Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:56, контрольная работа
Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания.
Введение
1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения.
2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.
3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:
а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;
б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма.
Заключение
Список литературы
По Лебону, психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. "Сознательная личность исчезает", чувства и мысли людей "принимают одно и то же направление", "Образуется коллективная душа, имеющая временный характер, но представляющая очень определенные черты". Далее Лебон характеризует эти черты, указывает на импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждении и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитарность и консервативность толпы.
Лебон пытается осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывает характер идей и воображений толпы. По его мнению, идеи толпы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость. Воображения же толпы чаще основаны на поверхностных впечатлениях. Он дает свою классификацию и описание толпы "различных категорий", выделяет разнообразную толпу и толпу однородную (секты, касты, классы и т.п.), преступную толпу, присяжные и уголовные суды, избирательную толпу, парламентские собрания.
4. Практическая часть
Прокомментируйте положение,
В основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. Это является изначальным элементом «социальности», основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Любой человек в своей деятельности и общении с другими людьми выступает как носитель духовности своего народа.
«Человек научается не только своими современниками, но еще больше из опыта протекших столетий и тысячелетий и вполне зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле». – Х. Штейнталь, М. Лацарус.
Исторически сложившиеся и
Список литературы.
1.Психология
и этика делового общения:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию (ГОУ ВПО)
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деловое общение»
Вариант
№ 3
Москва-2008
Тема 3. Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли.
1.
Охарактеризуйте основные
2.
Анализ психологии масс в
3.
Г. Тард в работе «Социальные
законы» писал, что именно
благодаря механизмам
1.
Охарактеризуйте
основные социально-
Габриэль
Тард (1843-1904) — французский социолог
психологической школы, автор работ: «Законы
подражания» (1890), «Социальная логика»
(1895), «Общественное мнение и толпа» (1902),
«Личность и толпа» (1903), «Социальные законы»
(1906).
Подражание
лежит в основе практически всех
социальных феноменов: общественное мнение,
обычаи традиции, мода, религия и
т.п. Природа подражания — гипнотизм.
Общество — это подражание , а
подражание — род гипнотизма.
Вильфредо Парето (15.07.1848, Париж-20.08.1923, Селиньи, Швейцария) - итальянский социолог и экономист, изложивший свою теоретическую социологическую концепцию в "Трактате всеобщей социологии.
Исходным
пунктом социологической теории
Парето была концепция нелогического
действия. Отказавшись от рационализма
философии Просвещения, Парето подчеркивал
иррациональный и алогичный характер
человеческого поведения, отчетливо проявляющийся,
по его мнению, в ходе истории. Врожденные
психические предиспозиции толкают индивида
к определенного рода поведению, истинные
мотивы которого он маскирует при помощи
псевдоаргументов, составляющих сущность
всех без исключения общественных теорий.
Любые теоретические построения, любые
идеологии являются, по Парето, оправданием
действия и имеют целью придать последнему
внешне логический характер, скрыв его
истинные мотивы.
Парето назвал идеологические системы,
обладающие ложным содержанием, деривациями,
т. е. производными от чувств (названных
им "остатками"), коренящихся в иррациональных
пластах человеческой психики. Они являются
внутренними биологическими импульсами,
детерминирующими социальное поведение
человека. На основе шести главных классов
"остатков", подразделенных на множество
подгрупп, Парето пытался объяснить
все многочисленные варианты человеческого
поведения. К классам "остатков"
Парето относит: инстинкт комбинаций,
лежащий в основе всех социальных изменений;
постоянство агрегатов, выражающее тенденцию
поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся
связи; стремление человека проявлять
свои чувства в общественных действиях
и поступках; чувства социальности, собственности
и, наконец, половой инстинкт. "Нелогические"
действия, совершаемые на основе "остатков",
рассматривались им как главная клеточка
общественной жизни, определяющая собой
ход циклических изменений и возвращений
к прошлому.
В основе концепции действия социального
Парето лежала определенная концепция
человека. Подчеркивая иррациональную
природу человека, он считал, что специфически
человеческое состоит не в разуме, а в
способности использовать разум в корыстных
целях. В проблеме соотношения чувств
и разума Парето отдавал приоритет
чувствам, считая их истинными движущими
силами истории. Исторические закономерности
он сводил к закономерностям иррациональной
психической жизни отдельных индивидов,
а идеологии называл "языками чувств".
Поскольку психика человека, ее черты
и особенности истолковывались вне и независимо
от социально-экономического контекста,
а эмоции полагались основой динамизма
социальной системы, под последнюю подводился
биологический фундамент. Утвердив основополагающую
роль сфер человеческой психики, Парето
выводил из них теории идеологии, социальной
стратификации и смены правящих элит.
Противопоставляя деривации (идеологии)
истине, Парето вместе с тем подчеркивал,
что их логическая несостоятельность
вовсе не уменьшает их социального значения,
их ценности для общества в целом и для
отдельных действующих лиц. Так, он подчеркивал
активную роль идеологий в обществе, их
мобилизующую силу, раскрывал механизм
манипулирования массовым сознанием.
Подчеркивая роль неосознанных элементов
человеческой психики, Парето сформулировал
некоторые идеи психологии подсознания,
хотя и не был знаком с трудами Фрейда.
Парето рассматривает общество
как систему, находящуюся в состоянии
динамического равновесия, придает детерминирующее
значение "остаткам", лежащим в основе
как дериваций, так и деления общества
на элиту ("лучшие") и неэлиту. Социальная
гетерогенность обосновывается биологически,
т. е. наличием определенных биопсихологических
качеств индивидов. Деление на способную
к управлению элиту и неэлиту Парето
считает существенной чертой всех человеческих
обществ, а "круговорот" элит, т. е.
их стабилизацию и последующую деградацию,
- движущей силой общественного развития,
лежащей в основе всех исторических событий.
Согласно этой концепции, индивиды, наделенные
от рождения "остатками", т. е. предрасположенностью
к манипулированию массами при помощи
хитрости и обмана ("лисы") или способностью
применения насилия ("львы"), создают
два различных типа правления, которые
приходят на смену друг другу в результате
исчерпания соответствующих "остатков"
с последующей деградацией элиты, приводящей
ее к упадку. Если правящая элита не противодействует
этому путем кооптации новых членов из
низших классов, в изобилии обладающих
соответствующими качествами, то наступает
социальная революция, весь смысл которой,
по Парето, заключается в обновлении
персонального состава правящей верхушки
- элиты общества.
В области хозяйственной деятельности
"львам" и "лисам" соответствуют
типы "спекулянтов" и "рантье",
прототипами которых являются бизнесмены
и их противоположность - робкие вкладчики,
живущие стрижкой купонов. Преобладание
в обществе "рантье" - свидетельство
стабилизации общества, переходящей затем
в загнивание. Преобладание "спекулянтов"
предопределяет развитие в социальной
и экономической жизни. Чередование экономических
и политических циклов связано в концепции
социального равновесия Парето с циклами
духовного производства - интеллектуального,
религиозного, художественного и т. п.
Здесь происходит ритмическая смена периодов
веры и скептицизма, в основе которых в
конечном счете лежат "остатки" первого
и второго классов.
Теория "круговорота элит"
строится Парето на основе исследования
врожденных биопсихологических свойств
индивидов. Однако политические, идеологические
и экономические изменения не являются
простым следствием изменений в личном
составе правящего меньшинства. Процесс
циркуляции элит выражает глубокие общественные
процессы, прежде всего социально-экономического
характера. Политические изменения происходят
тогда, когда правящие группировки не
в состоянии разрешить социально-экономические
проблемы, возникающие в ходе общественной
практики, и вынуждены прибегнуть к политическому
маневрированию.
2. Анализ психологии масс в работах С. Сигеле и Г. Лебона.
Густав
Лебон (1841-1931) — французский социолог,
автор работ: «Эволюция цивилизации» (1895),
«Психология народов и масс» (1896), «Психология
социализма» (1908).
Информация о работе Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых