Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 11:51, контрольная работа
Изучение особенностей психологического консультирования по телефону, рассмотрены основные требования, предъявляемые к психологу-консультанту, работающему на телефоне доверия.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Особенности процесса телефонного консультирования.….………. 4
2. Профессиональные и личностные качества эффективного
консультанта-психолога …………………………….……….…..….…... 6
Заключение ……..…………………………………………..……………10
Список использованной литературы …………………………………... 11
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. 3
2. Профессиональные и личностные качества эффективного
консультанта-психолога …………………………….……….…..….…... 6
Заключение
……..…………………………………………..……………10
Список использованной литературы …………………………………...
11
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия.
Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.
В современном обществе человек испытывает огромное количество стрессов. В условиях политического, экономического и духовного кризиса ценности человека, как индивидуума, находятся под угрозой. Даже в окружении множества людей человек часто чувствует себя одиноко и испытывает эмоциональные страдания. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым людям становится трудно найти друзей и в трудные минуты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить поддержку.
В этой ситуации работа телефонов доверия приобретает особую актуальность, так как предлагает временную, но мгновенную поддержку любому, кто в ней нуждается. Поддержка эта может быть настолько эффективной, насколько точны, искренни, профессиональны действия консультантов.
Вопрос о степени профессиональности психологической помощи по телефону обсуждался в литературе и по-разному решается на практике.
Целью
данной контрольной работы является
изучить особенности психологического
консультирования по телефону, определить
основные требования, предъявляемые к
психологу-консультанту, работающему
на телефоне доверия.
1.
Особенности процесса
телефонного консультирования
За последние годы телефоны доверия становятся все более распространенным явлением в социально-психологической культуре нашей страны.
Широчайшее распространение телефонных служб по всему миру обусловлено особенностями телефонной связи как средства общения. Среди особенностей телефонной коммуникации специалисты отмечают следующее: пространственные и временные особенности; возможность прервать контакт; “эффект ограниченной коммуникации”; “эффект доверительности”. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Пространственные особенности. Консультант может оказывать воздействие на обратившегося, который удалён от него на большое расстояние. Сфера профессиональной деятельности расширяется дальше за рамки кабинета, что повышает моральную и профессиональную ответственность за собеседника, а вместе с тем и психологическую нагрузку, испытываемую консультантом.
Максимальная анонимность. При личном обращении к специалисту, даже без предъявления документов, анонимность является неполной, т.к. консультант общается лицом к лицу с клиентом и может впоследствии узнать его. Контакт по телефону обеспечивает максимальную анонимность.
Возможность прервать контакт. Телефонный консультант предоставляет возможность прервать беседу в любой момент – для этого достаточно нажать на рычаг телефонного аппарата. При очной консультации сделать это значительно труднее.
Эффект доверительности. Хотя общающиеся по телефону могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, их голоса звучат в непосредственной близости, т.е. абонент и консультант в определённом смысле находятся рядом. Это свойство телефонной связи способствует быстрому формированию доверительности в беседе, облегчает включение в обсуждение глубоко личных проблем. “Эффект доверительности” помогает консультанту в работе и способствует её успешности.
Таким образом, в общении по телефону сочетаются два важных свойства: личный характер коммуникации, присущий традиционным формам связи – доверительной беседе, письму, записке - и незамедлительность, безотлагательность действия современных электронных средств коммуникации.
По мнению С.Д. Хачатуряна, основным видом оказания психологической помощи по телефону выступает психологическое консультирование, которое позволяет действовать по собственному усмотрению и обучаться новому поведению, способствует развитию личности, помогает акцентировать ответственность клиента (т.е. индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создаёт условия, поощряющие волевое поведение клиента).
Задача консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать альтернативные возможности его поведения, чтобы помочь человеку стать более творческим и гибким. Следовательно, главной стратегией работы сотрудника является консультирование клиента по поводу принятия им собственного решения.
В
задачу исследования не входит подробное
описание консультирования по принятию
решений. Важно отметить, что такое консультирование
– одно из самых сложных, но и самых
необходимых.
2. Профессиональные и личностные качества эффективного
консультанта-психолога
В психологической литературе зарубежные и отечественные авторы выделяют ряд профессиональных и личностных качеств, необходимых в работе психолога-консультанта.
Профессиональные качества ¾ это свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности.
Личностные качества – это природные свойства и особенности индивида, которые выступают в личности как социально обусловленные элементы. Б.Г.Ананьев и А.Н.Леонтьев рассматривали личность в единстве чувственной сущности ее носителя – индивида и условий социальной среды.
В психологической литературе существуют многочисленные исследования профессиональных и личностных качеств отечественных психологов. Они основаны на базе дипломных работ, диссертаций и научных руководств по консультированию. Профессиональные и личностные качества консультанта-психолога применимы и в области дистантного консультирования. Требования к эталону личности вполне реальны и применимы на практике, при условии, что личность мотивирована на оказание психологической помощи другим людям, постоянно развивается, стремясь к самоактуализации. Эффективность деятельности зависит от личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.
Так, например, Овчарова Р.В. рассматривает требования к личности и деятельности психолога-консультанта. Используя опросник Р.Кэттелла, она представляет следующие личностные характеристики идеального практического психолога:
1.
Психолог должен иметь высокие
(общие) умственные
2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми.
Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.
3.
Он любит совместные действия,
подчиняет интересы личности
групповым интересам,
4.
Психолог эмоционально
Эти требования абсолютизированы, и трудно найти людей, у которых органично сочеталось бы между собой такое множество свойств и качеств, однако данные эталонные требования могут служить общими ориентирами.
Климов Е.А. относит профессию психолога-консультанта к типу «человек-человек» как профессию, требующую специальных знаний, умений, навыков, т.е. специального обучения (квалификации) работника, в процессе которого формируются вторичные признаки специальности. К этим признакам относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональную устойчивость, интеллектуальную активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность и пр.
Есть
работы, в которых сделана попытка
систематизировать имеющиеся
Абрамова Г.С. называет следующие основные качества работы квалифицированного психолога:
Обозов Н.Н. обращает внимание на следующие качества:
1.
Безоценочное отношение к
2.
Чуткость к эмоциональному
3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью), т.е. способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков;
4.
Эмоциональная сдержанность и
терпимость – способность
5.
Поддержание общей культуры
6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения, т.е. умение своевременно возвратить беседу к заданной теме, если клиент перескакивает с одной темы на другую или какое-либо обсуждение выходит за рамки объективности;
7.
Наличие знаний в области
Исследования
черт личности консультантов-психологов
отечественными учеными соответствуют
представлениям теоретических подходов
зарубежных коллег. В данных работах
отражается взрослость, зрелость консультанта,
его стремление к самоактуализации,
подлинность (аутентичность), забота, эмпатия,
доверие и вера в клиента, безоценочное
отношение, проницательность и т.д. По
словам Кочюнаса Р. именно к такой модели
должен стремится консультант, если желает
быть художником психологического консультирования.
Заключение
Телефонное
консультирование является одной из
нетрадиционных областей психологической
помощи, предназначенной для людей,
находящихся в кризисном
Идея создания служб экстренной телефонной помощи распространилась по всему миру. В отечественной психологии дистантная психологическая помощь практикуется более 20 лет.
Многие исследователи сопоставляют личностные качества консультантов-психологов и телефонных консультантов. Таким образом, профессиональные и личностные качества практического психолога-консультанта являются базовыми и для консультанта телефона доверия. Однако требования, предъявляемые к профессионально-важным качествам консультанта телефона доверия, имеют свои отличительные черты: противоречивость, специфичность.