Профессиональная успешность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В современной России проблема профессионализма является проблемой государственной важности. Только компетентный, хорошо подготовленный специалист может решить те глобальные задачи, которые
стоят перед страной в период перехода к рыночной экономике.
Психофизиология профессиональной деятельности относится к научно-
практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные
особенности личности работника, характеристика профессиональной
деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретическая часть.
Психофизиологические особенности . Темперамент…………………..4
Представления И. П. Павлова о типах темперамента…………………..7
Профессиональная успешность………………………………………14
2.Практическая часть
2.1 Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)………………… 22
2.2 Методика «Определение преобладающего типа темперамента»…..23
3.Рекомнедательная часть. Рекомендации по выбору профессии………….25

Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсак по психу 3.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

10. При групповой деятельности индивидуальный психофизиологический прогноз эффективности может не оправдываться. Чем больше для человека (особенно юного) значимо мнение товарищей и окружения, тем в меньшей мере может сказываться на деятельности и поведении типологические ocoбенности проявления свойств нервной системы.

11. Психофизиологическое  прогнозирование выступает лишь составной, хотя и необходимой частью комплексного прогноза эффективности деятельности, в котором нужно учесть личностные особенности субъекта, уровень eгo профессиональной подготовки, интеллектуального развития и т. д. Психофизиологическое прогнозирование связано с выявлением природных предпосылок к успешному осуществлению той или иной (но не любой!) деятельности, а не с предсказанием ее конкретного результата.

Предпочтительные  приемы воздействия 

на  человека с различными индивидуально-психологическими особенностями. 

Проявления Созидающие  воздействия 

(поощрение)

Тормозящие  воздействия

(наказание)

Экстраверт Контактные  формы управления тренировкой. Внешний контроль со стороны инструктора на протяжении Bceгo процесса тренировки.
Интроверт Дистанционные формы управления тренировкой. Внешний  контроль на начальных этапах подготовки, затем предоставление возможности самоконтроля
Холерик Нуждается в  поощрении менее, чем другие. Поощрять выдержку. Проявления  неодобрения должны быть очень тактичными во избежание негативной реакции.
Меланхолик  Эффективны  слабые формы поощрения Не рекомендуется
Сангвиник Поощрять терпение, старательность, тщательность. Эффективен любой дополнительный контакт. При проявлении небрежности, отвлечение от дела наказание  возможно в сильной форме.
Флегматик Одобрение, просьба  как стимулирование активности. Слабые проявления недовольства как стимулирование активности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк).

Ганс Юрген  Айзенк (нем. Hans Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления  в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Образование получил  в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 г. по 1945 г. работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 г. по 1955 г. — заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 г. по 1983 г. — профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 г. — почётный профессор психологии.

Айзенк —  один из авторов „трехфазной теории возникновения невроза“ — концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций („The Causes and Cures of Neuroses“ (совм. с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность. 

Методика, разработанная Г.Айзенком, измеряет ригидность. 

Что подразумевается  под ригидностью?

Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно когда требуется корректировать его в связи с изменившейся ситуацией (например, вскрытием новых обстоятельств). Ригидный с трудом отходит от сложившейся у него стратегии поведения, поэтому принимаемое им решение и формируемый мотив не всегда адекватны ситуации. 
 

Описание  методики

Текст опросника  состоит из 10 утверждений. Испытуемый должен отметить на бланке для ответов  положительное или отрицательное  решение.

Инструкция:

Если вы полностью  согласны с утверждениями по тем или иным особенностям поведения, представленными в опроснике, то рядом с номером утверждения ставьте 2 балла, если согласны в принципе — 1 балл, если не согласны — 0 баллов.

Обработка результатов.

Подсчитывается  сумма баллов, проставленных в соответствии

с инструкцией:

0-7 баллов ригидности нет, присуща легкая переключаемость с одной установки на другую;

8-14 баллов средний уровень ригидности;

15-20 баллов сильно выраженная ригидность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Методика «Определение преобладающего типа темперамента».

Источник: Ивашкин  В. С. «Психологическое изучение школьников». Владимир, 1990.

Лица с четко  выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся свойствами, которые присущи разным типам, но с преобладанием одного из них. Для преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 г. Испытуемому последовательно предявляется 4 карточки, на каждой из которых

написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента: 1 карточка - холерика, 2- санrвиника, 3- флеrматика, 4- меланхолика.

Инструкция требует  внимательно прочитать перечень свойств и поставить знак (+), если испытуемый считает, что это свойство ему присуще, и знак (-), если оно отсутствует . В сомнительных случаях никакой знак не ставится.

Обработка результатов.

1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.

2. Вычислить  процент положительных ответов  по каждому типу темперамента:

X=A¢/A*100;

С=А²/А*100;

Ф=А¢¢¢/А*100;

М=А¢¢¢¢/А*100 

rде  Х,С,Ф,М-  типы темперамента; А¢²²¢²²- число положительных ответов по карточкам, А общее число положительных ответов по 4 карточкам.

В конечном виде «формула темперамента может приобрести такой вид:

Т= 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21 %М.

Это значит, что  данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический и на 21% меланхолический.

Если число  положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение.

Методика  «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)

Текст опросника 

1. Мне трудно  менять привычки.

2. Я нелегко переключаю внимание.

3. Я очень  настороженно отношусь ко всему  новому.

4. Меня трудно  переубедить. 

5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

6. Я трудно  сближаюсь с людьми.

7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

8. Нередко я  проявляю упрямство. 

9. Я неохотно  иду на риск.

10. Я резко  переживаю отклонения от принятого мною режима. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика  «Определения преобладающего типа  темперамента»

     Текст опросника.

     Холерик

     1. Неусидчивость, суетливость. 

     2. Невыдержанность, вспыльчивость. 

     3. Нетерпеливость.

     4. Резкость и прямолинейность в  отношениях с людьми.

     5. Решительность и инициативность.

     6. Упрямство. 

     7. Находчивость в споре. 

     8. Неритмичность в работе.

     9. Склонность к риску. 

     10. Незлопамятность, необидчивость. 

     11. Быстрота и страстность речи.

     12. Неуравновешенность и склонность к горячности.

     13. Нетерпимость к недостаткам.

     14. Агpессивность забияки.

     15. Выразительность мимики.

     16. Способность быстро действовать  и решать.

     17. Неустанное стремление к новому.

     18. Обладание резкими, порывистыми  движениями.

     19. Настойчивость в достижении поставленной цели.

     20. Склонность к резкой смене  настроения.

     Сангвиник

     1. Жизнерадостность.

     2. Энергичность и деловитость.

     3. Недоведение начатого дела до конца.

     4. Склонность переоценивать себя.

     5. Способность быстро схватывать  новое. 

     6. Неустойчивость в интересах и склонностях.

     7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.

     8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.

     9. Увлеченность любым делом. 

     10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.

     11. Быстрое включение в новую  работу и переключение с одного вида       работы на другой.

     12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

     13. Общительность и отзывчивость, нескованность в общении с другими людьми.

     14. Выносливость и работоспособность. 

     15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.

     16. Сохранение самообладания в неожиданной,  сложной ситуации.

     17. Обладание всегда добрым настроением.

     18. Быстрое засыпание и пробуждение. 

     19. Частая несобранность, поспешность  в решениях.

     20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.

     Флегматик

     1. Спокойствие и хладнокровие.

     2. Последовательность и обстоятельность  в делах. 

     3. Осторожность и рассудительность.

     4. Умение ждать. 

     5. Молчаливость, нежелание болтать  по пустякам.

     6. Обладание спокойной, равномерной  речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

     7. Сдержанность и терпеливость.

     8. Доведение начатого дела до конца.

     9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).

     10. Cтpoгoe придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.

     11. Легкое сдерживание порывов.

     12. Маловосприимчивость к одобрению  и порицанию. 

Информация о работе Профессиональная успешность