Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:56, контрольная работа
Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания.
Введение
1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения.
2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.
3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:
а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;
б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма.
Заключение
Список литературы
на
тему «Проблемы
психологии в истории
философской и психологической
мысли»
Вариант
№3
специальность
курс
г. Серпухов, 2008г.
План:
Список
литературы……………………………………………………
1. Введение
Общение между людьми как
Морально-психологические
Так, Конфуций (551-479гг.до н.э.) обращал
внимание на такие
Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг.до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положения этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.
Ученик Сократа Платон (427-347гг.до н.э.) считал, что общение между людьми должно строится на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения. Говоря о том, что душа размышляет и разговаривает сама с собой, Платон, по сути дела, ставит вопрос о внутренней речи людей. Это один из важных вопросов современной психологии, в том числе и психологии делового общения.
На многие психологические
Философ Нового времени голландец Бенедикт Спиноза (1632—1677) в своей "Этике" подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей, прежде всего, внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях — аффектах. Любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо. Вместе с тем Спиноза указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает.
Английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами. Интересы людей определяют характер и содержание общения между ними, — писали они.
Эти идеи получили подробное обоснование в работах французских просветителей XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723—1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). На обусловленность морали людей их жизненным опытом, указывал Вольтер (1694—1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.
Весьма актуальны сегодня высказывания
Жан Жака Руссо (1712—1778) о роли чувств и
естественных инстинктов человека в его
поведении. Это же можно сказать об учении
немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804)
о долге как основании нравственности
и о нравственном законе.
2. Основные социально-психологические идеи Г. Тарда и В. Парето
Многие идеи мыслителей
Несомненный интерес
Французский мыслитель Габриель Тард (1843-1904гг.), один из основоположников этого направления, назвал социологию как науку о функционировании общества «простой социальной психологией»1. Почти все его социологические труды, такие как «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа» и другие, посвящены проблемам социальной психологии.
Г. Тард исходил из того, что
в основе социальной
Тард рассматривает подражание
как усвоение и повторение
людьми того нового, что появляется
в той или иной сфере
Подражание представлено как
непосредственное проявление
Тард пишет о подражании
В рассуждениях Г. Тарда
Психические факторы
Парето решал проблему законов
развития общества, коренящихся
в психологическом содержании
действий людей. «Человеческие
действия, - утверждает Парето, - имеют
закономерный характер, и потому
мы можем делать их предметом научного
исследования»8. Закономерный характер
деятельности людей определяет закономерный
характер развития всех сфер общественной
жизни. Исходя из этого, Парето делает
вывод: - чистая экономия должна найти
законы явлений, которые могли бы применятся
как к обществу, где господствует частная
собственность, так и к обществу с коллективной
собственностью…она должна дать нам возможность
предвидеть экономические результаты
при какой угодно форме общественного
устройства9.
3. Анализ психологии масс в работах С. Сигеле и Г. Лебона
Психология масс – учение о проявлениях психики различных масс людей, будь то обыкновенная толпа или парламентское собрание. Г. Лебон писал, что «эра толпы» наступает в переходные и в то же время нестабильные периоды развития общества, когда рушится одна цивилизация и утверждается другая. При этом подчеркивал, что психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. Он указывал на импульсивность и раздражительность толпы, ее податливость внушению, нетерпимость, авторитетность, консерватизм и другие негативные свойства.
Представители
Существенный вклад в анализ "психологии масс" внесли французский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле.
Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная толпа", С. Сигеле (1868—1913) обратил внимание на необходимость разработки "коллективной психологии" как психологии различных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься, прежде всего "такими совокупностями индивидов, как, например, суд присяжных, собрания, съезды, театры и проч., которые не подчиняются ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам"10.
Коллективная психология, по Сигеле, — это также психология толпы11, "душа" которой формируется путем подражания людей друг другу. Сигеле указывает на роль заразительности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения12. Он говорит о "неоспоримом психологическом законе", по которому "интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время, в одном и том же месте". В этом заключается "причина того неистовства", до которого доходят энтузиазм или порицания, в разного рода собраниях людей.
Подробное обоснование психологии масс содержится в ряде работ Густава Лебона (1841—1931). В своем фундаментальном труде " Психология народов и масс" он обстоятельно характеризует сознание "толпы", ее многочисленные психологические свойства. Он пишет, что "эра толпы" наступает "в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, когда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утверждаются элементы другой"13.
Информация о работе Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых