Профилактика безнадзорности и беспризорности в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности в семье

1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности

1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье

1.4 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Полученные данные были систематизированы и позволили выявить уровни взаимодействия: интеграционный, репродуктивно-положительный, достаточный, недостаточный. 

Интеграционный  уровень характеризуется успешной совместной деятельностью всех субъектов  в разработке стратегии профилактической деятельности и ее реализации; системным характером профилактической деятельности, позволяющей планомерно и последовательно решать профилактические задачи; продуктивным взаимодействием всех заинтересованных сторон в решение проблем подростков и их семей; ответственным отношением каждого субъекта к взаимодействию и достижению эффективности в совместной профилактической деятельности; мониторингом успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень обеспечивает учет всех подростков, их семей по месту жительства и действенность профилактической социально-педагогической деятельности. 

Репродуктивно-положительный характеризуется дифференциацией усилий субъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности и беспризорности по месту жительства, обеспечивающей значительный охват подростковой среды; профилактической деятельностью, которая строится планомерно и последовательно; взаимодействием по отдельным направлениям, проведением отдельных профилактических мероприятий; ответственным отношением каждого субъекта к выполнению своих функциональных задач; участием в оценке успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень обеспечивает учет значительной части подростков, их семей по месту жительства и действенность профилактической социально-педагогической деятельности. 

Достаточный уровень  характеризуется взаимодействием  субъектов в профилактике безнадзорности по месту жительства преимущественно  к подросткам «группы риска» и  их семьям; профилактической деятельностью субъектов в рамках своего функционального назначения; взаимодействием по отношению к отдельным семьям и проблемным подросткам; недостаточным желанием сотрудничать с другими субъектами профилактики. Данный уровень обеспечивает учет основной массы подростков, относящейся к «группе риска» по месту жительства и определенные успехи в работе с ними. 

Недостаточный уровень характеризуется межведомственной разобщенностью по целям, задачам профилактической деятельности субъектов; фрагментарностью и поверхностью во взаимодействии с социальными учреждениями; отсутствием интереса к взаимодействию с другими субъектами профилактической деятельности и решению проблем подростка и его семьи; отсутствием потребности в рефлексии собственного профилактического опыта и пр. Данный уровень не обеспечивает необходимой профилактической работы с подростками[17]. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Детская беспризорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: 

1.                 рост числа граждан, лишенных  родительских прав, что предопределяет  широкое распространение социального  сиротства и беспризорности среди  несовершеннолетних; 

2.                 массовые нарушения прав детей; 

3.                 рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними; 

4.                 рост числа венерических заболеваний  среди несовершеннолетних; высокий  уровень беременности и родов у девочек подростков; 

5.                 омоложение преступности, увеличение  числа правонарушителей, не имеющих  средств к существованию. 

Эти тревожные  тенденции свидетельствуют о  необходимости совершенствования  государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. 

Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции  и включает широкую сеть разных ведомственных  учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям «группы риска». 

За последние  пять лет в России органами исполнительной власти всех уровней создано около 3 тыс. различных служб и учреждений, проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого нового направления социальной практики. Однако, недостаточная эффективность профилактической деятельности различных ведомств, отсутствие логически организованной координации между ними снижают результативность их совместных усилий. 

Недостаточное внимание уделяется социально-правовому  и медико-социальному патронажу  семей «группы риска», что приводит к их дальнейшей деморализации и  распаду. 

При существующем положении, как показало мое исследование, сотрудники органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществить социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять в полном объеме весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей. 

Серьезные недостатки имеются в работе учреждений здравоохранения  по охране репродуктивного здоровья подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков. Именно поэтому необходимо развивать  сеть учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних, которые бы целостно решали проблемы подростков коррекционно-реабилитационной работой ориентируя ее как на ребенка, так и на его семью. Такие центры имеют возможность помочь ребенку, пока он еще не утратил связи с семьей, другими институтами социализации, т.к. спектр услуг предоставляемых Центром несовершеннолетним, нуждающихся в государственной помощи весьма широк. 

Необходимо усовершенствовать  работу правоохранительных органов  по защите детей и подростков от физического, психологического, сексуального насилия, от вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность. 

