Проблемы тревожности и саморегуляции в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей личностной тревожности и саморегуляции у детей 13-14 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности и саморегуляции в современной психологии
§1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии……6
§2 Понятие «саморегуляции» и его психологический смысл.......................15
§3 Стилевые особенности саморегуляции и особенности тревожности у подростков.........................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «Московская  Гуманитарно-Техническая  Академия»

Психологический факультет 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

«Проблемы тревожности и  саморегуляции в  подростковом возрасте» 
 
 
 

Выполнила

Студентка: Никульшина Е.П.

Группа  П-603 (озв)

Научный руководитель:

Литвинова А.Л. 
 
 

Москва, 2011 г.

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения проблемы тревожности  и саморегуляции  в современной  психологии

§1 Проблема тревожности  в зарубежной и отечественной  психологии……6

§2 Понятие «саморегуляции» и его психологический смысл.......................15

§3  Стилевые особенности саморегуляции и особенности тревожности у подростков..................................................................................... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  тревожности как психологического феномена актуальна и современна, сегодня так же, как и много  лет назад. Несмотря на большое количество работ, посвященных ей (более 5000 статей и монографий), большинство важных вопросов остаются не разрешенными, и по сей день.

     

  • Выдающиеся  зарубежные и отечественные ученые, философы, психологи, в том числе  медицинские и клинические, врачи-неврологи, психотерапевты, психиатры, педагоги и  др. специалисты, такие как: И.Н. Андреева, Н.Е. Аракелов. В.М. Астапов, В.Ф. Березин, Л.В. Бороздина, И. Вачков, В.К. Вилюнас, О.П. Елисеев, А. И. Захаров, К. Изард, Б.И. Кочубей, Е.Е Малкова, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, Е. Савина, Ч.Д. Спилбергер, Ф. Сушкова, Н.Д. Творогов, З. Фрейд, Ю.Л. Ханин, К. Хорни, Н. Шанина, Э. Эриксон и другие, изучали особенности возникновения и проявления тревоги и тревожности на разных возрастных этапах личностного формирования.
  •      В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки  и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами — условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков-испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.).  

          За  последнее время в известной  степени наметились и определились также и различные теоретические  подходы в решении одной из координальных и центральных  проблем науки – проблемы саморегуляции человека.

         Понятие саморегуляции все чаще встречается  в психологии. При этом оно имеет  различное толкование и по-разному  интерпретируется в различных направления  и школах. Проблемами саморегуляции  занимались такие учёные психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.

         Психическое развитие подростка тесно связано  и с таким важнейшим новообразованием личности, как саморегуляция. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Саморегуляция начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

         Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями саморегуляции. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.

         Исследование  тревожности, в свою очередь, помогает лучше понять закономерности развития эмоциональной сферы человека, становления  эмоционально-личностых образований, особенно таких важных как самооценка и «Я – концепция». Профилактика высокого уровня тревожности, обучение способам её регуляции, коррекции крайне важны при подготовке детей и взрослых к сложным социальным и межличностным ситуациям.

         Сегодня проблема тревоги в целом и личностной тревожности в частности привлекает большое количество исследователей, занимающихся изучением особенностей поведения и психики, как здоровых людей, так и людей с патопсихологическими особенностями, поэтому это тема имеет очень ценное прикладное значение. 

    Цель  исследования –  изучение особенностей личностной тревожности и саморегуляции  у детей 13-14 лет.

    Объект  исследования – дети подросткового возраста

    Предмет исследования – уровень личностной тревожности и саморегуляция подростков.

    Гипотеза - уровень личностной тревожности подростков 13-14 лет средний или чуть завышенный.

    Задачи  исследования:

    1. Анализ психологической  литературы по данной проблеме;
    2. Проанализировать проблемы и причины возникновения личностной тревожности;
    3. Провести диагностику личностной тревожности детей среднего школьного возраста;
    4. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации участникам педагогического процесса (подросткам, учителям, родителям) по преодолению высокого уровня личностной тревожности.
    5. Методы исследования:

    1) Анализ, классификация, обобщение отечественных и зарубежных концепций по данной тематике.

    2) Наблюдение (обращалось внимание на поведение детей, их реакцию на личность экспериментатора, на предложенные им тестовые методики, на задаваемые школьниками вопросы по ходу выполнения тестирования, уровень сосредоточенности подростков в процессе работы), метод тестирования.

    3) Качественный и количественный анализ (подсчитывались результаты тестов каждого испытуемого по отдельности, а затем общий результат всей выборки и соотносились с ранее выведенными возрастными показателями личностной тревожности). 

         Этапы исследования:

    1. Анализ научной литературы, посвященной проблеме тревожности, в частности личностной тревожности.
    2. Выбор методик для проведения эмпирического исследования.
    3. Подготовка раздаточного материала (бланков) соответственно требованиям к каждой методики.
    4. Проведение тестирования.
    5. Анализ и интерпретация собранного и изученного в результате проведенного тестирования материала и его схематическое обобщение в виде таблиц и диаграмм.
    6. Формулирование выводов и психолого-педагогических рекомендации участникам педагогического процесса на базе собранных по теме данных и полученных результатов исследования.
     

    База  исследования: в исследовании принимали участие __ подростков (  __ мальчиков и __ девочек) в возрасте ____ лет, учащиеся ___ класса средней общеобразовательной школы №__  г. Москвы.  
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. Теоретические  аспекты изучения проблемы тревожности  и саморегуляции  в современной  психологии

         §1 Понятия тревожности, тревоги и страха

         Эмоции  и чувства представляют собой  отражение реальной действительности в форме переживаний. По классификации  предложенной К. Изардом [14], в его  “теории дифференциации эмоций”, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относятся:

    • интерес – волнение;
    • радость;
    • горе – страдание;
    • удивление;
    • гнев;
    • отвращение;
    • презрение;
    • страх;
    • стыд;
    • вина;

        Остальные производные. Из соединения фундаментальных  эмоций возникает комплексное, эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение. Что же такое тревожность? Различные авторы дают разные определения этому эмоциональному состоянию.

        Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций.

        В. В. Суворова [28], в своей книге “Психофизиология стресса” определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

        А. М. Прихожан [22], определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она  имеет свою побудительную силу, отмечает А. М. Прихожан, и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

        Как и любое комплексное психологическое  образование, тревожность характеризуется  сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.

        Нужно заметить, что тревожность может  возникнуть уже в новорожденном  состоянии или точнее сказать, одна из составляющих тревожности – страх.

        Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности” [26].

        В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

        Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние  целесообразного подготовленного  повышения внимания сенсорного и  моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

        Так как, страх – самая главная  составляющая тревожности, она имеет  свои особенности. Функционально страх  служит предупреждением о предстоящей  опасности, позволяет сосредоточить  внимание на ее источнике, побуждает  искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

        Л. И. Божович [5], определила тревогу, как  осознаваемую, имевшую место в  прошлом опыте, интенсивную болезнь  или предвиденье болезни.

        В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов [18], дает следующее определение: “Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях” [28].

    Информация о работе Проблемы тревожности и саморегуляции в подростковом возрасте