Профессиональная успешность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В современной России проблема профессионализма является проблемой государственной важности. Только компетентный, хорошо подготовленный специалист может решить те глобальные задачи, которые
стоят перед страной в период перехода к рыночной экономике.
Психофизиология профессиональной деятельности относится к научно-
практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные
особенности личности работника, характеристика профессиональной
деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретическая часть.
Психофизиологические особенности . Темперамент…………………..4
Представления И. П. Павлова о типах темперамента…………………..7
Профессиональная успешность………………………………………14
2.Практическая часть
2.1 Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)………………… 22
2.2 Методика «Определение преобладающего типа темперамента»…..23
3.Рекомнедательная часть. Рекомендации по выбору профессии………….25

Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсак по психу 3.doc

— 161.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание.  
 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоретическая  часть.

    1. Психофизиологические особенности . Темперамент…………………..4

          Представления И. П. Павлова о типах темперамента…………………..7 

    1.    Профессиональная успешность………………………………………14

2.Практическая часть

      2.1 Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)………………… 22

      2.2 Методика «Определение преобладающего типа темперамента»…..23

3.Рекомнедательная  часть. Рекомендации по выбору  профессии………….25

 Приложение …………………………………………………………………...26

 Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В современной  России проблема профессионализма является проблемой государственной важности. Только компетентный, хорошо подготовленный специалист может решить те глобальные задачи, которые

стоят перед страной в период перехода к рыночной экономике.

Психофизиология профессиональной деятельности относится к научно-

практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные

особенности личности работника, характеристика профессиональной

деятельности. Это весьма важно понять новым  поколениям студентов,

которые в будущем станут основой новой  российской элиты.

В наше время очень актуальна тема индивидуальных особенностей и их роль в профессиональной деятельности, являющейся основной сферой человеческого бытия.

Цель  написания– проследить взаимосвязь между индивидуальными психофизиологическими особенностями человека и профессиональной успешностью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1Психофизиологические особенности. Темперамент. 

Индивидуальные  особенности человека проявляются  как в природных, так и в  приобретенных в онтогенезе свойствах. Сочетание врожденных свойств образует ту структуру, которую принято называть темпераментом, а сочетание приобретенных социальных свойств относят к личности. Они, с одной стороны, неодинаковы у разных людей, но с дрyгой сходны у многих лиц. В связи с этим выделяют типы темперамента и типы личности.1

Учение  о темпераменте и eгo типах имеет длинную историю. Eгo основу заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «Kpaсиса (в переводе с греч. «смешения»), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь тепло, слизь холод, желтая желчь сухость, черная желчь влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, eгo склонность к тем или иным заболеваниям.

В популярной литературе и учебниках принято считать именно rиппократа

основателем учения о четырех типах темперамента, которое сохранилось и поныне - сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом. Oднaко это не совсем так. Их действительно выделил он, но названия самих этих типов связаны с именами римских врачей, живших несколько столетий спустя и использовавших представления Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили гpеческое слово «красис» на латинское слово tеmреrаmеntum ( «надлежащее соотношение частей, соразмерность» ), от котоpoгo и ведет свое начало термин «темперамент». 
 
 
 

Проблема  темперамента является одной из наиболее разработанных проблем в советской психофизиологии. Л. С. Выготский к темпераменту относил особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственную конституцию человека.

Согласно eгo представлениям , темперамент эта та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека.

Л. С. Выготский выделил две основные характеристики темперамента:телесную выразительность и характер ,темп движений.

И. П. Павлов отождествлял темперамент с типом нервной системы. «Наши типы нервной системы, -говорил он,- есть то, что обозначают словом "темперамент"», и далее: «Темперамент есть наиболее общая характеристика eгo нервной системы, и эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума».

Более развернутое определение темперамента дает Б. М. Теплов в 1946 г. в своем учебнике для средней школы: «Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:

1) в  эмоциональной возбудимости...,

2) в  большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне..., 3) в быстроте движений, общей подвижности человека».

Представления С.Л.Рубинштейна о темпераменте сводились к подчеркиванию eгo динамических характеристик, которые выражаются, в импульсивности, темпе, силе, устойчивости, напряженности, амплитуде колебаний и т. п. психических процессов.При этом С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что динамическая характеристика психической деятельности не имеет caмодовлеющего характера; она зависит от содержания деятельности и конкретных условий, от отношения к этим условиям и к тому, что делает.

Б.Г.Ананьев  относил к темпераменту те «индивидуальные особенности организма», которые определяются деятельностью «двигательных opганoв, opганов чувств и вceгo нервномозгового аппарата». Он рассматривал темперамент как «совокупность физиологических и психических особенностей человека». В качестве ведущих характеристик им были выделены сила, скорость и устойчивость психических процессов. Другими важнейшими показателями темперамента он считал чувствительность и впечатлительность человека, особенности переживания собственных поступков и действий.

Сходное представление о темпераменте развивал Н. Д. Левитов. «Под темпераментом, - пишет

он,- мы будем понимать ту, основанную на прирожденном типе высшей нервной деятельности, сторону личности, которая выражается в эмоциональной возбудимости (быстроте внушения, устойчивости и яркости эмоций) и связанном с этой возбудимостью темпе психических процессов»2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Представления И. П. Павлова о  типах темперамента.

Иван  Петрович Павлов родился 28 сентября 1849 г. в Рязани в семье

священника. В 1864 г. окончил духовное училище, а затем (в 1869 г.) духовную семинарию. С 1870 г. студент естественного факультета

Санкт-Петербургского университета, где изучал физиологию. Окончив университет, поступил на третий курс Медико-хирургической aкaдeмии.

