Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:23, курсовая работа
Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности в семье
1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности
1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье
1.4 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Потребность же
заявить о себе как личности, желание
достигнуть самоуважения и самоутверждения
в окружающем социуме толкают
ребенка на поиск общества, которое
бы его по достоинству оценило, то
есть на сближение с криминальной средой.
Эта категория
детей требует повышенного
Комплекс негативных
качеств превышает предел возможностей
ребенка, ведет к их психическому
перенапряжению, срыву, суицидальным попыткам,
которые сегодня распространены среди
детей в возрасте от 5 до 19 лет[14].
Наличие безнадзорных
детей нельзя считать сугубо современным
явлением. Они существовали и раньше,
но наибольшее распространение безнадзорность
получает в период социально-экономических
изменений и кризисных
Статистических
данных, которые позволили определить
масштабы безнадзорности в нашей стране
пока нет, и получить их трудно. По некоторым
данным, сейчас в России 230 тыс. безнадзорных
детей, причем их численность постоянно
растет, в том числе в очень значительной
степени из-за социально-экономической
нестабильности.
Единственной
достоверной величиной является
численность подростков, доставленных
в детские приемники
Исследование, которое
было проведено мною в приюте, подтвердили
это дети из неблагополучных семей, из
них около 40 %, жили в неполных семьях.
Обследование
детей, попавших в приемники-распределители,
проведенное в ряде районов России
дает основание составить социальный
портрет современного беспризорника.
Результаты исследования подтвердили,
что 162.51 - это из неблагополучных семей.
Из них 43.7% жили в неполных семьях, 31% - жили
с бабушками и дедушками или с другими
родственниками, так как родители лишены
родительских прав. Лишь каждый 4-ый беспризорник
жил в полной семье[15].
В основном родители
безнадзорных детей имеют низкий
образовательный уровень и
Выяснение причин
безнадзорности показало следующую
картину. Практически каждый третий
убежал из-за жестокого с ним обращения.
У детей, испытавших жестокое обращение
со стороны членов своей семьи, возникает
устойчивое чувство подавленности, вызванное
сознанием, что они нежеланны и недостойны
любви. Последствия семейной жестокости
разнообразны, имеют психологический
и поведенческий характер: агрессивность,
тревожность, обеспокоенность, депрессию,
низкое самочувствие, сексуальное криминальное
поведение.
В особенно тяжелом
положении оказываются дети, живущие
в семье с отчимом. Часто они
уходят из дома, чтобы выразить протест
своей матери против появления отчима.
Достаточно большую
группу безнадзорных детей составляют
дети из семей, где родители алкоголики,
причем это не единственная причина,
обычно ей сопутствуют конфликтные
отношения с родителями, учителями,
сверстниками.
Вместе с тем,
ни один из опрошенных детей не отметил
в качестве причины ухода из дома
отсутствие любви к своим родителям
и родственникам. Такая подсказка
имелась, ей не воспользовались даже
дети из семей алкоголиков, то есть
для ухода из дома у основной массы
детей были веские причины. Практически
каждый ребенок дорожит своим домом и
лишь, в крайнем случае, покидает его.
Около 10% убежавших
детей - это любители попутешествовать,
но даже они часто в качестве дополнительной
причины выдвигали «плохие отношения
с родителями». Лишь 5% беглецов покинули
дома временно в поисках романтики и приключений.
При обследовании,
которое проводилось в России,
установлено, что более 305 от общего
числа бездомных детей (37.5%) составляют
дети, убежавшие из детских домов,
приютов, интернатов и т.п.
Основная причина,
по которой дети убегают из детских
домов, - стремление вернуться домой,
ее отметили 87% из опрошенных, не смотря
на то, что их там ждет тяжелая
жизнь. 25% детей убежали из-за плохих
отношений с родителями и жестокого
обращения с ними.
Беспризорники
- это дети разного возраста, в
данном обследовании наименьший возраст
5 лет. Самая значительная группа из
них - дети в возрасте - 9-15 лет. На их
долю приходится 58% от общей численности
попавших в приют, дети в возрасте 6-8
лет составили 31.1% группы подростков, 15-17
лет -10.3%.
Анализ полового
состава безнадзорных детей показывали,
что в нем преобладают
Большинство безнадзорных
детей (почти 70%) - горожане, селяне составляют
чуть более 30%. Очевидно, сельские жители
менее разобщены, там, в большей мере, чем
в городе, развита взаимопомощь. В дело
неблагополучной семьи могут включаться
соседи, способные помочь ребенку в решении
его проблем и не допустить того, чтобы
единственным выходом из создавшегося
положения стало бегство.
Убежавший из дома
беспризорник, от притеснения и жестокости
родителей, подросток часто по-прежнему
подвержен риску, стать жертвой
насилия, ограбления, оскорбление. Так,
по некоторым данным, от 20 до 40% детей
переживают физическое насилие, около
8% - сексуальное.
В полуролевом
поведении безнадзорных отмечают две
крайности. С одной стороны, половая
распущенность, с другой - полное непонимание
отношений между полами.
Особенно тяжело
приходится девочкам. Вероятность того,
что убежавшая из дома девочка будет втянута
окружающими в раннюю половую жизнь, очень
велика, почти все ее воспитанницы в прошлом
подвергались изнасилованиям.
Судьба беспризорника
трагична, его развитие деформировано.