Отлаживать координацию  деятельности разных ведомств в сфере  профилактики детской беспризорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти всех уровней, которые должны осуществлять координацию и контроль за этой деятельностью, которые функционируют, по сути дела, на общественных началах и не имеют в достаточной степени ни норамтивно-правового, ни кадрового, ни информационного обеспечения своей деятельности. 

В этих условиях, на мой взгляд, актуальной задачей  становиться формирование государственной  политики профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной  на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде. 

Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания причин и факторов, влияющих на безнадзорность и беспризорность в семье, а так же разработаны и предоставлены меры по профилактике безнадзорности и беспризорности в семье. 

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно профилактики безнадзорности и беспризорности в  семье данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем. 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1.                 Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося  поведения подростка от типа  неблагополучной семьи. //Социальная  помощь семье и детям. Выпуск 1. Москва. 1999, с.-98. 

2.                 Алексеева Л.С. Меновщиков В.Ю. семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи. Москва. 1999, с.-62. 

3.                 АлмазовБ.Н. Психологическая средовая  дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с. -95. 

4.                 Государство и дети: реальности России: материалы Международной научноно-практической конференции. Москва. 1999, с.-126. 

5.                 Деев В.Г. Факторы формирования  отрицательных потребностей в  подростковом возрасте и их  влияние на поведение. //Проблемы формирования социальных потребностей. Тбилиси. 2000. 

6.                 Детская беспризорность как социальное  явление в России.//Российский  журнал социальной работы. 1999, №1. 

7.                 Деятельность комиссий по делам  несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков: информационный бюллетень. Москва. Институт социальной работы. 2000. 

8.                 Закон о защите прав ребенка.  Справочная система Консультант. 

9.                 Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Справочная система Консультант. 

10.            Захаров А.И. Как предупредить  отклонения в поведении ребенка.  Москва. 1999, С.-95. 

11.            Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Ленинград. 1985, с.-248. 

12.            Конвенция о правах ребенка  и законодательство Российской  Федерации: справочник НИИ семьи.  Москва. 1998. 

13.            Лоткин Д.Б. Как бороться с  безнадзорностью.//Социальное обслуживание. 1999,№12,с.-18-22. 

14.            Нормативно-правовые основы профилактики  и реабилитации социальной дезадаптации  детей и подростков: сборник документов. Вып.2 Москва 2001. 

15.            Концепции совершенствования государственной  системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в современных условиях. (Решения межведомственной комиссии при Правительстве РФ от 7.07.98 №1/10.// Бюллетень Министерства труда и социального развития №3 1998, с.-21-41. 

16.            Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. М., 2001, с.-69. 

17.            Подросток: проблемы социальной  адаптации. Москва: институт молодежи. 1995, с.-161. 

18.            Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 14 (207) 

19.            Сидоров П.И. Самореализующее  поведение у подростков как  интегративное качество личности девиантного образа жизни. Ленинград. 1991,с.-210. 

20.            Указ Президента РФ «О профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, защите их прав».  От 6 сентября 1993, №1338. 

21.            Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Ленинград. 1990, С.-106. 

22.            Энциклопедия социальной работы  в 3 томах. Москва: Центр общечеловеческих  ценностей. 1993, с.-226. 
 

[1] Первые итоги.  Из опыта работы специализированных  учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков. Москва. 2001, с.-69. 18. 

[2]Первые итоги.  Из опыта работы специализированных  учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных  детей и подростков. Москва. 2001, с.8 

[3] Алмазов Б.Н.  Психологическаясредовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с. 21-22 

[4] Деев В.Г.  Факторы формирования отрицательных  потребностей в подростковом  возрасте и их влияние на  поведение. //Проблемы формирования  социальных потребностей. Тбилиси. 2000. c.29-32 

[5] Нормативно-правовые  основы профилактики и реабилитации  социальной дезадаптации детей  и подростков сборник документов. Вып.2 Москва 2001. с.18 

[6] Нормативно-правовые  основы профилактики и реабилитации  социальной дезадаптации детей  и подростков сборник документов. Вып.2 Москва 2001. с.29-30 

Информация о работе Профилактика безнадзорности и беспризорности в семье