С 1879 по 1890 г. работал в клинике известного врача С. П. Боткина. В 1883 г. защитил докторскую диссертацию. С 1890 г. заведовал кафедрой физиологии в Институте экспериментальной медицины, где проводил исследования условных рефлексов. В 1907 г. получает звание академика. С начала 20x гг. начинает разрабатывать учение о типах высшей нервной деятельности (темперамента) и свойствах нервной системы. В 1930 г. организует Институт эволюционной физиологии в Колтушах (под Ленинградом). Лауреат Нобелевской премии. Умер 27 февраля 1936 г.

Попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу предпринял И. П. Павлов, который в публикации за 1927 г. стал понимать под темпераментом тип высшей нервной деятельности. В основу такого толкования он положил наличие у человека определенной выраженности свойств нервной системы. Давая физиологическое обоснование различных типов поведения (темпераментов), И. П. Павлов пришел к сочетаниям типологических особенностей проявления свойств нервной системы и стал отождествлять типы темпераментов с типами высшей нервной деятельности.

В окончательном  варианте eгo классификация была следующий:

. Холерический тип (безудержный): сильная неуравновешенная нервная

система.

. Сангвинический тип (уравновешенный): сильная уравновешенная подвижная нервная система.

. Флегматический тип (инертный): сильная уравновешенная инертная нервная система.

. Меланхолический тип (слабый, тормозной): слабая нервная система.

В этом подходе оказался ряд положительных  аспектов:

1) под  психологические категории поведения (темперамент) стала подводиться более современная физиологическая база (используя старые названия типов темперамента, идущие от древнеримских врачей, И. П. Павлов принял в качестве основания при объяснении причин их появления не жидкости, составляющие внутреннюю среду организма, а закономерности протекания нервной деятельности, в том числе высших мозговых отделов);  

2) поведение  связывалось с совокупностью  типологических особенностей проявления свойств нервной системы.

Сильные нервные процессы объективно способствуют высокой работоспособности, повышают устойчивость к действию неблагоприятных стрессовых факторов. Однако у возбудимого типа (холерик) вследствие слабости процессов торможения возможно перевозбуждение и, как следствие, срывы высшей нервной деятельности (психики). В частности, это может произойти в том случае, если холерику приходится долгое время выполнять монотонную работу или постоянно ограничивать его деятельность, в том числе двигательную. Поэтому понятно, что представители этого типа плохо справляются с монотонной работой и быстро устают. Для поддержания же высокой работоспособности они нуждаются в большом потоке сенсорной информации.

Легко подвержен  неврозам слабый тип — меланхолик, что обусловлено его высокой впечатлительностью и относительно низкой работоспособностью. Остальные типы довольно устойчивы, но и их возможности не беспредельны. Например, если флегматика, инертного человека с малоподвижными нервными процессами, постоянно подгонять, заставлять работать в более быстром темпе, чем позволяет его психофизиологическая характеристика, то возможен срыв ВНД. Отсюда становится понятным, насколько важен для человека выбор профессии, соответствующей его психофизиологическим особенностям. Несомненно, что и эффективность использования тех или иных методов обучения ребенка в школе также во многом определяется его индивидуальными характеристиками.

Типы ВНД генетически  обусловлены, хотя есть основания считать, что они могут в определенных пределах корректироваться при изменении среды. Благодаря воспитанию (в детские годы) или самовоспитанию (в зрелые годы) можно смягчить проявления некоторых неблагоприятных типологических характеристик человека, сделать психику менее ранимой, менее уязвимой к действию неблагоприятных факторов, прежде всего эмоциональных. Разумеется, такие изменения требуют длительной и напряженной работы, но результат оправдывает затраченные усилия. Изменения типологических особенностей (темперамента) человека являются результатом взаимодействия генетической программы и окружающей среды, прежде всего социальной. Вот почему так важно определять образ жизни человека в соответствии с его типом ВИД. Знание и учет индивидуальных особенностей, понимание возможностей человека позволяет избежать целого ряда проблем в организации трудовой деятельности (начиная с профессионального отбора), в том числе учебной, предотвращать стрессовые ситуации.

Врожденные типологические особенности психики играют большое  значение в условиях экстремальных  ситуаций, которые запускают стрессовые механизмы. В этом случае человек ведет себя в соответствии с врожденными психобиологическими особенностями нервной системы. Если условия ближе к комфортным (невысокая напряженность трудовой деятельности, положительный эмоциональный фон окружения), то недостающие характеристики психики вполне компенсируются.

И.П. Павлов помимо отмеченной выше классификации, общей  для человека и высокоразвитых животных, выделил еще и чисто человеческие типы ВИД. Согласно им, при преобладании первой сигнальной системы (системы конкретных, чувственно непосредственных образов действительности, фиксируемых мозгом) формируется так называемый художественный тип. Для него характерна переработка информации с помощью образов, то есть образное мышление. Этот тип характерен для художников в широком смысле слова. Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы — речи. Поскольку человеческое слово — всегда абстракция, нередко не имеющая непосредственной связи с конкретной деятельностью, этот тип характерен для людей, в деятельности которых абстрактное мышление играет ведущую роль (философы, математики и др.). И, наконец, между двумя этими полюсами — средний тип с более или менее сбалансированной первой и второй сигнальными системами в деятельности мозга. В реальной жизни крайние типы встречаются редко, и каждый человек находится в определенной точке диапазона между ними.

Информация о работе Профессиональная успешность