Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цели работы - изучить особенности проявления юношеского возраста в любви и дружбе, показать проблемы дружбы и любви, с которыми наиболее часто сталкиваются молодые люди и девушки.
Цели конкретизируются в следующих задачах:
1. Изучить литературу по избранной теме;
2. Выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
3. Сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…..3
1 Бесценный дружеский союз………………………………………………......…5
1.1 Проблемы дружбы в юношеском возрасте……………………………….....10
2 Любовь - единство души, духа и тела…………..…………..…….……….….12
2.1 Проблемы любви в юношеском возрасте…………………………...…...….17
Заключение ………………………………………………………………….....…19
Глоссарий……………………………………………………………………….....21
Список использованных источников…………………………………………....22
Список сокращений ………………………………………………………...…….23
Приложение А. Неписаные правила дружбы……………………………......….24
Приложение Б. Систематика видов любви Р.Стернберга ………………...……26

Работа содержит 1 файл

Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

      Введение  ………………………………………………………………………..…..3

      1 Бесценный дружеский союз………………………………………………......…5

      1.1 Проблемы дружбы в юношеском возрасте……………………………….....10

      2 Любовь - единство души, духа и тела…………..…………..…….……….….12

      2.1 Проблемы любви в юношеском возрасте…………………………...…...….17

      Заключение  ………………………………………………………………….....…19

      Глоссарий……………………………………………………………………….....21

      Список  использованных источников…………………………………………....22

      Список  сокращений ………………………………………………………...…….23

      Приложение А. Неписаные правила дружбы……………………………......….24

      Приложение  Б. Систематика видов любви Р.Стернберга ………………...……26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Если  изменения детского самосознания большей  частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются  эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного «Я». Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек.

      Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предмет которого - сам молодой человек, субъект отношений. Появляется стремление к общению со сверстниками противоположного пола.

      Новообразованием  юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы1 и любви2. То, как они объективно складываются, и как субъективно переживаются – это показатель возрастного развития.

      Главное психологическое приобретение ранней юности открытие своего внутреннего мира. «Для ребенка единственная осознаваемая реальность – это внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию». Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая возможность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное «Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью. Интимно-личностное общение, как камерное, доверительное, сопереживающее, в юношеском возрасте занимает существенное место. На основе откровенности и доверия выстраивается юношеское общение. Поэтому желание дружбы и любви в этом возрасте очень высоко, так как является проявлением возрастных потребностей.

      Сколько бы ни было сказано слов о любви и дружбе, написано музыки, спето песен, никогда не иссякнут и всегда будут актуальны эти вечные темы. Потому что без дружбы и любви жизнь человека будет бессмысленной.

      Объектом данной курсовой работы является юношеский возраст3. Субъектом – старшеклассники, учащиеся высших и средних учебных заведений.

      Её предметом выступает проявление особенностей юношеского возраста в любви и дружбе.

      Цели работы - изучить особенности проявления юношеского возраста в любви и дружбе, показать проблемы дружбы и любви, с которыми наиболее часто сталкиваются молодые люди и девушки.

      Цели конкретизируются в следующих задачах:

  1. Изучить литературу по избранной теме;
  2. Выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
  3. Сделать необходимые выводы.

      Новизна работы проявляется в том, что на фоне современной дружбы и любви, которая часто сводится к совместному времяпровождению, развлечениям без обязательств я предлагаю альтернативный вариант. Суть которого – строго нравственное начало в дружбе и любви и ответственности в словах и поступках и желание вернуть романтику, возвышающую душу юношей и девушек, а значит сделать их отношения чище. 

      1 Бесценный дружеский союз 

     Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чём её притягательная сила, её непреходящая ценность, её духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает? Не хватает, даже если сложились отношения в коллективе, если есть круг знакомых и приятелей, если существует взаимопонимание с родителями, братьями, сёстрами? «В отличие от деловых отношений, основанных исключительно на общности занятий и соответствующем разделении обязанностей, дружба – отношение всецело личностное, которое само по себе является благом.

     Во  все времена дружба всегда считалась  высшей нравственной ценностью. Психологические закономерности юношеской дружбы, будь то её идеал или реальные свойства, отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

     Возрастная  динамика дружбы, как и прочих межличностных  отношений, измеряется, прежде всего, степенью её избирательности, устойчивости и интимности.

     В отличие от родства или товарищества4, обоснованного принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности5, дружба индивидуально избирательна, добровольна, основана на взаимной симпатии. Дружба – отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие» - так оценивают дружбу учёные-психологи. М. Аргайл и М. Хендерсон провели в Англии, Италии и Гонконге обширный опрос, в ходе которого установили ряд неписаных правил дружбы (см. Приложение А).

     Что, например, связывает вас с другом? Вы сразу назовёте совместную деятельность, принадлежность к одному коллективу. Скорее всего, вы и живёте недалеко друг от друга. Значит, есть «пространственная близость», облегчающая регулярное общение. И обязательно укажете, сходны или различны вы как личности, что вас интересует, что сближает. Иными словами, что вы нашли в друге: своё дополнение, или сходство с собой? Качества, которых у вас нет?

