Профессиональные интересы старших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 01:32, реферат

Описание работы

Вопрос о профессиональном выборе учеников старших классов поднимается во многих областях науки — педагогике, психологии, социологии и даже медицине. Немало учёных посвятили свои труды данной проблеме. И в настоящее время нередко в научных журналах встречаются статьи, связанные с данной проблематикой. Данное исследование так же отражает существующую неразрешённость проблемы.
Целью является: изучение профессионального самоопределения старших школьников.
Задачи: провести сравнительный анализ существующих диагностических программ , направленных на изучение профессионального выбора старшеклассников.

Содержание

Введение…………………………………………………………стр.3
1.Проблема профессиональной ориентации у детей старшего школьного возраста……………………………………………стр.5
2.Особенности психического развития старших школьников……………………………………………………стр.11
3.Заключение……………………………….…………………стр.18
4.Сноски……………………………………………………….стр.20
5.Список литературы…………………………………………стр.21

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

2. Особенности психического развития старших школьников    

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план — не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.    

В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.    

Существует  четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.    

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.    

Поскольку в  старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему (И.В. Дубровина)[1].    

Самоопределение связано с новым восприятием  времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива; «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлением о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития.    

Устремленность  в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.     

Осознание временной  перспективы и построение жизненных  планов требуют уверенности в  себе, в своих силах и возможностях.     

По  американским данным, подростки 12—13 лет  значительно чаще, чем младшие  дети, думают, что взрослые и сверстники оценивают их отрицательно, их самоуважение несколько снижается. После 15 лет самоуважение снова возрастает, не только компенсируя «потери» подросткового возраста, но и превосходя уровень самоуважения младших школьников[2].     

В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки[3]. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников — она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Старшеклассники именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожные. Все это, безусловно, связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения.    

В 11-м, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и сейчас сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других десятиклассников самооценка высока и глобальна — охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.     

В связи с изменением в самооценке в 11-м классе повышается тревожность.    

Несмотря  на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16—17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11—15.    

В это время начинает развиваться  и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.    

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового, но и для юношеского возраста. Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений.    

Еще один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.    

Остается  чрезвычайно важной и та сторона  жизни, что связана с общением. В общении с близкими взрослыми появляется новый аспект — заинтересованность в опыте и знаниях старших, их оценках и рекомендациях. Это имеет значение не только для решения вопросов самоопределения; это еще и новый аспект отношения — отношения к близкому взрослому как к наставнику, учителю в той или иной сфере, выступающему носителем соответствующего идеала.    

Вторая  линия общения — с близкими сверстниками — не менее значима для становления жизненного мира и для будущей жизни. От ее развития зависит способность или неспособность будущего взрослого человека к глубоким, доверительным отношениям с другими людьми. Развитие этой линии общения в ранней юности, в старших классах школы, обычно определяет будущие отношения и в собственной семье, и с друзьями, и в производственных и неформальных группах.    

У старшеклассников с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности (сложным и «как бы легким» и сущностным жизненным миром) профессиональное самоопределение происходит на основе ориентации на сущностность связей с миром. Главным критерием выбора профессии является наличие глубокого интереса к ней, в связи с чем стоит задача определить свое призвание. У большинства представителей этих типов жизненного мира (при сущностном жизненном мире — у всех) в связи с широтой круга интересов проблема профессионального самоопределения облегчается; часть из них нашли свое призвание раньше, в предыдущих возрастных периодах.     

В сфере общения для них также  характерна широкая представленность сущностных отношений. Это привязанности к близким взрослым, отношения глубокой преданной дружбы с кем-либо (иногда — с несколькими) из сверстников, чувство общности с группами сверстников (одноклассников, товарищей по интересам, например, в спортивных секциях и т.п.).     

Для старшеклассников с эгоистической направленностью  личности (сложным и трудным жизненным  миром) сущностные связи, духовно-нравственные ценности не становятся определяющим фактором выработки мировоззренческих установок и самоопределения. Соответственно, выбор профессии зависит от доминирующих эгоистических мотивов. Решающими могут оказаться соображения престижности будущей профессии, возможности продвижения по карьерной лестнице, материальные условия и т.п. В настоящее время, как было отмечено, все больше усиливается тенденция к выбору профессии, дающей возможность высокого заработка.    

Доминирование эгоистических мотивов накладывает  отпечаток и на отношения со сверстниками и взрослыми. Привязанности к близким родственникам менее характерны, чем при духовно-нравственной направленности личности. В отношениях со сверстниками также преобладают не духовно-нравственные принципы, а мотивы самоутверждения, доминирования, престижа и т.п. Это касается как дружбы, так и романтических отношений, в которых мотив победы обычно более важен, чем духовная близость.    

Преобладание  эгоистических мотивов, их высокая значимость обусловливают вообще подчиненную роль сущностных связей с миром, в которых, как мы подчеркивали ранее, человек выходит за рамки направленности мотивации на самого себя. По сравнению со старшеклассниками с духовно-нравственной направленностью личности круг сущностных жизненных отношений значительно сужен.     

Данная  линия онтогенеза также приводит в ранней юности к окончательному становлению типа жизненного мира. При решении вопросов морального и профессионального самоопределения, сопряженных с выработкой мировоззренческих установок, происходит более глубокое и полное осознание доминирующих мотивов, сложности своего внутреннего мира, противоречий между наиболее значимыми побуждениями, тех внешних трудностей, что стоят на пути реализации мотивов.    

Окончательно  оформляется и линия онтогенеза, связанная с гедонистической установкой. Сложные проблемы самоопределения, выбора жизненного пути оказываются не под силу личностно неразвитым, ориентированным на получение удовольствий и развлечений старшеклассникам. Личностная неразвитость, инфантильность еще более закрепляются фактической непредставленностью у них главных сторон жизни, определяющих развитие в ранней юности: учебно-профессиональной деятельности, решения вопросов выбора жизненного пути и полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Отсюда присущие им проявления «диффузии идентичности» («кризиса идентичности»), описанные Э.Эриксоном: отсутствие мировоззренческих установок, нежелание и неспособность вступать во взрослую жизнь, выбрать профессию или продолжить образование в вузе, неспособность к глубоким отношениям с другими людьми и т.д.    

Старшеклассник  прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. 

 

Заключение

 

 

    Выбор профессии и подготовка к трудовой деятельности являются одними из наиболее важных задач в развитии и становлении молодых людей. Продуманный и реалистичный подход позволяет подросткам выбрать специальности, наиболее соответствующие их индивидуальным качествам, в которых они найдут наибольшее удовлетворение и раскроются как личности, а также наиболее необходимые для общества. Необдуманный и случайный выбор может привести к глубокому разочарованию, неудовлетворенности и общественному неодобрению.    

В данной работе рассмотрены позиции как отечественных, так и зарубежных учёных на данную проблему. Не смотря на индивидуальные особенности каждого подхода, у всех авторов прослеживается одна общая и фундаментальная идея о том, что профессиональный выбор — это первый в жизни большинства людей нормативный, т.е. обязательный, вынужденный выбор, от которого нельзя уйти.    

Информация о работе Профессиональные интересы старших школьников