Профессиональный психологический отбор

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: выявить сущность профессионального психологического отбора.

Задачи исследования:
 раскрыть понятие профессионально-психологического отбора,
 рассмотреть основные методики проведения профессионально-психологического отбора,
 изучить процедуру проведения профессионально-психологического отбора,
 описать процедуру проведения профессионально-психологического отбора.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Анализ исследований по психодиагностике мотивационной сферы свидетельствует о том, что возрастает внимание к использованию в этой области методов субъективного шкалирования в рамках экспериментальной психосаматики, принципов психической проекции и технологии репертуарных решеток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Процесс отбора и распределения персонала.

Процесс отбора.

Для процесса отбора персонала используются такие методы, как заполнение анкеты, анализ данных трудовой книжки, личные беседы работников отдела кадров, характеристики с предыдущего места работы и рекомендации лиц, знающих поступающего.

Если свободных мест нет, то заслуживающее внимания кандидаты могут быть зачислены в резерв и привлечены в организацию по мере появления вакантной должности. Все те, кто удовлетворяет таким требованиям как: требования к состоянию здоровья, возрастные ограничения и многое другое, проверяются далее с целью выявления специфических склонностей, способностей и профессиональных навыков, чтобы предоставить им работу, наиболее соответствующую их возможностям.

Иными словами, порядок отбора таков - сначала приводится отбор для организации или предприятия в целом, а затем - дифференцированно - распределение отобранных кандидатов по должностям, которым они соответствуют.

Ниже написан список моделей программ отбора, которой можно пользоваться на практике при условии ее корректировки применительно к конкретным условиям предприятия.

1.      Прием в отделе кадров.

2.      Предварительное интервью.

3.      Отборочные испытания.

4.      Заполнение анкеты.

5.      Ознакомление работника с предприятием, с условиями труда, с рабочим коллективом, с администрацией и представителями общественных организаций.

6.      Выяснение обстоятельств трудовой биографии нанимающегося путем наведения справок, изучения анкеты и трудовой книжки и т. п.

7.      Медицинская комиссия.

8.      Окончательная отборочная беседа, проводимая либо руководителем трудового коллектива, либо инспектором отдела кадров.

9.      Зачисление.

Распределения персонала.

Смыслом распределения персонала заключается в том, чтобы направить работников именно на те рабочие места, где они могут быть использованы с максимальным эффектом. Эта работа падает на плечи как на администрацию, которая принимает окончательное решение о назначении работника на должность, так и на работников отделов кадров, которые на основе процедуры отбора (беседы, тестовых испытаний и т. п.) - дают линейному персоналу рекомендации о возможности использования поступающего, а затем документально и юридически оформляют прием. Такое распределение на практике базируется на так называемом «моделировании среднего работника» для каждой должности. При расчете этого «среднего» представителя профессии учитывается:

      комплекс социально - демографический (возраст, образование, социальное положение);

      производственный (выполнение норм выработки, занятие рационализацией, качество выполняемой работы, состояние трудовой дисциплины, поощрения за работу);

      профессионально - квалификационный (стаж по данной профессии, квалификация в разрядах, повышение квалификации),

      моральный (отношение к труду);

      семейно - бытовой (состав семьи, доход на члена семьи, жилищные условия);

Окончательное решение о назначении кандидата принимается лишь после прохождения им всех этапов практической проверки.

1.3 Введение вновь принятых работников в курс дела и его обучение.

Введение вновь принятых работников в курс дела.

Введение должно проводиться в первые дни работы. Оно имеет целью детальное ориентирование работников в объективных и субъективных условиях, под влиянием которых будет проходить их трудовая деятельность. Новый работник должен быть подробно ознакомлен с содержанием работы, которую он будет выполнять, а также с ее местом в производственном процессе, с организацией процесса производства (рабочее время, оплата труда и т. п.), со структурой организации, с деятельностью общественных организаций. Также работник должен познакомиться со своим начальником, подчиненными и сотрудниками. Знание всей этой информации с самого начала оказывает влияние на его поведение.

Появляется возможность устранения причин отрицательного отношения к выполняемой работе из-за некачественной исходной информации.