     Всё это – предпосылки дружбы. Но к ним, обязательно, добавляются мотивы дружбы, без которых её просто нет. Какие же мотивы предпочтительны?

     Прежде  всего, юношескую дружбу определяет мотив взаимопомощи и верности. «Друг поможет»,  «друг не обманет» - убеждён каждый.

     Затем – внутренняя близость. «Друг – человек, который меня понимает», «друг – это тот, кто меня любит». Причём учёные проследили объективную, не зависящую от нас закономерность: от седьмого к десятому классу – значение второго мотива -  внутренней духовной близости возрастает. Возрастает и желание доверительности, внимания, сопереживания.

     Учёный психолог и социолог И.С. Кон утверждает, что в юности психологическая близость с друзьями (включающая и меру понимания вас другом, и меру вашей собственной откровенности с ним) максимальна и превосходит все прочие отношения. От друга старшеклассник ждёт  оценок (себя как человека, как личности), близких к его самооценке, а иногда и превышающих её. Это значит, что юношеская дружба нужна, необходима. Она поддерживает самоуважение личности.

     Вместе  с тем, дружба одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Иногда предпочитают друга постарше. Обычно этот человек, на которого хочется равняться, брать с него пример, а иногда видеть в нём советчика и защитника.

     Дружба  занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. «На вопрос: «Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?» от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко, причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит, прежде всего, о повышении уровня требований к дружбе об усложнении её критериев. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности». Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.

     Дружба  с младшим по возрасту, если она есть, выявляет лучшие качества старшего друга, он чувствует себя взрослым и ответственным за младшего.

     Мужская дружба, как принято считать, более сдержана и сурова. Для неё важно взаимопонимание, основанное на общности взглядов, интересов. Девочки же хотят сходства в чувствах, в переживаниях, их очень интересуют оттенки в дружеских отношениях. В их дружбе сильнее эмоциональное начало.

     Поэтому-то и виден всем различный рисунок  дружбы у мальчиков и у девочек, разное поведение друзей. Но это ничуть не влияет на качество истинной дружбы.

     Возможна  ли дружба между мальчиком и девочкой? Такой вопрос считается классическим для школьных диспутов. Сами мальчики и девочки в большинстве своём, отвечают на него утвердительно («да, возможна»). Однако этот ответ теоретический, ибо на практике две трети городских десятиклассников и свыше половины десятиклассниц вообще не имеют друзей «из другой половины».

     Как-то в девятом классе одной московской школы провели анкетный опрос (анкетирование). Вопросы были такие: есть ли у тебя друзья? Если нет, то почему? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Чего бы ты хотел от друга? На что готов для друга?

     Выяснилось: для друга готовы на всё, даже на смерть. Требуют же от друга немногого: понимания. Немногого? А сколько  разных составляющих мы включаем в это понятие. От друга ждут верности – доверяют как самому себе. У друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью, он примет её как свою. Друг поймёт заветные мечты… Через друга стараются понять самого себя.

     Может ли друг быть завистливым? А высокомерным? Или злобным и самовлюблённым?  Также не соединяются со словом «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и чёрствость.

     Из  опыта жизни люди знают, что подлинной  основой жизни является взаимная поддержка, взаимное уважение. Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Настоящая дружба правдива и отважна.

     Друг- это всегда серьёзно. Тот, кто хочет  дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ: готов ли он встретить друга? И не от того ли, что все умеют поговорить с самим собой, сетуют подчас: «Не могу найти друга»? Или размышляют, почему же с ними не дружат?

     Разговор  с самим собой должен быть решительным  и нелицеприятным. Интересен ли я самому себе? Не скучно ли мне с собой? Умею ли я общаться с собой? Ведь именно то, что, как бы собрано в человеке, выходит ли он к людям, только своими положительными человеческими качествами он может заслужить дружбу.

     Бывает, встречается человек общительный, доброжелательный, внимательный. Он и советы даёт и слушает всех, и помощь обещает, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать, душа не лежит. И только потому, общаясь с вами, принимая участие в ваших заботах, он в действительности занят только собой. Он вам не сочувствует  по-настоящему – он чуток только к себе, слышит только себя.

     Дружба  начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место  друга. Иначе и быть не может: друзья живут, воздействуя друг на друга, и  каждый стремиться быть нужным другому.

     Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна. Этим объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.  

     Обычно  юноши и девушки строго разграничивают друзей и просто приятелей. Вместе с тем не так уж редко за дружбу выдают привычку встречаться, чтобы послушать музыку, делиться впечатлениями. Хотя такие отношения и приятны, и важны, но их скорее можно назвать товарищескими. Бывает  у каждого: хочется шума, шуток, веселья, споров, тогда идут к товарищам.

Информация о работе Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте