Профессиональное самоопределение личности в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Цель исследования: Изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников.

Исходя из поставленной цели, определим задачи:

Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Экспериментальным путем выявить и проанализировать психологические особенности представлений о будущей профессии у старшеклассников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......... 3

1. Проблема профессионального самоопределения

в юношеском возрасте

1.1 Особенности личности в старшем школьном возрасте .................................. 5

1.2 Представления старшеклассников о будущей профессии ............................. 6

1.3 Особенности профессионального самоопределения

старшеклассников ............................................................................................. 11

2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионально самоопределения старшеклассников

2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования ................................ 16

2.2 Результаты диагностики ................................................................................... 17

2.3 Выводы ............................................................................................................... 21

Заключение .............................................................................................................. 22

Список использованных источников .................................................................... 25

Работа содержит 1 файл

моя семестровая по психологии.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

     Из  вышеизложенного следует, что у  большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности. Первая трудность: расхождение понятий "работа" и "профессия". Вторая трудность: расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

     Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования  и дальнейшим трудоустройством молодых  людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.

     Главной целью консультационного сопровождения  профессионального самоопределения  молодежи в условиях рыночной экономики  является осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. В общем, ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

     Профессиональное  самоопределение – событие, в  корне меняющее дальнейшее течение  жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое – трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии.

     Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира.

     Таким образом, чтобы сделать оптимальный  выбор в ситуации профессионального  самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстрополяции этой картины в будущее. Имеющиеся данные позволяют усомниться в том, что познавательная сфера у всех выпускников школы вполне готова для таких сложных действий. 

     1.3 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

     Профессиональное  самоопределение личности - сложный  и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

     Профессиональное  самоопределение тесным образом  связано с понятием "профессиональная ориентация" (это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации) [7].

     Результатом процесса профессионального самоопределения  в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии  предполагает необходимость специальной  организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

     В процессе формирования профессионального  самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует  дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.

     Выделим ряд направлений, способствующих решению  практических вопросов профессионального  самоопределения подрастающего  поколения. К ним относятся: система  профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы профконсультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.

     Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально  не изменилась и старший подросток  остался в школе, он тем самым  отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

     В выпускном классе дети сосредотачиваются  на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности [1].

     То, насколько престижной окажется выбранная  профессия или ВУЗ, в который  старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся  на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязания. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страхом перед решительным шагом.

     Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

     Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности существенны коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему [7].

     Процесс профессионального самоопределения  включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

     Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

     Образ будущей профессии достаточно сложное  образование, включающее эмоциональные  и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов  существенным содержательным компонентам  профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

     У молодых людей, обеспокоенных своим  профессиональным будущим, стремящихся  учиться в профессиональном учебном  заведении или получить профессию  в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я" [8].

     Имеющиеся различия в самооценке прежде всего  касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

     Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной  мотивации. Старшеклассники, ведущую  деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков [9].

     Для оценки сформированности профессионального самоопределения школьников можно использовать следующие эмпирические индикаторы: наличие профессиональных намерений; устойчивость профессионального интереса; преобладание содержательных мотивов выбора профессии; информированность учащегося об основных аспектах будущей профессиональной деятельности; практический опыт в избранной сфере трудовой деятельности, стремление познать данный вид труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Эмпирическое исследование  психологических  особенностей профессионально  самоопределения старшеклассников 

     2.1 Описание групп  испытуемых и методов  исследования

     В экспериментальной части моей работы представлено исследование психологических особенностей профессионального самоопределения у старшеклассников, которое проводилось в 2009 году в средней общеобразовательной школе п. Солнечный республики Марий Эл. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 15-16 лет, учащиеся 9, 10 и 11 классов.

     На  основе беседы, на первом этапе исследования, были выбраны те школьники, которые  уже выбрали будущую профессию, - 20 человек. Эти школьники вошли в состав экспериментальной группы. Там же были выявлены школьники, которые еще не имеют четкого представления о своей будущей профессии, которые вошли в состав контрольной группы (20 человек).

     В работе были использованы следующие экспериментальные методики:

     1. Для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий – методика "Дифференциально-диагностический опросник" Климова (ДДО).

     3. Для исследования мотивации достижения у подростков – методика "Потребность в достижении" А.А.Реана. Методика позволяет выяснить, насколько развита мотивация достижения у подростков, стремятся ли они достичь поставленную цель, или пасуют перед жизненными трудностями.

     3. Для исследования мотивации общения подростков – методика "Потребность в общении" А.Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. Потребность в общении является ведущей в подростковом возрасте. Снижение этой потребности влечет за собой социальную дезадаптацию во взрослом обществе. Вот почему так важно выяснить, насколько общительны подростки. 

     2.2 Результаты диагностики

     1. По результатам методики "ДДО  Климова" были получены следующие результаты (Диаграммы 1 и 2).

     На  диаграмме 1 показано, как распределились предпочтения наших испытуемых из экспериментальной группы.

     

     Диаграмма 1. Диагностика предпочитаемых типов  профессий у школьников, выбравших  будущую профессию

     Как видно из диаграммы 1, большинство  школьников, определившихся с выбором, отдают предпочтение типам профессий "человек-техника" и "человек-знак". Наименьшее предпочтение получили такие категории, как "человек-природа" и "человек-художественный образ".

Информация о работе Профессиональное самоопределение личности в юношеском возрасте