Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цели работы - изучить особенности проявления юношеского возраста в любви и дружбе, показать проблемы дружбы и любви, с которыми наиболее часто сталкиваются молодые люди и девушки.
Цели конкретизируются в следующих задачах:
1. Изучить литературу по избранной теме;
2. Выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
3. Сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…..3
1 Бесценный дружеский союз………………………………………………......…5
1.1 Проблемы дружбы в юношеском возрасте……………………………….....10
2 Любовь - единство души, духа и тела…………..…………..…….……….….12
2.1 Проблемы любви в юношеском возрасте…………………………...…...….17
Заключение ………………………………………………………………….....…19
Глоссарий……………………………………………………………………….....21
Список использованных источников…………………………………………....22
Список сокращений ………………………………………………………...…….23
Приложение А. Неписаные правила дружбы……………………………......….24
Приложение Б. Систематика видов любви Р.Стернберга ………………...……26

Работа содержит 1 файл

Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Христианство  видит в любви сущность Бога и его отношение к человеку. В древнегреческом языке такому пониманию любви более всего соответствует «Агапе». Падший, духовный мир сам по себе не достоин любви, как, в прочем, не достоин её и падший человек. Но из сострадания к человеку бог притягивает ему руку надежды. Поэтому любовь христианская – сострадающая, жертвенная. Из любви к человеку бог пожертвовал своим Сыном. Одна из главных заповедей гласит: «…да любите друг друга; как Я возлюбил Вас, так и вы да любите друг-друга». И наоборот: «Не любите мира, ни того, что в мире». Иногда считают, что именно такое отношение к миру привело, в конечном счете, к экологическим проблемам (загрязнению среды обитания человека, нарушению природного баланса и др.). В ХХ в. усиливавшее отчуждение человека от естественной природы – как от  той, которая его окружает, так и от той, что в нём самом, - привело к значительной утрате собственной «самости». Человек словно очнувшись от глубокого обморока, не может вспомнить ни «кто он», ни «где он», ни «с кем он». Как же иначе можно объяснить тенденцию роста случаев «однополой любви»? Существенную отрицательную роль в этом сыграла созданная самими же людьми техника. Современный человек, будучи человеком техническим, отводит и любви техническую роль. Любовь в его представлении оказывается «техникой секса», «биологической энергией, направленной на воспроизводство особей в популяции» и т.д и т.п. Мировоззренческой и идейной основой такого понимания сущности любви послужили материалистические теории в биологии, психологии и психиатрии, возникшие в конце ХIХ – начале ХХ в. Пожалуй, наибольшую популярность среди них получила теория З.Фрейда (1856-1939). Согласно его концепции, вся жизнедеятельность человека определяется сексуальной энергией – либидо11, которая не найдя приложения в половых взаимоотношениях, специфически трансформируется – «сублимируется» (в терминологии Фрейда) – в других областях, которыми занимается человек: науке, искусстве, религии, литературе, вообще в труде.

     Согласно  Фрейду, «Начала» Евклида, «Мона Лиза»  Леонардо да Винчи, «Страсти по Матфею» И.С.Баха, «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского есть не результат их  высочайшего духовного и творческого подъёма, а всего лишь специфически «направленная сексуальная энергия».

     Не  трудно показать абсурдность такого подхода. Ведь если бы человеческая любовь исчерпывалась только её биологической, сексуальной, телесной и т.п. составляющими, мир сразу бы стал ущербнее. Так, если бы мы позволили себе мысленный эксперимент и отключили любовь в человеческом мире, точно также, как отключается свет в помещении, оставив только биологическое, телесное и т.д., нашему взору предстала бы удручающая картина. Парис не полюбил бы Елену, и Троянская война никогда бы не началась, следовательно, Гомер никогда бы не создал «Илиаду», последняя не послужила бы образцом для Эсхила, Софокла, Эврипида, Анакреона, Виргилия и т.д. Античные авторы вообще не оказали бы влияния на авторов эпохи Возрождения, в результате чего не родилась бы литература ХVII – ХIХ столетий. Не было бы ни Шекспира, ни Байрона, ни Пушкина, ни Солженицына.

     Конечно, в реальной жизни всё гораздо сложнее, чем в мысленном эксперименте, но существенная черта схвачена в нём верно. До тех пор пока человек существует как разумное, а главное, одушевлённое существо, любовь будет оставаться таким его состоянием, в котором, как сказано, было в самом начале, человек достигает полноты своего существования.

      2.1 Проблемы любви в юношеском возрасте 

     О проявлениях первой юношеской любви рассказывает вся мировая художественная литература. Её хранит память почти каждого взрослого человека. Но её нельзя и идеализировать, поскольку трудно допустить, чтобы высшая форма любви могла проявиться у человека, лишь находившегося в стадии становления, когда человек не стал ещё зрелым, что не может отразится на его любви.

     Для понимания психологических отличий  любви взрослых людей от юношеской особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей.

     Вопросы любви волнуют юных задолго до того, как к ним приходит сама любовь. Из книг, песен, из кинофильмов и рассказов старших товарищей, они уже знают, что любовь - это ценность, что люди ждут её и стремятся к ней. Неудивительно, что первой любви обычно предшествует само желание любить, испытывать это непонятное, романтическое чувство.

     Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с  множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно они хотят — и имеют на это полное право! — оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В. А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «гнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюблен. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний подросток назвал «ощупыванием сердца железными рукавицами». Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновенным».

     Несмотря  на демократизацию и упрощение взаимоотношений  между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации-ухаживания, например во время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и т. п. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание — игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой — довольно неопределенны.

     У юношества сильное стремление к  самоутверждению  в этой новой, необычной сфере чувств, к выявлению своей способности любить и быть любимым. Поэтому юношеская любовь  нередко есть преддверие в любовь, а не сама любовь.

     В юношеской любви много фантазии. В образе любимого сочетаются качества реального человека с воображаемым, обладающим совершенными достоинствами. Юношеская любовь близка к дружбе, похожа на неё, чаще всего она вырастает из дружбы. Юношеская любовь выражается в стремлении любящих быть вместе, в радости и желании говорить друг с другом, сознавать душевную близость, в стремлении видеть друг друга, в ожидании взаимного нежного внимания. Юношеская любовь бескорыстна, скромна и робка, неуверенна в себе и боится показаться смешной.

     На  юношеской любви лежит печать хрупкости и оторванности от жизни, она не заглядывает в будущее глазами реалиста, мечты у любящих обычно не связываются с семьёй, поэтому она оказывается похожей на интересную игру.

     Принося разные переживания, первая любовь может  неожиданно исчезнуть, возможно, потому, что любили то не столько реального, сколько воображаемого человека. Возможно, что вслед за этим возникает другой образ – идеал на месте прежнего. А затем может наступить и разочарование, когда, кажется, что разрушилась вся вера в любовь, что любви вообще нет. Однако чувство безысходности, к счастью, проходит, оставляя бесценный для юного человека эмоциональный опыт.  
 
 

      Заключение 

      Как уже упоминалось выше, целями данного исследования ставилось изучение особенностей проявления юношеского возраста в дружбе и любви, а также обозначение проблем любви и дружбы, с которыми приходится сталкиваться юношам и девушкам. Проведенное теоретическое исследование предусматривало решение целого ряда задач. На основе обзора литературных данных можно сделать следующие выводы:

     Эмоциональные переживания взаимоотношений в  юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни.

     Любовь  и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я» - концепцию самого молодого человека.

     В этом возрасте появляется новый тип  общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Поэтому и в любви и в дружбе развивается самосознание юноши, оформляются его жизненные планы.

     Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

     В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни.

     Дружба  также является важнейшим видом  эмоциональной привязанности и  межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности.

     Юношеская дружба помогает развитию личности и  индивидуальности юноши. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте весьма болезненно и воспринимается как личный недостаток.

     Сама  потребность в дружбе – нравственная потребность, которая возвышает личность, делает её добрее, гуманнее, щедрее к людям. Как писал В.А. Сухомлинский, «именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших душевных движений в другом человеке». Нравственный кодекс дружбы воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения.

     Недостаток  жизненного опыта в юности, приводит к тому, что молодым зачастую приходится сталкиваться со всевозможными проблемами в дружбе и любви.

      Человек ищет искренних преданных отношений, но чаще всего в меркантильном обществе находит безответственность и предательство. Сталкивается с использованием его материальных и интеллектуальных способностей.

      Любовь  всегда подразумевает под собой  жертвенность, в силу своей неопытности и ожидания любви человек натыкается на словесную жертвенность и отношения напоминают себе любовную игру незрелых людей. Когда юноши и девушки в таких отношениях встречаются с первыми трудностями – отношения разваливаются, поскольку в них нет цементирующего начала.

      В юношеском возрасте правильнее, когда  дружба вырастает из любви, поскольку в этих отношениях человек растёт в духовном, физическом плане, когда он свою любовь не получает сразу, а заслуживает. В душевных страданиях он приобретает такие духовные ценности, как самопожертвование, терпение, сострадание, когда он учится заботиться о другом человеке. Эти человеческие качества в дальнейшем формируют семейные отношения, в которых любовь может царствовать много лет.

      Чтобы избежать ошибок в любви и дружбе, молодым людям необходимо, чтобы перед их глазами был образ чистой дружбы и любви в лице их родителей, кумиров, героев из фильмов, литературных произведений. Надо, чтобы в отношениях были задействованы душа и сердце и не было корыстных мотивов.

      Любовь  и дружба – величайшее счастье  доступное человеку, эти чувства  должны служить началом возвышенного и благородного в отношении людей.  

      Глоссарий 

     
Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Дружба вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности
2 Либидо (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанного Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт
3 Любовь высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов
4 Людус в Древней Греции гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающаяся возможность измены.
5 Мания в Древней Греции - вырастающая из смешения эроса  и людуса иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения.
6 Прагма в Древней Греции - возникающая из смеси людуса и сторгэ рассудочная, легко  поддающаяся  сознательному  контролю любовь по расчету.
7 Ревность подозрительное  отношение человека к объекту  его обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности либо знанием о неверности
8 Секс (англ. sex, фр. sexe, лат. sexus — пол) — деятельность человека с целью получить совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения или желания продолжить род.
9 Товарищество близкие отношения, основанные на взаимной поддержке, общности интересов и деятельности
10 Юношеский возраст период развития человека, соответствующий переходу  от подросткового возраста к самостоятельной жизни

Информация о работе Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте