Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:56, контрольная работа

Описание работы

Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания.

Содержание

Введение

1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения.

2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.

3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:

а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;

б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Деловое общение.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     С. Сигеле (1868-1913) — итальянский психосоциолог, криминалист, автор работ: «Преступная толпа» (1891), «Психология сект» (1895).                Занимался исследованием источников преступлений, которые возникают в условиях большого скопления людей. Основной причиной противоправных действий в толпе он видел в «иррациональной динамике действий», которые проявляются в «массовых ситуациях». Микроб зла, — отмечал С. Сигеле, — очень легко распространяется в толпе, «тогда как микроб добра умирает почти всегда, не находя подходящих условий жизни» (Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии).                                                      Специфика массовой психологии заключается, по мнению С. Сигеле, в ее инстинктивной природе. Способность сознательного и разумного управления поведением людей в условиях толпы неизбежно утрачиваться, настроение и поведение индивида в массе всегда иррационально, т.е. характеризуется неспособностью контролировать поступки и действия. Разгул неизменных побуждений, страстей, влечений, массовой истерии — вот что характеризует толпу. Поэтому массовые скопления людей — благодатная почва для совершения преступных действий. «...Возбуждение и гнев толпы очень глубоко переходит в короткое время, благодаря одному только влиянию численности, в настоящее бешенство». Преступные «деяния» в толпе происходят в «состоянии аффекта», что, с точки зрения уголовного права, должно рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство. В связи с этим С. Сигеле будучи специалистом в области уголовного права, добился соответствующих статей в итальянское законодательство.                                 Итак, С. Сигеле, подобно Г. Тарду и Г. Лебону, изучал социально-психологические особенности толпы, акцентируя более чем кто-либо на ее отрицательных социально-психологических характеристиках, таких как агрессивность, истеричность, безответственность, иррационализм, анархизм. Свой взгляд на этот социальный феномен он выразил в названии своей главной научной работы «Преступная толпа».

     3. Г. Тард  в работе  «Социальные законы»   писал, что  именно благодаря  механизмам подражания, таким как, например, мода, обычаи, традиции, возникают групповые  и общественные  ценности и нормы,  а индивиды,  усваивая  их, социализируются. Прокомментируйте это положение. 

     В основе   социальной деятельности лежит психологический настрой  отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает  другим. В этом Тард видит  «изначальный элемент социальности», основной способ существования личности, социальных групп  и общества.

     В теории Тарда подражание рассматривается  как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той  или иной сфере общественной жизни. Этим могут быть малые или большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную , познавательную и иную деятельность, обогащающие отношения между людьми. Подражание представлено как непосредственное проявление межличностного общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Литература. 

     
  1. Психология  и этика делового общения: учебник  для студентов вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко. -  5-е изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Университет, 2000. – 216 с.
  3. Култыгин В.П. Французская классическая социология Х1Х – начала ХХ веков. Лекции по истории социологии.-  М.: 1991.
  4. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: Макет, 1995 – Web-издание;

Информация о работе Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых