Профессиональное самоопределение личности в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Цель исследования: Изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников.

Исходя из поставленной цели, определим задачи:

Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Экспериментальным путем выявить и проанализировать психологические особенности представлений о будущей профессии у старшеклассников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......... 3

1. Проблема профессионального самоопределения

в юношеском возрасте

1.1 Особенности личности в старшем школьном возрасте .................................. 5

1.2 Представления старшеклассников о будущей профессии ............................. 6

1.3 Особенности профессионального самоопределения

старшеклассников ............................................................................................. 11

2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионально самоопределения старшеклассников

2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования ................................ 16

2.2 Результаты диагностики ................................................................................... 17

2.3 Выводы ............................................................................................................... 21

Заключение .............................................................................................................. 22

Список использованных источников .................................................................... 25

Работа содержит 1 файл

моя семестровая по психологии.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории, культуры и социологии 
 

Семестровая работа  

на  тему: «Профессиональное самоопределение личности    в юношеском возрасте» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград  2010г. 

Содержание

Введение………………………………………………………………………......... 3

1. Проблема профессионального  самоопределения 

    в юношеском возрасте

1.1 Особенности  личности в старшем школьном  возрасте .................................. 5

1.2 Представления старшеклассников о будущей профессии ............................. 6

1.3 Особенности  профессионального самоопределения 

      старшеклассников ............................................................................................. 11

2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионально самоопределения старшеклассников

2.1 Описание  групп испытуемых и методов  исследования ................................ 16

2.2 Результаты  диагностики ................................................................................... 17

2.3 Выводы ............................................................................................................... 21

Заключение .............................................................................................................. 22

Список  использованных источников .................................................................... 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время в связи с  изменением социально-экономической  ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.

     Актуальность  и постановка проблемы исследования. Социально-экономические изменения в стране, переход командно-административной системы к рыночной настолько качественно меняют все параметры в социальной жизни российского общества, что эффективная социализация, социально-профессиональная адаптация выпускника школы возможна только на основе целенаправленной подготовки к жизнедеятельности.

     Анализ  практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники  испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях.

     Объект  исследования: профессиональное самоопределение личности.

     Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения учащихся 9-х и 11-х классов.

     Цель  исследования: Изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников.

     Исходя  из поставленной цели, определим задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
  2. Экспериментальным путем выявить и проанализировать психологические особенности представлений о будущей профессии у старшеклассников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Проблема профессионального  самоопределения  в юношеском возрасте 

     1.1 Особенности личности  в старшем школьном  возрасте

     Старший школьный возраст характеризуется  активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников.

     Выбор профессии молодым человеком  принадлежит к категории так  называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям.

     Поэтому столь велика роль педагога, родителей  в формировании и коррекции профессиональных планов молодежи, в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. Чрезвычайно важно для учителя, семьи, в которой воспитывается ребенок, иметь представление о тех сложных социально-психологических процессах, которые обусловливают выбор той или иной профессии, способствуют удовлетворенности профессией на последующих этапах социально-профессионального самоопределения [1].

     Многочисленные  исследования, проведенные социологами, психологами, педагогами, показывают, что огромную роль в формировании жизненных планов молодежи, в реальном выборе профессии играют ценностные ориентации старшеклассников.

     Сам процесс формирования ценностных ориентаций молодежи представляет собой сложный социально-психологический феномен, на который оказывают влияние и межличностные отношения подростка со сверстниками, и семья, и школьный учитель, тренер, руководитель кружка. Наряду с другими факторами (семейные традиции, характер эмоционального контакта взрослых членов семьи с ребенком и пр.) уровень образования и квалификации родителей оказывает существенное воздействие на выбор профессии старшеклассником.

     В подростковом возрасте начинает формироваться  устойчивый круг интересов, который  является психологической базой  ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста) [2]. 

     1.2 Представления старшеклассников  о будущей профессии

     В наше время, когда информационный поток  сообщений, касающихся выбора учебного заведения для продолжения обучения, кружков и секций, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д., велик и разрознен, подростку желающему продолжить свое образования, становится все труднее сделать свой выбор.

     Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный выбор своего учебного заведения. Это происходит как из-за несделанной ранее профориентационной работы (школьники не знают, какая специальность подходит для них больше всего); так и из-за нехватки информации об учебных заведениях.

     Естественно, что в этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо если специальность ему понравится и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет вуз (студент не желает учиться), и государство теряет средства на учебу посредственного работника. Иногда это выражается даже в том, что накануне вступительных экзаменов, потенциальный абитуриент не знает, куда ему подавать документы и, зачастую, подает документы в первый попавшийся вуз. Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации [3].

     Чтобы решить эти проблемы необходимо в  первую очередь проводить профориентационную работу в школах.

     Проблема  профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном "Я" тех, кто завтра выйдет на рынок  труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно  актуальной.

     Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. Большинство ученых-исследователей, занимающихся изучением факторов, влияющих на этот выбор, выделяют 8 факторов:

  1. Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения [4]. Методы влияния семьи на выбор могут быть самыми разными: от мягких (совет) до жестких (строгое указание с угрозами).
  2. Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди. В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив.
  3. Позиция друзей. Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется "за компанию".
  4. Престиж. Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.
  5. Позиция учителей и школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации.
  6. Информированность. Наличие достаточного количества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка труда той или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы (очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения).
  7. Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.
  8. Способности, склонности. Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности.

     Как правило, перечисленные факторы  влияют на выбор будущей специальности  примерно в той последовательности, в которой они перечислены [5]. То есть чем выше расположен фактор, тем большую силу он имеет.

     Таким образом, личные профессиональные планы  выпускника школы, его способности  и склонности часто не учитываются  при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте. Как мы видим, об осознанном выборе говорить не приходится. Способности, склонности и личностные профессиональные планы стоят в этом списке на последних местах. На первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость (отсутствие учебного заведения или необходимой специальности). Вывод очевиден – осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.

     Однако  выбор профессии не может основываться только на способностях человека. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения, человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он может самоутвердиться.

     Поэтому следует отметить еще одну проблему осознанного выбора будущей профессии на современном этапе, обусловленную социально-экономическими переменами в нашей стране. Развитая рыночная экономика базируется на продуктивном типе личности, нацеленном на созидание себя, а также духовных и материальных ценностей. Из плановой же экономики "вышел" непродуктивный тип, живущий ожиданиями льгот и материальных благ, не связанных с результатами его собственного труда.

     В результате в установке современной  молодежи "через высшее образование к высокооплачиваемой работе" прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала: диплом по "престижной" специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и "допуск" к работе с высокой зарплатой. Этот факт подтверждают результаты исследования мотивов выбора профессии у российских и немецких студентов экономических специальностей, проведенного П. И. Дыниным [6]. У немецких студентов превалирует стремление стать личностью, а не иметь высокие доходы. Это отражается в высоком рейтинге таких мотивов, как стремление к интересной деятельности, возможность действовать самостоятельно, возможность делать нечто разумное.

Информация о работе Профессиональное самоопределение личности в юношеском возрасте