В последнее время становиться весьма распространенным вручение вновь принятым специальной памятки, в которой содержится вся необходимая для введения в курс дела информация.

Обучение персонала.

В организациях существует потребность в обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников. Планирование обучения персонала охватывает мероприятия по внутризаводскому, внезаводскому обучению и самоподготовке.

Планирование обучения персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и само регуляции работника. Оно ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям производства на том же самом рабочем месте.

В практике сложилась две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и в не его.

Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях.

Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются:

      метод усложняющихся заданий;

      смена рабочего места (ротация);

      направленное приобретение опыта;

      производственный инструктаж;

      использование работников в качестве ассистентов;

      метод делегирование (передачи) части функций и ответственности;

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются:

      чтение лекций;

      проведение деловых игр;

      разбор конкретных производственных ситуаций;

      проведение конференций и семинаров;

      формирование групп по обмену опытом;

      создание кружков качества.

Расходы на персонал являются основой для разработки производственных показателей организации. Доля расходов на персонал в себестоимости продукции имеет тенденцию к росту, что обусловлено следующими факторами:

      отсутствие прямой зависимости между производительностью труда и затратами на персонал;

      внедрение новых технологий, предъявляющее более высокие требования к квалификации персонала, который становится более дорогим;

      изменение законодательства в области трудового права, появление новых тарифов, повышение цен на товары первой необходимости (внешние факторы).

      При планировании расходов на персонал в первую очередь следует иметь в виду следующие статьи затрат:

      основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, расходы на командировки и служебные разъезды;

      расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

      расходы, связанные с доплатами на общественное питание, жилищно-бытовым обслуживанием, культурой и физическим воспитанием, здравоохранением и отдыхом, обеспечение детскими учреждениями, приобретение спецодежды.

Следует также планировать расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики), и многих других.

 

 

 

 

 

2.      Экспериментальная работа по исследованию выявление  влияния профессионального психологического отбора на профессионально важные качества сотрудника.

В своей работе для выявления профессиональных важных качеств сотрудника, мы применили личностный опросник Кеттела.

2.1 Описание методики.

16-ти факторный личностный опросник Кеттела:

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности, как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

 

Опросник состоит из 187 вопросов, утверждений и отношений к какому-либо явлению, включает в себя 16 шкал измеряющих различные полярные свойства личности. Для каждого вопроса предлагается три варианта ответа. Цифра выбранного ответа заносится специально разработанный бланк ответов.

 

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

 

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены). Затем экспериментатор определяет, какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

 

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

1.      Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

2.      Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

3.      Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.

 

2.2 Анализ и интерпретация исследования.

В данной главе мы рассматриваем получившиеся результаты, проанализируем их и сделаем выводы.

1.  По результатам исследования личностных черт сотрудников с различной оценкой раскрываемости и выявляемости по 16-факторному опроснику Р. Кеттела указывает на то, что группа сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости отличается от группы сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости.

 

Для оценки выраженности обозначенных личных качеств в деятельности рассмотрим их характеристики более подробно.

 

Личность с высокой оценкой по фактору «А» легко подвержена аффективным переживаниям, эмоционально лабильна, ее отличает богатство и яркость эмоциональных проявлений, она живо откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Личность с «А+» легко заводит друзей, они общительны, привлекательны, но не обязательно искренни, с ними легко ужиться, она щедра и умеет сотрудничать.

 

Личность с «А-» не склонна к аффектам, характеризуется отсутствием бурных, живых эмоциональных проявлений. Такие личности холодны и формальны в контактах.

 

Оба полюса фактора «А» имеют свои преимущества и недостатки для разных видов деятельности. Личности с «А+» предпочтительны на работе, связанной с общением. Личности с «А-» предпочтительны на тех работах, где требуется точность, аккуратность, тщательность исполнения.

 

У сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости в нашем эксперименте фактор А в среднем составил 6 стен.

 

У сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 4 стена.

 

Высокая оценка по фактору «В» соответствует – высоким общим мыслительным способностям, способности решать абстрактные задачи, широкие интеллектуальные интересы. Может так же свидетельствовать о склонности к быстрой обучаемости, сообразительности, а так же, упорстве, настойчивости, образованности.

Информация о работе Профессиональный психологический отбор