Безнадзорного ребенка отличают неразвитость
эмоциональной сферы; задержка интеллектуального
развития, неустойчивость внимания. У
детей существует тенденция к пониженному
самоуважению, их действия часто бывают,
неадекватны ситуации. Беспризорники
страдают из-за недостатка доверия, межличностные
отношения затруднены, нарушается осознание
самого себя как целостной личности. Подростковый
возраст характеризуется тем, что в это
время происходит интенсивное интеллектуальное
развитие подростка, индивидуализация
и самореализация личности. Эти процессы
могут протекать успешно лишь в тесном
контакте родителей и детей, однако этот
контакт у безнадзорного ребенка частично
отсутствует, он чувствует себя нелюбимым,
отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки
семьи личностное и социальное развитие
детей задерживается, что заранее предполагает
трудности их взрослого существования.
Никаких перспектив личного и социального
характера перед ними не открывается.
Безнадзорные
дети обычно плохо учатся. Они плохо
читают, не умеют считать. Почти 50% из опрошенных
при обследовании детей ответили, что
учиться им не интересно.
Здоровье беспризорников
расшатано. Среди наиболее частых заболеваний
- энурез, невротическое развитие или
задержки нервно-психологического развития
(вплоть до олигофрении в стадии дебильности);
пограничные психические расстройства;
поражение бронхолегочной системы, у многих
большой стаж курения, наркомании; аномалии
развития и заболевания мочеотделительной
системы; нарушения опорно-двогательного
аппарата; аллергические заболевания
(астматические бронхиты риниты, аллергодерматиты).
Причем все болезни в основном имеют запущенную
или хроническую форму. Часть безнадзорных
детей - носители и распространители опасных
инфекционных заболеваний. Педикулез,
венерические заболевания - обычное для
них явление.
Попадая в приют,
безнадзорные дети, естественно, не сразу
адаптируются к новой социальной
среде, требуется немало усилий, чтобы
состоялось их социальное возрождение[16].
Статистика подтверждает,
что помещение детей в социальные
учреждения снижает число правонарушений
среди подростков. Однако, в настоящее
время, после принятия ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» необходимо подготовиться
ко второму всплеску роста числа безнадзорных
детей. Он связан с прекращением приема
безнадзорных в ЦВИНПы органов внутренних
дел. Ведь введение закона предусматривает
содержание в таких учреждениях только
детей, совершивших правонарушения. В
этой связи, на мой взгляд, необходимо
обратить внимание на категорию безнадзорных
детей.
Важно, чтобы
в подростковом возрасте, когда еще
можно что-то исправить, ребенок - беспризорник
имел возможность пообщаться со специалистом,
способным выслушать его и
помочь разрешить возникшие проблемы.
Таким образом,
в качестве заключения первой главы можно
сделать следующие выводы: нет такого
общества, в котором не существовала бы
детская безнадзорность и жестокое обращение
с детьми, а стало быть, и безнадзорные
дети. Однако, по-видимому, есть условия,
в которых повышается риск того, что семья
не будет справляться с функциями заботы
о новом поколении и управлением их нравственным,
интеллектуальным и физическим развитием,
в число таких условий входят:
1.
Особая структура семьи (
2.
Представление о родительских
функциях, как о жестком контроле
над ребенком и неумение
3.
Высокая степень
4.
Низкая ценность родительского вклада
в ребенка в главе общества; не
мобилизованность
общественного мнения на предотвращение
детской заброшенности и
5. Неэффективная
деятельность государственных
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В
СЕМЬЕ
Для осмысления
причин и особенностей старших подростков,
ставших безнадзорными была изучена
литература, где представлено несколько
классификаций по разным основаниям (по
возрасту, по времени безнадзорности,
по полу и др.). В ходе исследования изучены
группы подростков, склонных к безнадзорности.
Полученные данные позволили выделить
типичные группы безнадзорных подростков
по следующим основаниям: среда преимущественного
обитания подростков; адаптивность подростков
к среде; социальные отклонения подростка;
проявление антисоциального поведения
и др.
Первая группа
– «благополучные» подростки, живущие
непосредственно в семьях, но лишенные
внимания, любви, надзора близких им людей
(родителей, учителей, родственников и
т.д.). Равнодушие семьи к судьбе своего
ребенка, пренебрежение его интересами
приводит к разрыву отношений подростка
с семьей, создавая тем самым, условия
для его психической и нравственной депривации.
Причины подобных проявлений многие авторы
видят в ослаблении российской семьи,
в связи со значительным сокращением ее
экономических, образовательных, культурных
возможностей. К причинам безнадзорности
относятся также педагогическая несостоятельность,
некомпетентность родителей, что приводит
либо к излишней уступчивости в отношениях
с подростками, либо к неоправданной требовательности.
Среди «благополучных» подростков, относящихся
к безнадзорным условно можно выделить
две подгруппы:
1) одаренные
подростки, не получившие
2) нормальные
подростки, контроль за
Вторая группа
– «проблемные» подростки. К ней
можно отнести подростков, равнодушно
относящихся к учебе и школе,
для которых характерны периодические
нарушения дисциплины (прогулы, драки),
у которых проявляются такие
отрицательные качества личности, как:
грубость, лживость, нечестность и т.д.
Основными причинами отклонения в поведении
«проблемных» подростков - нарушения в
физическом и психическом здоровье; нарушения
в сфере межличностных взаимоотношений
(непопулярны, не приняты, пренебрегаемы,
изолированы в классном коллективе, конфликтны,
бесконтрольны, выталкиваемы из семей);
ошибки семейного воспитания; отсутствие
у родителей элементарных психолого-педагогических
знаний; конфликты в семье; ошибки педагогов
(лишение подростков индивидуальных стимулов,
наказания, связанные с унижением личности,
противоречивость предъявляемых требований
и т.д.).
Информация о работе Профилактика безнадзорности и беспризорности в семье