Проблемы тревожности и саморегуляции в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей личностной тревожности и саморегуляции у детей 13-14 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности и саморегуляции в современной психологии
§1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии……6
§2 Понятие «саморегуляции» и его психологический смысл.......................15
§3 Стилевые особенности саморегуляции и особенности тревожности у подростков.........................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Страх и тревога могут усиливаться  или даже порождаться воображением самого ребёнка. Дети часто думают, что рождение брата или сестры непременно заставит родителей отвергнуть их самих. Иногда тревога возникает в результате осознавания ребёнком собственных чувств, выходящих за рамки дозволенного: гнева на родителей или учителей, ревности к брату или другу, желания вновь стать маленьким.

     Происхождение некоторых страхов — страха перед врачами, боязни, порождаемой запахом больницы, - проследить легко. О природе других страхов бывает догадаться не так просто. У многих детей ещё в дошкольном возрасте развивается страх темноты, мешающий им заснуть после того, как родители выключают свет и оставляют их одних. Эта разновидность страха часто связана в большей степени с фантазиями и сновидениями самого ребёнка, чем с какими-то реальными событиями его жизни. Иногда толчком к подобным фантазиям могут послужить вызванные развитием конфликты, с которыми в данный момент сталкивается ребёнок: например тигры или привидения могут возникать в воображении ребёнка в результате противоречия между его зависимостью от родителей и стремлением к автономии.

     В современном мире существует множество  источников страха, тревоги и стресса. Одни из них, такие как нагоняй за нечаянно сломанную вещь или дразнилки, придуманные братом или сестрой, можно рассматривать как непременный атрибут взросления. Другие более серьёзны: внутренние источники напряжения, такие как болезнь и боль, хронические стрессы, вызванные неблагоприятной социальной средой — нищетой, скандалами или пьянством родителей, а также небезопасной обстановкой. На долю некоторых детей выпадают такие бедствия, как землетрясение, наводнение или война. Серьёзные или длительные стрессовые ситуации могут подорвать силы и способности даже самого жизнестойкого ребёнка.

     Хотя  страх и тревога — это те эмоции, которые мы обычно пытаемся свести к минимуму или избежать их вовсе — необходимы для развития. Проявляясь в мягкой форме, они могут побуждать к научению. Одни страхи, такие как страх быстрой езды на машине, необходимы для сохранения жизни и действуют как часть нашей физиологической системы обеспечения должного уровня бодрствования. Но другие (такие, например, как боязнгь воды) мешают человеку в повседневной жизни: его поведение может быть расценено как отклоняющееся от нормы. Кроме того, очень высокий уровень хронического страха и тревоги подавляет нормальное развитие и нарушает его ход.

     Совладание  со страхом и тревогой. Как можно помочь детям справиться с их страхами? Применение силы или высмеивание, скорее всего, даст отрицательный результат, так же как и игнорирование. Когда страхи небольшие, детей следует мягко и сочувственно побуждать к их признанию и преодолению, показывая, что нет никаких причин бояться. Например, чтобы помочь ребёнку, который боится ночных грабителей, родители могут проверить вместе с ним замки на всех дверях и домашнюю систему сигнализации. Справиться с более сильными, но воображаемыми страхами, детям может помочь методика десенсибилизации.

     В поведенческой терапии  систематическая   десенсибилизация — это методика постепенного уменьшения тревоги человека по поводу конкретного объекта или ситуации.

     Волпи, Салтер и Рейна использовали систематическую   десенсибилизацию, в виде обучения релаксации, для лечения распространённых фобий, таких как боязнь летать на самолёте, страх перед начальством и боязнь больниц, когда в качестве условных раздражителей выступают такие факторы, как высота, форменная одежда, больничные запахи и начальник. Участников тренинга обучают глубоко расслабляться и, находясь в этом состоянии, воображать себя приближающимися к пугающей их ситуации. Как только человек сообщает о возникновении напряжения, ему сразу же рекомендуют прекратить представлять пугающие картины и вернуться в расслабленное состояние. После многократных повторений новая реакция замещает старую реакцию тревоги, сначала на воображаемый образ, а затем на реальное событие или объект.

     Также лучший способ помочь детям совладать с тревогой и стрессом — снизить излишнее напряжение, с которым они должны справляться. Если у детей обнаруживается необычно высокий уровень напряжения или частые вспышки раздражения, полезно на несколько дней упростить им жизнь за счёт соблюдения заведенного распорядка дня, чёткой формулировки того, что от них ожидают и облегчения антиципации ими предстоящих событий. Неплохо также, чтобы дети пореже становились свидетелями родительских ссор, видели сцены насилия, демонстрируемые по телевидению.

     Но  многих стрессовых ситуаций невозможно избежать. Время от времени дети должны справляться с грузом рядовых  событий, таких как рождение брата  или сестры, переезд в новый  дом или переход в новую  школу, равно как и с сильными, хотя и редкими стрессами, вызванными, например, смертью близких, разводом родителей или  стихийными бедствиями. В этих условиях родители и учителя должны попытаться достичь следующих целей:

      1. Научиться распознавать и интерпретировать стрессовые реакции у детей.
      2. Обеспечить детям тёплое, надёжное пристанище, чтобы вернуть им уверенность.
      3. Дать детям возможность рассказать о том, что они чувствуют, так как с разделённой болью справиться легче.
      4. Не препятствовать регрессивному или не соответствующему возрасту поведению, такому как желание закутаться в одеяло, поприставать с пустяками или посидеть на коленях.
      5. Помочь детям понять смысл событий или обстоятельств, давая им все необходимые обьяснения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. т. 13 №5.
  2. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем[Текст]: М., - 1968.
 

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: изд-во “Институт практической психологии”, - Воронеж, 1995г. С. 352. 

6. Басов, М.Я. Общие основы педологии. 1928;  

  1. Бояринцев, В.П. Проблемы психологии и психофизиологии  активности и саморегуляции личности: М., - 1988.
 

13. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966г.  

  1. Изорд К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980г.
  2. Выготский, Л. С. Генезис высших психических функций// Собрание сочинений. Т. 3. - М.: Прогресс, 1983.

18.  Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1.

  1. Немов. Р. С. Психология. Кн. №2, - М., Просвещение Владос., 1995г.
  2. Данилова, Н. Н., Крылова, А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: МГУ, 1989.
 

22. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2. 

25. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г. 
 

  1. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997г.
 
  1. Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование[Текст]: - М., - 1987.
 

28. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975г. 

  1. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте. // Вопросы психологии, 1997г., №3.
 

47. Павлов, И.П. Избранные труды[Текст]. – М., - 1949г.

54. Семенов, И.М. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития //Вопросы психологии 1980 №2 стр. 45-42. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы тревожности и саморегуляции в подростковом возрасте