Профессиональное самоопределение личности в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Цель исследования: Изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников.

Исходя из поставленной цели, определим задачи:

Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Экспериментальным путем выявить и проанализировать психологические особенности представлений о будущей профессии у старшеклассников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......... 3

1. Проблема профессионального самоопределения

в юношеском возрасте

1.1 Особенности личности в старшем школьном возрасте .................................. 5

1.2 Представления старшеклассников о будущей профессии ............................. 6

1.3 Особенности профессионального самоопределения

старшеклассников ............................................................................................. 11

2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионально самоопределения старшеклассников

2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования ................................ 16

2.2 Результаты диагностики ................................................................................... 17

2.3 Выводы ............................................................................................................... 21

Заключение .............................................................................................................. 22

Список использованных источников .................................................................... 25

Работа содержит 1 файл

моя семестровая по психологии.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

     

     Диаграмма 2. Диагностика предпочитаемых типов  профессий у школьников, не определившихся с выбором 

     Итак, из диаграммы 2 мы видим, что среди испытуемых из контрольной группы не обнаружилось значительных предпочтений какого либо типа профессий. Однако наиболее популярным оказался тип "человек-художественный образ", а наименьшее количество выборов получила категория "человек-человек".

     Таким образом, полученные данные говорят  о широте диапазона интересов  школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали  профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак". 

     2. Исследование учебной мотивации подростков

     По  результатам методик "Направленность на отметку" и "Изучение направленности на приобретение знаний" были получены следующие обобщенные результаты.

     В диаграмме 3 показана величина средних  баллов направленности на отметку и  на знания. У школьников, выбравших будущую профессию отмечается повышение мотивации и на учебу, и на отметку. В то время как школьники, не определившиеся с выбором, менее мотивированы, как на учебу, так и на отметку.

     

     Диаграмма 3. Сравнительное исследование учебной мотивации школьников 

     Таким образом, можно видеть следующее: учебная  мотивация школьников, выбравших  профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с  выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний); 

     3. Исследование мотивации достижения  у подростков

     По  результатам методики "Потребность  в достижении" были получены следующие обобщенные результаты. В группе школьников, выбравших профессию, средний балл по данной методике заметно выше, чем в группе школьников, не определившихся с выбором. Это значит, что школьники, выбравшие профессию, более заинтересованы в достижении поставленных целей. Графическое представление полученных данных приведено                       в диаграмме 4.

     

     Диаграмма 4. Результаты исследования по методике "Потребность в достижении" 

     Таким образом, потребность в достижении в группе школьников, не выбравших  профессию, в целом значительно  ниже, чем в группе уже выбравших. 

     4. Исследование мотивации общения  подростков

     По  результатам методики "Потребность в общении" мы получили следующие обобщенные результаты (диаграмма 5).

     

     Диаграмма 5. Выраженность потребности в общении у подростков 

     Итак, мы видим, что школьники, выбравшие  будущую профессию, испытывают большую потребность в общении, чем те, которые не имеют четкого представления о будущей профессии.

     Для того чтобы более подробно исследовать  направленность мотивации общения  у школьников обеих групп, мы проанализировали данные методики "Мотивация общения" (диаграмма 6).

     

     Диаграмма 6. Направленность мотивации общения 

     Итак, мы видим, что в группе школьников, выбравших будущую профессию (1) стремление к принятию преобладает над страхом  отвержения. В то время как в  группе школьников, не определившихся с выбором (2) наблюдается противоположная тенденция: страх отвержения доминирует над стремлением к принятию. 

     2.3 Выводы

     Обобщая полученные данные, можно сделать  следующие основные выводы по главе 2:

  • Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак".
  • Учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);
  • Потребность в достижении в группе школьников, не выбравших профессию, в целом значительно ниже, чем в группе уже выбравших.
  • В группе школьников, выбравших будущую профессию, стремление к принятию преобладает над страхом отвержения. В то время как в группе школьников, не определившихся с выбором наблюдается противоположная тенденция: страх отвержения доминирует над стремлением к принятию.
  • Школьники, выбравшие будущую профессию испытывают большую потребность в общении, чем те, которые не имеют четкого представления о будущей профессии.
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

     Отсутствие  мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяет  личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.

     Образ будущей профессии достаточно сложное  образование, включающее эмоциональные  и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

     Учащиеся  лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я". Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

     Личные  профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых  людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.

     Для эффективного профессионального выбора необходимы:

    • дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе;
    • рациональность решения жизненных задач;
    • достижение автономии; ориентация на будущее;
    • сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков;
    • некоторый опыт практической работы.
 

     В ходе экспериментального исследования психологических особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте были получены следующие результаты:

  • Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак".
  • Учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);
  • Потребность в достижении в группе школьников, не выбравших профессию, в целом значительно ниже, чем в группе уже выбравших.
  • В группе школьников, выбравших будущую профессию, стремление к принятию преобладает над страхом отвержения. В то время, как в группе школьников, не определившихся с выбором наблюдается противоположная тенденция: страх отвержения доминирует над стремлением к принятию.
  • Школьники, выбравшие будущую профессию, испытывают большую потребность в общении, чем те, которые не имеют четкого представления о будущей профессии.

     Полученные  данные позволяют говорить о том, старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию. Таким образом, формирование у выпускников школы гибких планов, гибких путей достижения своих профессиональных намерений, конечно, не в ущерб их устойчивости — вот тот путь, по которому должны идти думающий педагог и родители. Именно вариативность профессиональных планов молодых людей позволит им легче перенести возможные неудачи при реализации своих намерений, более объективно оценить свои возможности, пересмотреть свои планы в связи со сложившейся жизненной ситуацией, что, к сожалению, сейчас не осознается в должной мере большинством родителей и даже педагогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

  1. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в          юношеском возрасте/ О. Е. Байтингер. СПб., 2006.-117с.
  2. Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников// Гуманизация образования. – 2007. - № 3. – С. 94-99.
  3. Андерсонс, Г. В. Концептуальное обоснование содержания педагогической поддержки старшеклассников в выборе будущей профессии// Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов/ Под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Выпуск 37. – Воронеж: ВГПУ, 2006.
  4. Детская психология: теория, факты, проблемы./ Л.Ф. Обухова. М., 2004 – 275с.
  5. Профессиональная педагогика. М., 1999. С. 490-494.
  6. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта/ Е. Климов // Тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. С. 5-25.
  7. Особенности социального самоопределения старшеклассников /                   И. А. Винтин // Социс. 2004. № 2.С.98-103.
  8. Общая педагогика/ под ред. Сластёнина.; ч.1. М., 2003 – 264с.
  9. Психология личности; в 2-х томах; Самара, 2002 – 295с.

Информация о работе Профессиональное самоопределение личности в юношеском возрасте