Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Целью исследования: выявить сущность профессионального психологического отбора.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профессионально-психологического отбора,
рассмотреть основные методики проведения профессионально-психологического отбора,
изучить процедуру проведения профессионально-психологического отбора,
описать процедуру проведения профессионально-психологического отбора.
Важнейшие требования к менеджеру любого уровня.
К менеджеру любого уровня управления предъявляются требования, в частности, следующие:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится предприятие по виду и характеру своей деятельности;
- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими менеджерами и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах;
- умение анализировать деятельность предприятий-конкурентов;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых предприятие стремится усилить, либо удержать свои позиции.
И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Это умение включает:
- знание в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;
- устранение неспособных работников с целью удержания единства и правильности функционирования предприятия. Успешность работы менеджера во многом зависит от его способностей, личностно-деловых качеств и опыта. Со всеми его особенностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.
По исследованию участников эксперимента, у которых получились низкие показатели, рекомендация будет заключаться в:
Посещение тренингов,
Сеанс психотерапии.
Подобрать определенную профессию, которая подходит сотруднику с низким показателем.
Профессиональный психологический отбор имеет свою историю возникновения и развития. Несмотря на то, что уже с древних времен существовали различные системы отбора людей для выполнения определенных видов профессиональной деятельности, профессиональный психологический отбор как научно-прикладное направление появился лишь в начале XX в. Его появление было обусловлено всем ходом социально-экономического развития общества, что и привело к возникновению потребности в комплектовании организаций специалистами, которые с максимальной эффективностью могли бы выполнять соответствующие профессиональные обязанности. Научным направлением психологический отбор персонала стал благодаря развитию дифференциальной психологии, психологии способностей и широкому распространению психотехники.
В настоящее время профессиональных психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленный на обеспечение качественного отбора персонала организации на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности. Основными задачами профессионального психологического отбора являются оценка развития необходимых для успешного обучения и деятельности по выбранной специальности индивидуально-психологических качеств и свойств личности кандидата, а также вынесение итогового заключения о пригодности к обучению или практической деятельности по соответствующей специальности.
Научную основу мероприятий профессионального психологического отбора в настоящее время составляют работы в области дифференциальной психологии и психологии способностей, а также разработки современных методов исследования психики человека. В большинстве подобных работ рассматриваются вопросы теории индивидуальных различий; социально-биологической сущности человека и соотношение его врожденных и приобретенных качеств; свойства личности, формирующие профессиональные способности; значение свойств нервной системы и их проявления в профессиональной деятельности; проблемы надежности тестов и многое др.
Во второй части работы были приведены результаты и анализ экспериментального исследования особенностей профессионально важных качеств сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости.
Такая практическая оценка кадров, которая, была проведена в работе, имеет непосредственное отношение к повышению эффективности служебной деятельности, поскольку по ее результатам появляется возможность:
- совершенствовать расстановку кадров путем отбора наиболее перспективных и подходящих кандидатов на ту или иную должность,
- улучшать стабильность кадров, осуществлять их продвижение по службе,
- выявлять направленность повышения квалификации сотрудников;
- стимулировать их служебную деятельность за счет обеспечения более тесной увязки заработной платы с результатами труда;
- совершенствовать формы и методы работы;
- формировать положительное отношение к службе.
В результате проведенного исследования и последующего анализа были определены следующие специфические психологические особенности сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости:
1) В эмоционально-волевой сфере доминирует: эмоциональная зрелость, эмоциональная устойчивость, спокойствие, сдержанность, настойчивость, умение «держать себя в руках» в любых, особенно в критических, ситуациях.
2) В сфере волевых качеств доминирует: высокий уровень воли, сдержанность, уверенность в себе, независимость, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, умение доминировать, влиять на окружающих.
3) В сфере интеллекта доминируют: гибкость мышления, умение адекватно оценить ситуацию, высокая скорость и точность мыслительных процессов и реакций, способность выбрать оптимальную стратегию, употребление языка, грамотность, способность обобщения и анализа материала.
Список литературы:
1. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию организации главных компонентов педагогических способностей //Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.71-77
2. Абрамова И.Г. «Персонал (технология менеджера», Москва, 1991.
3. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора //Психологический журнал. - 1994. - Т.6. - №2. -С.85-94
4. Брайон М., Модха С. Тесты для профессионального отбора.. Издательство: Питер Год издания: 2005, с: 142
5. Майзель Н.И., Небылицын В.Д., Теплов Б.М. Психологические вопросы отбора,- Изд-во Московского университета, 1964. - 396с.
6. Резапкина Г.В.Искусственный отбор: Пособие для менеджеров по работе с персоналом. Издательство: Генезис 2004, с.170
7. Каверин, С.Б. Мотивация труда [Текст] / С.Б.Каверин, - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 224 с.
8. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А.Климов, – М.: Дело, 2006. – 210 с.
9. Ковалева, О.Е. Лицом к лицу с будущим сотрудником: как провести эффективное интервью при приеме на работу [Текст] : учебное пособие / О.Е. Ковалева,– М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2006. – 278 с.
10. Кравдин, С.В. Методики отбора персонала [Текст] / С.В. Кравдин, Алма-Ата, Мастер., 2007. – 457 с.
11. Побегайло, Е.А. Выбор профессии [Текст] / Е.А. Побегайло, - Минск, Росток, 2006. – 378 с.
12. Порншев, А.Г. Управление организацией [Текст] / А.Г. Порншев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин - М.: ИНФРА-М, 2008. – 300 с.
13. Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст] / В. А. Спивак, – СПб: Издательство «Питер», 2006. – 416 с.
16