.
Сидоров П.И. Самореализующее
поведение у подростков как
интегративное качество личности девиантного
образа жизни. Ленинград. 1991,с.-210.
20.
Указ Президента РФ «О
21.
Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная
психотерапия. Ленинград. 1990, С.-106.
22.
Энциклопедия социальной
[1] Первые итоги.
Из опыта работы
[2]Первые итоги.
Из опыта работы
[3] Алмазов Б.Н.
Психологическаясредовая дезадаптация
несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с.
21-22
[4] Деев В.Г.
Факторы формирования
[5] Нормативно-правовые
основы профилактики и
[6] Нормативно-правовые
основы профилактики и
Информация о работе Профилактика безнадзорности и беспризорности в семье