Проблемы школьного советского воспитания (тезисы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

Проблемы школьного советского воспитания не могут быть выведены из положений, стоящих вне советской общественной жизни и советской политической истории. Безнадежной является попытка построить воспитательную технику при помощи дедуктивных выводов из какой угодно науки: психологии, биологии и т. д. Это вовсе не значит, что положения этих наук не должны участвовать в деле построения советской воспитательной техники. Однако роль их должна быть чисто служебная, вполне подчиненная тем целям, которые диктуются политическими (практическими) обстоятельствами в жизни советского общества.
В настоящее время педагогическое значение таких наук, как психология и биология, очень слабо разработано. Очень вероятно, что в ближайшее время мы будем свидетелями самых широких открытий в этих областях, которые позволят нам более осмотрительно и более т

Работа содержит 1 файл

Проблемы школьного советского воспитания.docx

— 131.27 Кб (Скачать)

Труд  наш не удовлетворит тех педагогов-практиков, которые, не вдумавшись еще в собственное  свое дело, хотели бы иметь под рукою "краткое педагогическое руководство", где наставник и воспитатель  могли бы найти для себя прямое указание, что они должны делать в том или другом случае, не утруждая себя психическими анализами и философскими умозрениями. Но если бы мы дали этим педагогам  требуемую ими книгу, что весьма нетрудно, так как таких книг в  Германии довольно, то она не удовлетворила  бы их точно так, как не удовлетворяются  они педагогикой Шварца и Куртмана, переведенной на русский язык, хотя это едва ли не самое полное и не самое дельное собрание педагогических рецептов всякого рода.

Мы не удовлетворим тех преподавателей педагогики, которые желали бы дать своим ученикам или ученицам хорошее руководство  для изучения основных правил воспитания. Но мы полагаем, что лица, берущиеся  за преподавание педагогики, должны очень  хорошо понимать, что выучивание педагогических правил не приносит никому никакой  пользы и что самые правила  эти не имеют никаких границ: все  их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить  несколько томов. Это одно уже  показывает, что главное дело вовсе  не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых  эти правила вытекают.

Труд  наш не удовлетворит тех, кто, принимая так называемую позитивную философию  за последнее слово европейского мышления, полагает, быть может, не испробовав на деле, что эта философия довольно зрела для того, чтобы ее можно  уже было приложить на практике.

Труд  наш не удовлетворит тех идеалистов и систематиков, которые думают, что всякая наука должна быть системою истин, развивающихся из одной идеи, а не собранием фактов, группированных настолько, насколько позволяют сами эти факты.

Труд  наш не удовлетворит, наконец, тех  психологов-специалистов, которые подумают, и весьма справедливо, что для писателя, берущегося за изложение психологии, и притом не одной какой-нибудь психологической теории, а желающего выбрать из всех то, что можно считать фактически верным, следовало бы иметь побольше познаний и поглубже вдумываться в изучаемый предмет. Вполне соглашаясь с такими критиками, мы первые с радостью встретим их собственный труд, более полный, более ученый и более основательный; а нас пусть извинят за эту первую попытку именно потому, что онапервая.

Но мы надеемся принести положительную пользу тем людям, которые, избрав для себя педагогическую карьеру и прочитав несколько теорий педагогики, почувствовали  уже необходимость основывать ее правила на психических началах. Мы знаем, конечно, что, прочтя психологические  сочинения или Рида, или Локка, или Бенеке, или Гербарта, можно уже глубже войти в психологическую область, чем прочтя нашу книгу. Но мы думаем также, что по прочтении нашей книги теории великих психологических писателей будут понятнее для того, кто приступает к изучению этих теорий; а может быть, кроме того, книга наша удержит от увлечений тою или другою теорией и покажет, что должно пользоваться ими всеми, но не увлекаться ни одной в таком практическом деле, каково воспитание, где всякая односторонность обнаруживается практическою ошибкой. Книга наша назначается не для психологов-специалистов, но для педагогов, сознавших необходимость изучения психологии для их педагогического дела. Если же мы облегчим кому-нибудь изучение психологии с педагогической целью, поможем ему подарить русское воспитание книгою, которая далеко оставит за собою нашу первую попытку, то труд наш не пропадет даром. 

Аннотация на книгу К. Д.Ушинского "Человек  как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" Данное произведение великого педагога предназначено учителям и помогает узнать реальные психофизические  и психические закономерности человека, чтобы они могли в каждой конкретной ситуации принимать наиболее соответствующее  решение об адекватных педагогических мерах. "Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим  им: изучайте законы тех психических  явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими  законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли же при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты? Едва ли найдется хоть одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких" - пишет К.Д. Ушинский [2, с.36].

Информация о работе Проблемы школьного советского воспитания (тезисы)